UA / RU
Поддержать ZN.ua

Диалог по-гамбургски

От дружбы Азии с Европой выиграла Монголия Почти полусотня министров иностранных дел стран Азии и Европы собрались на минувшей неделе в Гамбурге...

Автор: Иван Сагайдачный

От дружбы Азии с Европой выиграла Монголия

Почти полусотня министров иностранных дел стран Азии и Европы собрались на минувшей неделе в Гамбурге. Встреча, которая проводится раз в два года, собрала под одной крышей представителей, пожалуй, крупнейшего межрегионального объединения планеты. Совокупное количество жителей стран, представленных в Гамбурге (а это АСЕАН плюс ряд азиатских государств, не входящих в эту организацию, и ЕС), составляет 58% населения планеты. На эти державы приходится 60% мировой торговли и 58% производимого на планете ВВП.

Нынешний форум, однако, стал свидетельством не только того, что Азия хочет в какой-то степени приобщиться к европейскому опыту экономической интеграции и политической самоорганизации. В большей степени совещание в Гамбурге продемонстрировало, что именно Европа пытается во многих своих глобальных начинаниях заполучить в лице азиатских стран надежных союзников.

Практически все наблюдатели также отметили, что встреча европейских и азиатских диплома­тов проходила как раз в канун очередного саммита «группы восьми». Он состоится в Хайлиген­дамме на балтийском побережье Германии 6—8 июня. Не­мецкое руководство в диалоге с азиатскими партнерами узнало их мнения и взгляды на ключевые пункты повестки дня встречи лидеров наиболее влиятельных стран мира. Хотя сразу оговоримся, далеко не во всем удалось найти согласия.

Диалог Европы и Азии был задуман одиннадцать лет назад, и теперь в нем участвуют 43 страны. В нынешнем году в повестку дня были внесены такие темы, как проблема изменения климата и сокращение вредных выбросов атмосферу, энергетическая безопасность и переход на альтернативные источники энергии, важнейшие вопросы мировой политики, включая ядерную программу Ирана, борьбу с терроризмом, ситуацию на Ближнем Востоке, в суданской провинции Дарфур и сербской провинции Косово. А еще «двусторонние» темы — перекос во взаимной торговле, уважение прав человека в Азии в целом и ситуация в Мьянме в частности.

Впрочем, форум, как всегда, проходил в форме свободного диалога, и никто не навязывал друг другу каких-либо решений. За исключением, пожалуй, одного: немецкому канцлеру Ангеле Меркель была очень необходима поддержка Азии в установлении четких и, главное, общих подходов в вопросе об обязательном сокращении наполовину вредных выбросов в атмосферу к 2050 году. Эту тему она намерена поставить во главу угла и на встрече G-8, несмотря на угрозу, что эту инициативу попытаются блокировать Соединенные Штаты, на долю которых ныне приходится наибольшие объемы вредных выбросов в атмосферу.

Среди азиатских государств самым желанным союзником для Германии была бы Япония, которая также входит в «группу восьми», а еще Китай и Индия, совокупный объем выбросов углеводорода в атмосферу у которых может достигнуть уровня США в 2015 году. Заручившись такой поддержкой, Меркель смогла бы противопоставить климатическую тему назревающей бурной дискуссии между лидерами РФ и США. Полемика Буша и Путина по военно-политическим вопросам грозит отодвинуть на второй план все немецкие экологические заготовки, что было бы неприятно для устроителей саммита в Хайлигендамме.

Азиаты, однако, немцев в этом вопросе не поддержали, сославшись на то, что развивающиеся страны имеют право не соблюдать ограничения на вредные выбросы, ибо их введение могло бы привести к замедлению роста национальных экономик. В ответ из уст европейских дипломатов прозвучала то ли угроза, то ли предупреждение: в случае, если азиатские страны не введут у себя более жесткие нормы контроля выбросов, европейские компании не будут сквозь пальцы смотреть на то, что в результате переноса промышленных производств из Европы в Азию нарушаются экологические нормы и снижается социальная защита рабочих. Азиаты отвечали, что у них не хватает средств для перевода своей зависимой от нефти и газа экономики на более экологически чистые технологии. Именно Евросоюз мог бы поделиться наработками в этой области, чтобы снизить затраты развивающихся стран Азии.

Но на деле оказалось, что в Гамбурге об инициативах помочь азиатским странам в преодолении экологических проблем заявила как раз Япония, которая уже разрабатывает соответствующие программы помощи. Главе немецкого МИДа Франку-Вальтеру Штайнмайеру пришлось даже сделать вид, что в ЕС дело обстоит не так плохо. И участники встречи, например, нашли точки соприкосновения в подходах к проблеме энергетической безопасности и признали необходимым поиск альтернативных источников энергии.

Гамбургская встреча продемонстрировала рост влияния Китая на глобальные процессы, будь то изменение климата, ядерные программы Ирана и Северной Кореи или гуманитарный кризис в Дарфуре. Примечательно, что президент Франции Николя Саркози незадолго до встречи в Гамбурге заявил: сегодня практически ни одна из мировых проблем не может быть решена без участия Китая. Возможно, именно этим объяснялось то, что за день до начала многосторонних консультаций в Гамбурге руководство Евросоюза провело отдельную встречу с главой китайского МИДа — от Китая ожидали поддержки европейских усилий по умиротворению в суданской провинции Дарфур.

Влияние Китая в африканских делах настолько возросло, что это обстоятельство уже вызывает опасения Вашингтона. Дешевые китайские кредиты беднейшим африканским странам и списание их долгов, помощь китайского правительства в налаживании добычи нефти и других полезных ископаемых в Африке, поставки оружия и направление многочисленного китайского миротворческого контингента — все это демонстрирует, что КНР наряду с мировыми державами пытается решать региональные проблемы.

Правда, делается это в контексте китайской внешнеполитической доктрины, что, очевидно, и приводит в замешательство США и Европу. Для того чтобы проверить, согласится ли Китай обменять часть своего влияния на международное признание своих усилий, французский глава внешнеполитического ведомства Бернар Кушнир предложил включить китайского представителя в контактную группу по дарфурской проблеме. А заодно выдвинул инициативу, чтобы Китай помог договориться с Чадом: проложить через его территорию в мятежную суданскую провинцию «дорогу жизни» для ввоза туда гуманитарных грузов и введения миротворческого контингента ООН и Африканского союза.

Китайский представитель не спешил с ответом. Кстати, вскоре пришло известие из Вашингтона о том, что Белый дом не поддерживает французские инициативы, поскольку Китай блокировал резолюции Совета безопасности ООН по ужесточению санкций против суданского правительства, инициаторами которых были США. В результате интересная идея французов так и не прошла.

При обсуждении иранской проблемы министры иностранных дел на второй день своих заседаний смогли согласовать совместный призыв к Тегерану отказаться от работ по обогащению урана и допустить инспекторов МАГАТЭ на свои объекты. Стороны также высказались за возобновление переговоров по северокорейской проблеме. По другим вопросам повестки дня никаких определенных решений принято не было…

В дни форума Франка-Вальтера Штайнмайера спросили: не считает ли он, что такое количество министров из таких разных стран с самого начала предопределило отсутствие конкретных решений? Немецкий дипломат не задумываясь ответил, что решений тут не принимали, а вот к мнениям, которые прозвучали в Гамбурге, прислушаются именно потому, что в данном случае европейские политики не пытались решить мировые проблемы самостоятельно, а заседали именно в широком кругу азиатских партнеров. В немецком МИДе уверены: итоги этого диалога обязательно найдут отражение в дискуссии лидеров на саммите «группы восьми», ведь темы переговоров в Гамбурге и Хайлиген­дамме совпадают.

А для того чтобы никто не сомневался в плодотворности европейско-азиатского сотрудничества, участники форума перед его закрытием объявили о выделении 14 миллионов евро на развитие сельского хозяйства Монголии.