UA / RU
Поддержать ZN.ua

Девятый вал капитана Бэсеску

По странам Центральной Европы, некогда входившим в социалистический лагерь, прокатилась волна политических кризисов...

Автор: Владимир Ким

По странам Центральной Европы, некогда входившим в социалистический лагерь, прокатилась волна политических кризисов. И если кое-какие страны попали под небольшой шторм, то где-то пронесся самый настоящий цунами с девятым валом. Не обошла эта волна и Румынию. Причем ее сила такова, что под главой государства зашаталось кресло: на днях румынский парламент на объединенном заседании верхней и нижней палат принял решение приостановить на тридцать дней полномочия президента Траяна Бэсеску. За это время должен пройти общенациональный референдум по вопросу о вынесении импичмента. Ну а пока Бэсеску отстранен от своих обязанностей, функции президента временно исполняет председатель сената Николае Вэкэрою, бывший премьер-министром Румынии в 1992—1996 годах.

Любопытная деталь: на следующий день после этого решения депутатов Конституционный суд, который еще в начале апреля не дал положительного ответа на предложение парламента по импичменту президента, поскольку нарушения Бэсеску Основного Закона были не очень серьезны, оперативно собрался на заседание. И столь же быстро вынес решение: судьи отклонили иск главы государства в отношении незаконности отстранения его от должности. Но, похоже, Траян Бэсеску, в прошлом капитан дальнего плавания, этот девятый вал переживет…

Поводом для экстраординарного решения парламента, за которое проголосовало 322 депутата из 469, стали выводы специальной парламентской комиссии. Та обнаружила, что Бэсеску за два с половиной года своего президентст­ва девятнадцать раз нарушал Консти­туцию. Ему, в частности, вменяют авторитаризм, сме­щение и назначение новых министров без согласования и консультаций с парламентом, отход от роли посредника в политической жизни страны, вмешательст­во в работу органов правосудия и юстиции, предоставление преференций в процессе приватизации и получении выгодных контрактов и т.д. и т.п. Примечательно, что за это решение проголосовали не только оппозиционные пар­тии «Романиа Маре» («Великая Румыния»), Со­циал-демократическая и Консерва­тив­ная, но также и ряд депутатов из правящих Национал-либеральной партии и Демо­кратического союза венгров Румынии.

Сам Бэсеску заявил своим сторонникам будто его пытаются отстранить от власти за попытку модернизировать страну и за борьбу с коррупцией. Но румынские политологи отмечают, что в основе решения парламента лежат не столько правовые причины, сколько политические и личностные: конфликт Траяна Бэсеску с оппозиционными партиями, а также с премьер-министром Кэлином Попеску-Тэричану, представляющим Национал-либеральную партию.

Конфликт между амбициозным премьером и честолюбивым президентом начался давно и во многом вызван тем, что Бэсеску хотел лично контролировать работу правительства. Но были и другие мотивы. В прошлом году, например, отношения Попеску-Тэричану и Бэсеску обострились после того, как первый выступил против предложения главы правительства немедленно вывести войска из Ирака. Далее была чехарда с назначениями в кабинет министров, апофеозом которой стала история с должностью министра иностранных дел. (Предыдущий руководитель внешнеполитического ведомства Михай-Разван Унгуряну, близкий союзник Бэсеску, ушел со своего поста в результате громкого и крайне неприятного скандала: он не преду­предил власти страны, что двое румынских граждан были задержаны в Ираке американскими солдатами по обвинению в шпионаже и несколько месяцев прове­ли в тюрьме. Но президент отказался назначать на должность гла­вы МИДа кандидатуру, предложенную премьером, — депутата сената Адрияна Чорояну. В результате Попеску-Тэричану решил стать по совместительству еще и министром иностранных дел.)

В середине марта в отношениях премьера и президента наметилась новая трещина: Бэсеску хотел проконтролировать ход обсуждения сроков выборов в Евро­парла­мент. В результате дата так и не была определена. Между тем Бухарест должен был отправить 35 своих пар­ламентариев уже в конце 2007 года. Кризис в отношениях президента с премьером дошел до такой стадии, что месяц назад Попеску-Тэричану решил избавить коалиционное правительство от представителей пропрезидентской Демо­кра­тической партии и сформировать пра­вительство меньшинства: внутренние противоречия в коалиции мешали нормальной работе действующего кабинета. И хотя коалиция Национал-либеральной партии и Демократичес­кого союза венгров Румынии имеет в парламенте менее четверти мест, премьер нашел союзников в лице социал-демократов, которые и обеспечили его кабинету необходимое количество голосов.

Кстати, переформатирование коалиции дало основание Траяну Бэсеску заявить, что состав правительства не отвечает воле широких кругов избирателей, поскольку Национал-либеральная партия шла на выборы с Демократической партией в едином блоке «Справедливость и правда». И потому, по мнению президента, Румыния более всего нуждается в досрочных парламентских выборах. Впрочем, эти заявления не помешали президенту все же подписать указ о назначении нового правительства.

Этот конфликт между премьером и президентом, сопровождаемый взаимными обвинениями в протекции близким к ним бизнесменам, развивался на фоне обострения отношений Бэсеску с оппозицией. Прежде всего с Социал-демократической и Консервативной партиями. Негативное отношение эсдеков к нынешнему главе государства сформировалось еще во времена президентской кампании 2004 года. Ведь тогда основным соперником Бэсеску был лидер румынских социал-демократов Адри­ан Нэстасе. Отношения ухудшались по мере того, как власти начали искать среди членов оппозиционной партии бывших тайных агентов румынской службы безопасности времен Чаушеску, а политический истеблишмент вновь заговорил о необходимости проведения люстрации. Напряжение в отношениях оппозиции и президента усилило предложение Бэсеску изменить конституцию с тем, чтобы Румыния из парламентской республики стала президентской. (По мнению Траяна Бэсеску, существующая конституция является постоянным источником конфликтов между президентом и премьер-министром, а кроме того, в Основном Законе, дескать, нет четкого определения разделения полномочий между главой государства и кабинетом министров.) И в этом предложении социал-демократы и их союзники увидели стремление президента еще больше расширить свои права.

Теперь, когда решение об отстранении главы государства вступило в силу, в течение месяца должен быть проведен общенациональный референдум по вопросу о вынесении импичмента. В прошедший вторник парламент решил, что голосование состоится 19 мая. Если румыны поддержат решение парламента, то через два месяца пос­ле референдума должны состояться президентские выборы. Прав­да, для этого решение должны поддержать 50% всех зарегистрированных румынских избирателей плюс один голос. Но если в этот месяц отстраненный от власти Траян Бэсеску добровольно уйдет в отставку (что кажется маловероятным, учитывая его воинственное настроение), то парламент и правительство страны должны будут в течение трех месяцев провести досрочные президентские выборы. Правда, сам глава государства «решил, что лучшим путем преодоления политического кризиса будет проведение референдума». Но какой бы из двух вариантов ни был реализован, в любом случае, как отмечают местные наблюдатели, во главе государства останется все тот же Траян Бэсеску.

Дело в том, что Бэсеску за время своего пребывания в президентском дворце не растерял популярность у народа. По данным социологических опросов, его поддерживает около 65% румын. Им импонирует его простота, и то, что он не потерял связь с народом: время от времени президент появляется в одном из баров и запросто общается с народом. Не стоит сбрасывать со счетов и успехи, достигнутые Румы­нией за время президентства Траяна Бэсеску. А это не только факт вступления страны в Евро­пей­ский Союз. Речь идет прежде всего о реформировании сектора экономики и судебной реформе. (В этой связи показательно, что в Евросоюзе озабочены не столько самим кризисом, сколько тем, как он отразится на проведении экономических и политических преобразований, судебной реформе. К примеру, представитель Европейского Союза по вопросам юстиции и внутренних дел Франко Фраттини заявил: «Больше всего мы обеспокоены тем, что процесс проведения реформ может пойти на спад. Я не в состоянии оценить внутреннюю политическую ситуацию в Румынии, для меня приоритетное значение имеют результаты проводимых нами судебных реформ и борьба с коррупцией в высших эшелонах власти».)

Так что не удивительно, что для поддержки нынешнего главы государства на улицу вышли его сторонники. Впрочем, эти уличные протесты против решения парламента не стали массовыми. Но, учитывая популярность Бэсеску, а также требования румынского законодательства относительно референдума (50% плюс один голос), есть все основания предполагать — импичмент нынешнему главе государства так и не будет объявлен. По мнению румынских аналитиков, у оппозиционных сил нет ни лидеров, ни достаточной популярности для того, чтобы победить на досрочных выборах. И Бэсеску на референдуме получит мандат доверия своих избирателей. Который он эффективно использует в политической борьбе со своими оппонентами. И, похоже, в этой ситуации, скорее, следует ожидать досрочных парламентских выборов, а вовсе не президентских.