UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ КИТАЯ В УКРАИНЕ Г-Н ЛИ ГО БАН: «ВЕРЮ В ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, А НЕ В ГОРОСКОПЫ»

Если китайская медицина и кухня дают господину Ли Го Бану здоровье, то китайская философия — умение адекватно воспринимать китайское проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен»...

Автор: Валерия Бондаренко

Если китайская медицина и кухня дают господину Ли Го Бану здоровье, то китайская философия — умение адекватно воспринимать китайское проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен». Их было на его веку более чем достаточно.

На дипломатической работе он с начала семидесятых годов. Застал времена «культурной революции» в Китае, развал СССР, своими глазами видел последствия натовских бомбардировок Югославии... Но эти перемены только закалили его, обогатили бесценным опытом и отшлифовали дипломатическое мастерство.

Господин посол как нельзя лучше отвечает стереотипу дипломата, который «два раза подумает, прежде чем ничего не сказать». Обаятелен, тактичен, по-восточному нетороплив. Гостей любит встречать чашкой ароматного китайского чая и приветливым обращением на русском языке, с китайско-сербским акцентом...

Китай и Украина — во многом союзники

— Господин посол, в этом году мы отмечаем 10-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Как бы вы охарактеризовали эти отношения?

— Наше сотрудничество развивается очень динамично и имеет хорошую перспективу. Залог этому — взаимное уважение. Китай всегда серьезно относился к Украине. Ваше государство всегда поддерживало и поддерживает позиции КНР по таким вопросам, как тайванский, тибетский, проблемы прав человека... А главное, что объединяет наши страны, — Украина и Китай очень миролюбивы и все делают для того, чтобы не возникало никаких кровавых конфликтов. А ведь это, по большому счету, и является залогом нормальной, спокойной жизни.

— Торгово-экономические отношения между нашими странами развиваются очень динамично. Но все же наверняка есть и то, что мешает. Какие факторы тормозят развитие взаимовыгодного сотрудничества?

— Экономическое партнерство действительно очень интенсивно, но мы все же недовольны, поскольку у этой области сотрудничества есть очень большой нереализованный потенциал. Украина занимает третье место в товарообороте Китая с СНГ после России и Казахстана. В 2001 году товарооборот между нашими странами составил 858 млн. долларов, прирост, по сравнению с предыдущим годом, равняется 45,1 %. Мешает же то, что структура нашего товарооборота довольно однообразна. Украина является одним из основных поставщиков металлургической продукции в Китай, а до последнего времени — еще и минеральных удобрений. А мы экспортируем в основном товары текстиля, легкой и пищевой промышленности. Очень радует тот факт, что в последнее время увеличивается экспорт из Китая электроники, машиностроения и медикаментов.

Беда нашего сотрудничества в том, что по-настоящему крупные заводы и фабрики КНР еще не вышли на украинский рынок — и наоборот. Совместный бизнес строится в основном на уровне мелких и средних предприятий, а почти все крупные корпорации остаются за бортом. Украинской стороне следует принимать активные меры для расширения импорта из Китая. Экспорт в Украину сейчас составляет $247 млн. и его прирост — 81,2 % в этом году. Ваш импорт в КНР — $611 млн., соответственно прирост составляет 34,3%. Сейчас, на мой взгляд, очень важно развивать экономико-техническое сотрудничество: авиацию, технологии и тому подобное. Кроме того, дальнейшее развитие торгово-экономических отношений тормозит еще ряд факторов: большое количество фирм-посредников и оффшорных компаний во взаимной торговле, присутствие банковых, страховых компаний третьих стран в обслуживании торговых операций, повышение тарифов железнодорожного транспорта на транзиты грузов, небольшие возможности обеспечения перевозок морским и авиатранспортом. Сюда же можно отнести также неразвитость договорно-правовой базы, отсутствие практики взаимного предоставления таможенных льгот, медленное решение хозяйственных споров соответствующими судами и арбитражными ведомствами. И, конечно же, принципиальные расхождения в методиках вычисления объемов двухсторонней торговли, ее структуры национальными статистическими и таможенными ведомствами. Тем не менее, я надеюсь, что в ближайшем будущем все препятствия будут устранены.

— Какие факты дают вам повод для такого оптимизма?

— Наши отношения развиваются, и специалисты обеих стран работают над тем, чтобы ликвидировать все препоны на этом пути. Создана Межгосударственная украинско-китайская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Происходит обмен визитами. В прошлом году Украину посетил Председатель КНР Цзян Цзэминь, а в
1995-м в КНР приезжал Леонид Кучма. Оба визита имели огромное положительное влияние на украинско-китайские отношения. Был достигнут ряд принципиально важных договоренностей.

— Чем объясняется тот факт, что межбанковский обмен между нашими государствами практически отсутствует и расчеты производятся через третьи страны?

— Безусловно, это не идет на пользу нашему сотрудничеству. Чтобы решить проблему, нужно в дальнейшем повышать объемы товарооборота между нашими странами. Необходимо улучшить имидж и укрепить доверие Украины. Это фундамент укрепления взаимного сотрудничества, без которого решать вопросы очень тяжело. В прошлом году глава Народного банка Китая посетил с делегацией Украину. Визит был очень успешным.

— Каковы реальные результаты этой встречи?

— Я думаю, в процессе укрепления сотрудничества между нашими странами и в процессе вхождения Украины и Китая в европейские структуры банки двух стран будут работать напрямую. Один из главных результатов встречи — углубление взаимопонимания. Переговоры продолжаются, и обе стороны принимают в них активное участие.

— Господин посол, какие межгосударственные программы заслуживают наиболее пристального внимания со стороны обеих стран?

— Во-первых, программа международного сотрудничества. Здесь Китай и Украина выступают как союзники. Большое значение правительства наших стран придают налаживанию взаимодействия в международных организациях, прежде всего в ООН. По многим вопросам позиции Украины и Китая очень близки. Это вопросы противодействия политике силы на международной арене, ядерное разоружение, реформы и распределение финансирования ООН, борьба с терроризмом и т.д. Стороны поддерживают друг друга при голосовании в комитетах и комиссиях. Огромный потенциал есть и в области научно-технического сотрудничества. Китай интересуют такие направления, как металлургия, аэрокосмические технологии, технологии АПК и медицины, а Украину — успехи Китая в сфере компьютеризации, телекоммуникаций, электронной и электротехнической промышленности. Очень важна и военно-техническая отрасль. Потенциал вашего ВПК огромен, и Украина заинтересована в сотрудничестве с Китаем, особенно в изучении опыта моей страны в конверсии предприятий военно-промышленного комплекса и участия китайских специалистов в программах перевода украинских военных предприятий на мирные рельсы. Немаловажно и культурно-гуманитарное партнерство. На сегодня в рамках соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Украины и Государственным комитетом КНР по вопросам образования 14 образовательных учреждений Украины напрямую контактируют с 36 вузами Китая. Граждане обоих государств обучаются в высших учебных заведениях Украины и Китая за свой счет. Сегодня в институтах и университетах Украины учатся более 2000 китайских студентов и стажеров. Украинских студентов у нас — в 10 раз меньше.

Мудрость Конфуция и загадка славянской души

— Господин посол, вы уроженец автономного округа внутренней Монголии. Вспомните, были ли в вашем детстве конфликты на межнациональной почве?

— Я родился в семье служащего. Мама — домохозяйка. А семья была большая... Жили небогато, но дружно, всегда помогали друг другу. Я ходил в школу с детьми разных национальностей, и никаких проблем никогда у нас не было. Уважали друг друга за умственные способности, а не за цвет кожи или разрез глаз. После школы я без проблем поступил в Пекинский университет на отделение сербскохорватского языка и литературы. Со временем стал дипломатом и никогда не чувствовал себя «человеком другой национальности».

— Почему вы в дипломатии выбрали именно славянское направление?

— Славяне всегда были близки мне по духу. Мне нравится славянская открытость, способность дружить, прямота, умение не помнить зла, гостеприимство, широта натуры — словом, все то, что называется загадкой славянской души. Я с 1976 года на дипломатической работе в Восточной и Центральной Европе, естественно, с небольшими перерывами. И знаете, если мне еще раз позволят выбрать страну, обязательно поеду в славянскую.

— Ваши последние назначения, до приезда в Украину — должность чотрудника посольства Китая в бывшей Югославии, потом — работа в МИДе Китая, а затем послом в Хорватии, как раз во время конфликта с НАТО. Какой вы увидели эту войну?

— Послом в СФРЮ я работал еще в конце восьмидесятых, а в Хорватию переехал в 1997 году. Поэтому войну наблюдал только по телевизору. Но последствия не только видел — я среди них жил. Приехав в Хорватию, с ужасом констатировал: работать мне придется в полуразрушенном городе, и это несмотря на то, что после войны Хорватии и Сербии прошло уже несколько лет. Обстановка была очень напряженная, особенно когда начали бомбить Югославию, а мы следили за этим по ТВ, слушали военные сводки и рассказы очевидцев.

— Какой день войны для вас оказался самым страшным?

— День, когда натовские бомбы попали в здание посольства Китая в Югославии. Мы сначала даже не могли в это поверить, потом нам сообщили о жертвах... Убили людей, с которыми я проработал не один год. Погиб и мой лучший друг, товарищ еще по университету. Знаете, после того, что довелось пережить, начинаешь абсолютно по-другому расценивать значение таких слов, как мир и жизнь. Вот еще почему я так уютно чувствую себя в Украине, которой удавалось все проблемы решать без войны.

— В Украине вы уже более двух лет. В чем, по вашему мнению, вы стали немножечко «украинцем»?

— Наверное, в том, что очень полюбил Киев: зеленый, красивый, очень уютный город. Со временем стал завсегдатаем Андреевского спуска. Именно там, среди произведений украинского искусства открыл для себя прелесть картин, написанных маслом, до этого я их не очень-то понимал. Кроме того, пристрастился к украинской кухне, очень люблю борщ, вареники и сало. Хотя лакомлюсь этими блюдами только иногда...

— У рядового украинца Китай ассоциируется с гороскопами, китайской кухней и нетрадиционной медициной... Насколько важную роль играют эти три составляющие в вашей жизни?

— Китайская кухня вкусна, полезна и чрезвычайно разнообразна. В ней четыре школы, в каждой из них — множество направлений. Отведать эти блюда можно в многочисленных китайских ресторанах, которые в Киеве довольно популярны. Я же предпочитаю «готовку» нашего посольского повара — он просто виртуоз в кулинарном искусстве.

Китайская медицина обеспечивает здоровье. Она базируется на опыте тысячелетий и не просто лечит, а формирует определенное мировоззрение. Для расслабления я занимаюсь медитацией, а когда заболеваю, использую наши лекарственные травы. При этом никогда не отвергаю и европейские методы лечения, особенно достижения в области диагностики. А потом уже можно подключить и китайские народные лекарства. Я заметил, у вас тоже развита народная медицина, но она не поставлена на промышленную основу, как у нас. Раньше у нас тоже травы преимущественно заваривали, а теперь используют чаще в виде порошков, таблеток и «жвачек», что гораздо экономнее и удобнее.

— Вы говорите, что китайская медицина формирует определенное мировоззрение. Какая древняя мудрость помогает вам в жизни?

— Наверное, слова Конфуция: «из трех человек один обязательно мой учитель». Это значит, что мы учимся всю жизнь и при желании всегда найдем того, у кого можно почерпнуть новые знания. Есть и другое изречение того же мудреца, которое в славянской интерпретации звучит так: «не желай другим того, чего себе не пожелаешь». Следование этому принципу помогает обрести душевное равновесие и даже способствует карьерному росту, дает возможность находить взаимопонимание между людьми разных взглядов и направлять их в одно конструктивное русло. В Украине у меня много друзей среди представителей разных политических течений и партий. Всех их роднит одно — интерес и уважение к Китаю. На этой почве они объединяются и приносят обеим странам много пользы.

А что касается гороскопов (посол улыбнулся), честно говоря, я не очень-то в них верю. Это как интересная игра, тот же карнавал, на котором один вырядился в костюм дракона, другой — лошади, а третий — обезьяны. Но это мое субъективное мнение, ни в коей мере не настаиваю на его непогрешимости. Просто я человек такой... Верю исключительно в здравый смысл, основанный на глубокой аналитике, профессиональных прогнозах и беспристрастной статистике.

— И что вам на сей раз подсказывает здравый смысл?

— То, что отношения между нашими странами станут еще теплее, шире и лучше…