UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чешская политика: конец идеалистов, время олигархов

Страна Гавела и Масарика, демократии и человеческих прав - так еще до недавнего времени Чехию воспринимали в мире. В том числе в Украине и Беларуси: Прага времен Гавела и его последователей очень активно поддерживала белорусскую оппозицию и украинские стремления интегрироваться с Европой.

Автор: Якуб Логинов

Страна Гавела и Масарика, демократии и человеческих прав - так еще до недавнего времени Чехию воспринимали в мире.

В том числе в Украине и Беларуси: Прага времен Гавела и его последователей очень активно поддерживала белорусскую оппозицию и украинские стремления интегрироваться с Европой. Однако, похоже, это светлое лицо чешской политики отходит в прошлое. Наступает время циничных олигархов и, в лучшем случае, технократов, не уделяющих большого внимания европейским ценностям.

Когда в Украине говорят о чешских политиках, чаще всего вспоминают президента Милоша Земана, прославившегося своей пророссийской позицией и ляпсусами, - в этой категории он мог бы конкурировать с бывшим украинским президентом Виктором Януковичем. Значительно меньше говорят о социал-демократическом премьере - технократе Богуславе Соботке, который в "восточном вопросе" занимает позицию, противоположную позиции Земана, т.е., скорее, является адвокатом Украины. Однако в действительности едва ли не самым важным чешским политиком является лицо, о котором в Украине не знает почти никто. Речь о "сером кардинале", политике-олигархе Андрее Бабише, занимающем должность вице-премьера и министра финансов в коалиционном правительстве Соботки. Причем его амбиции стремятся значительно выше - он уверенно идет за премьерским креслом после запланированных на 2017 г. парламентских выборов.

Политическая карьера Андрея Бабиша - это лучший пример олигархизации чешской политики в украинском стиле, поэтому о нем следует сказать подробнее.

Андрей Бабиш - по национальности словак из Братиславы, в Чехии живет с начала 1990-х. Этот второй самый богатый чех одновременно занимает первую ступеньку в рейтинге самых состоятельных словаков. Его путь к первому миллиону стандартен и похож на пройденный другими олигархами на посткоммунистическом пространстве. Использование связей с экономической элитой предыдущей системы (директорами государственных предприятий), участие в дикой приватизации 1990-х и т.п. Влиятельный словацкий еженедельник "Неделя" писал, что создать собственную бизнес-империю Бабишу помогли связи с бывшими спецслужбами коммунистической Чехословакии, однако вице-премьер отрицает эту информацию.

Стрежень деловой империи Андрея Бабиша - группа "Агроферт", занимающая первую позицию на чешском и словацком продовольственных рынках. А вхождение Бабиша в политику в 2011 г. было обусловлено, прежде всего, желанием использовать власть для продвижения деловых интересов этой компании.

В 2011 г. Адрей Бабиш основал свой политический проект - партию "АНО" (на чешском это слово означает "ДА") либерально-центристского направления. Что интересно, партия получила популярность на лозунгах борьбы с коррупцией. Это смешно, учитывая мотивацию ее лидера и его методы. "АНО" с самого начала продвигали так, как продвигают на рынке стиральный порошок или колбасу: идеология не имела значения, партию создали практически с нуля, а решающим фактором были деньги, которые вкладывал Бабиш. Кто-то скажет: что же в этом нового, именно так выглядит политика в Украине. Однако для Чехии это было совсем новое качество, еще никогда раньше ни одна партия не была так связана с бизнесом, и ни одна не была настолько безыдейной.

Что, кроме собственной политической партии, еще надо для укрепления позиции олигарха? Правильно - собственные СМИ. Таким образом, в 2013 г. Андрей Бабиш купил издательство MAFRA, выпускающее в свет самые влиятельные чешские ежедневные издания "Лидове новины" и "Млада фронта ДНЕС", порталы lidovky.cz и idnes.cz, а также влиятельный еженедельник "ТЕМА". Эти СМИ сохранили высокий уровень и объективность, но с единственным предостережением: об Андрее Бабише и его бизнесе там можно писать только положительно или нейтрально. Либо не писать вообще.

В знак протеста редакции указанных изданий оставили несколько журналистов, но это мало на что повлияло. Для сравнения следует вспомнить противоположный пример из соседней Словакии, где олигархи хотели подчинить себе СМИ, однако эта попытка им не удалась. В 2014 г. влиятельную словацкую ежедневную газету "СМЕ" купили одиозные олигархи из финансовой группы "Пента". Это вызвало в словацком обществе волну негодования, а "СМЕ" оставили многие известные журналисты, основавшие альтернативный "Дневник N". Новый проект удержался на рынке благодаря донорским взносам обычных словаков, решивших таким образом противостоять олигархизации страны и поддержать свободу слова. Проект состоялся, хотя такого никто не ожидал. Наконец, сам "СМЕ" придерживается стандартов: все статьи, где речь идет о "Пенте", обозначены надписью, которая обращает внимание на конфликт интересов: "Группа "Пента" является мажоритарным владельцем акций издательства, выпускающего газету "СМЕ". Зато в Чехии такой реакции не хватило, что помогло Бабишу быстрыми темпами строить свое политически-делово-медийное королевство.

Результаты не заставили себя ждать. На парламентских выборах 2013 г. партия "АНО" заняла второе место и получила 18,7% голосов. Немного лучший результат у социал-демократов - 20,4%. Таким образом, было создано коалиционное правительство с участием Чешской социал-демократической партии, "АНО" и Крестьянской партии. Кресло премьера получил лидер социалистов Богуслав Соботка, а Бабиш стал "серым кардиналом" - вице-премьером и министром финансов.

Главной задачей министерства во главе с новым руководителем стала борьба с налоговыми преступлениями и сужение базы налогообложения. Орудием для этого должны стать, в частности, введение электронного учета фактур. Кроме того, министр Бабиш объявил войну азартным играм. Однако оппозиция считает, что настоящие цели иные: по мнению оппозиционных Гражданской демократической партии (ОDS) и ТOP-09, электронный учет может быть использован для тотального контроля министерством чешских предпринимателей, в частности конкурентов "Агроферта". А истинной причиной борьбы с казино может быть, по мнению критиков, уничтожение другого олигарха - политика, сенатора Иво Валенты, который владеет азартным бизнесом и не хочет подчиняться Бабишу.

О том, что Андрей Бабиш использует функцию министра финансов для своих деловых нужд, открыто говорят и польские предприниматели - экспортеры продовольственных товаров в Чехию. Очень хороший пример - это то, что параллельно с ростом влияния Бабиша набрала силу кампания черного пиара в адрес польской продовольственной продукции, которая обычно дешевле, чем чешская и, таким образом, представляет главную конкуренцию для продуктов "Агроферта". Польские экспортеры жалуются, что их товары подвергают придирчивому санитарному и фискальному контролю, а в подчиненных Бабишу чешских СМИ ширится кампания дискредитации польских изделий как некачественных и опасных.

Впрочем, похожие методы Минфин использует и к украинским производителям, которые потенциально могут составлять конкуренцию "Агроферту". Хотя с момента односторонней отмены таможенных и внетарифных барьеров в торговле между Украиной и ЕС прошло уже более полутора лет, на полках чешских магазинов все еще практически не найти украинских товаров. В то время как, учитывая более низкие цены, их здесь могло бы быть довольно много. Причина проста - торговать с Чехией теоретически можно, но для этого надо пройти сертификацию и получить положительный результат на разных финансовых и санитарных контролях. А учреждения, осуществляющие этот контроль, прямо или косвенно подчиняются мощному вице-премьеру, заинтересованному в том, чтобы украинские экспортеры на чешский рынок, скорее, не попали.

Андрей Бабиш в настоящее время является вице-премьером, однако, как мы уже сказали, его прежде всего интересует премьерское кресло. Президент Земан, премьер Бабиш - о такой политической сцене в Чехии после 2017 г. он мечтает. И хотя сегодня партия "АНО" является частью коалиционного правительства Богуслава Соботки, все понимают, что это только тактический и временный союз: острейшая борьба разыграется именно между социалистами и Бабишем.

Чешская социал-демократическая партия - это пока что единственная политическая сила, представляющая для Бабиша реальную конкуренцию. Чего нельзя сказать о двух консервативных партиях, которые в 2010–2013 гг. формировали правоцентристское правительство Петра Нечаса. Речь об ОDS, основанной бывшим премьером и президентом Вацлавом Клаусом, и партии ТОP-09, основанной бывшим министром иностранных дел, проукраинским аристократом Карлом Шварценбергом, лицом из окружения покойного Вацлава Гавела. Теперь эти две партии, скорее, не могут рассчитывать на высокую поддержку: каждой из них соцопросы дают 7–2%. Этого достаточно, чтобы попасть в следующий парламент, но мало, чтобы стать реальной силой, способной остановить Бабиша на его пути к полноте власти.

У социал-демократов для этого намного больше шансов. Рейтинги дают им до 20%, а правительство Богуслава Соботки может похвастаться реальными успехами. В частности, в экономике: в 2015 г. Чехии наконец удалось выйти из стагнации, продолжавшейся с 2009-го. Экономика возрастает на 3–4% на год, чего уже давно не было, а люди чувствуют это в виде роста зарплат, новых рабочих мест или инвестиций.

Правительство Соботки имеет также успехи и в зарубежной политике. Соботка - это противоположность президента Земана, за которого многим чехам стыдно. В отличие от пророссийского президента, премьер придерживается проевропейского и проатлантического курса, и в европейских и американской столицах его считают надежным партнером. На фоне "проблемных" лидеров других стран "Вышеградской четверки", т.е. Беаты Шыдло, Роберта Фицо и Виктора Орбана, у чешского премьера - имидж последнего политика в этой части Европы, который действительно придерживается европейских ценностей.

Первым тестом для чешских политиков будут запланированные на осень 2016 г. региональные выборы, в результате которых обновится треть Сената (верхней палаты парламента). На успех в них рассчитывает не только Бабиш, но и антисистемные движения крайнего правого направления, чья популярность возрастает под влиянием иммигрантского кризиса. Речь, в частности, о партии "Усвит" и ксенофобский Рух против ислама Мартина Конвички, которого откровенно поддерживает... президент Милош Земан, бывший лидер социал-демократической партии. Парламентские же выборы в Чехии запланированы на осень 2017 г., а ближайшие выборы президента состоятся годом позже.