UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Черный вторник" Пакистана

Шок от сообщения о террористическом нападении пакистанских талибов на школу в Пешаваре и хладнокровном убийстве 132 детей и девяти взрослых соизмерим разве что с ощущением после терактов 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах.

Автор: Виктор Каспрук

Шок от сообщения о террористическом нападении пакистанских талибов на школу в Пешаваре и хладнокровном убийстве 132 детей и девяти взрослых соизмерим разве что с ощущением после терактов 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах. Но новая волна терроризма в Пакистане стала закономерным последствием заигрывания пакистанского правительства с талибами и отхода его от традиционного партнерства с Вашингтоном.

Мирные жители давно уже стали мишенью нападений исламистских фанатиков. Но правительство Наваза Шарифа предпочитало игнорировать многочисленные случаи убийств исламистами пакистанских христиан. Теперь же мусульманские фундаменталисты напали на детей. И что дальше? Атаки на больницы и дома престарелых? Сколько еще должно произойти трагедий, чтобы руководство Пакистана начало реагировать на талибскую угрозу?

"Черный вторник" в Пакистане, день, когда талибы начали свой "джихад" против невинных детей, стал последствием игнорирования правительством деятельности "Талибана" на границах своей страны. Но, как говорит восточная пословица, вы не можете держать змей в своем дворе и ожидать, что они укусят только ваших соседей.

Можно только надеяться, что те из пакистанцев, кто до
16 декабря снисходительно относился к деятельности талибов и даже был с ними в дружеских отношениях, наконец поймут, что отныне хладнокровные убийцы детей находятся вне закона.

Исламисты живут в перевернутом мире, который сами себе сотворили, хотя, используя технологические достижения
ХХІ в., сеют хаос и разрушение везде, где им вздумается. Религиозные догмы в сочетании с невежеством и закостенелым желанием причесать всех вокруг под свою гребенку - это та почва, которая питает талибов в их исступленном стремлении уничтожать тех, кто хочет жить иначе.

Коррумпированное и некомпетентное правительство Пакистана "заключило соглашение с дьяволом", когда начало договариваться c талибами. После ликвидации американцами Усамы бен Ладена пакистанское руководство боролось с "Талибаном" довольно своеобразно: иногда казалось, что оно просто закрывает глаза на расширение деятельности террористической группировки на территории своей страны.

Однако старая английская поговорка учит: когда ужинаете с дьяволом, следует пользоваться длинной ложкой.

Еще одним "дьявольским" испытанием для Пакистана является то, что его население растет невероятными темпами. Еще 40 лет назад его численность составляла 75 млн, а сегодня - уже 188 млн.

Вполне возможно, что первопричиной религиозного экстремизма стало то, что молодые люди теряют надежду на будущее в стране, где катастрофически не хватает рабочих мест. Джихадистские организации, вербующие молодых мусульман в свои ряды, представляют угрозу в глобальном масштабе, и тотальная война с невидимым врагом может набирать новые обороты.

Пакистанский теракт освещает и другую очень важную проблему - риск попадания ядерного оружия в руки талибов. Это нападение показало, что пакистанская армия и ее институты оказались чувствительными к атакам. И можно только представить, что могло произойти, если бы талибы завладели тактическими ядерными ракетами.

После ужасного теракта в Пешаваре пакистанское руководство должно было бы полностью прекратить скрытую поддержку всех групп талибов и радикально очистить свои силы безопасности от них и их исламистских симпатиков. Связи пакистанской элиты с талибами в конечном счете могут разрушить страну.

Варварство террористов "Талибана" целиком и полностью перечеркивает какие-либо политические оправдания их легитимности, на что они, возможно, когда-то и имели основания. Расстрел детей как месть за военное нападение является ужасным подтверждением их бесчеловечных намерений - сеять насилие, смерть и разрушения.

Теракт в школе в Пешаваре, - это трагедия мирового масштаба. Он должен стать предупреждением всем народам. Когда невежды, прикрываясь Богом, вытесняют из медресе науку и рациональное мышление, то открываются двери для жестоких убийц и сеятелей террористического хаоса. А реальная их мотивация - это власть любыми средствами и стремление навязать свою волю другим.

"Талибан" считает пакистанскую армию оккупационной и называет ее армией неверных. Но почему талибы выбрали мишенью детей в государственной школе, перейдя этим черту? Ведь за это их может ожидать жестокая расплата. В чем причина?

Афганский "Талибан" осудил этот страшный теракт, пытаясь дистанцироваться от него. Поскольку, как заявил представитель афганских талибов Забиулла Муджахид, "умышленное убийство невинных людей - детей и женщин - идет вразрез с основами ислама, и этим критерием должны руководствоваться каждая исламская партия и правительство".

Так нельзя ли предположить, что пакистанских талибов в кровавую авантюру могла втянуть какая-то третья сторона? Во всяком случае, от этой трагедии может серьезно выиграть путинская Россия, которая после нападения на Украину стала парией на международной арене и лихорадочно ищет выход из патовой ситуации. Снятие санкций необходимо ей как воздух.

Кремль стремится во что бы то ни стало прекратить падение цены на нефть, которая в немалой степени зависит от позиции по этому вопросу ближайшего союзника Вашингтона на Ближнем Востоке - Саудовской Аравии. Ведь именно Эр-Рияд поддерживает дружеские связи с Исламабадом.

Соединенные Штаты через Саудовскую Аравию тесно связаны с Пакистаном. С одной стороны, Исламабад обеспечивает свой большой военный контингент, негласно задействованный в защите саудовских учреждений. С другой - Саудовская Аравия дает Пакистану немалые суммы денег и нефть.

Если США очень будут давить на пакистанцев, подталкивая их к решительным шагам против "Талибана", то саудовским спонсорам такой поворот едва ли понравится. А это может привести к резкому ухудшению отношений внутри геополитического треугольника США-Саудовская Аравия-Пакистан.

Пакистанские военные (фактические правители страны) будут отстаивать свой тезис о "хороших талибах и плохом "Талибане" и, чтобы бороться с плохим "Талибаном", будут требовать денег. А Саудовская Аравия будет настаивать на том, что какие-либо серьезные действия против талибов на территории Пакистана Вашингтон в обязательном порядке должен согласовывать с ней.

Следовательно, есть высокая вероятность того, что "талибский вопрос" вызовет если не полный разрыв союзнических отношений Вашингтона с Эр-Риядом, то, по меньшей мере, их резкое охлаждение и переключение внимания мировой общественности (по крайней мере, на длительное время) с вторжения российских террористов в Украину на бесчинство террористов "Талибана" в Пакистане.

Однака саудовцы уже не раз доказывали, что их союзнические отношения с Америкой пересмотру не подлежат.