UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чего ожидать от премьерства Лиз Трасс Британии и Украине?

Об изменениях и константах

Автор: Виктор Константинов

Великобритания наконец получила нового премьера. Правительство возглавила Элизабет Трасс, на выборах лидера правящей Консервативной партии уверенно победившая Риши Сунака (57% против 43%). Оба политика еще недавно были членами кабинета Бориса Джонсона, хотя в политическом кризисе, повлекшем отставку последнего, сыграли разные роли: Трасс заняла осторожную нейтральную позицию, тогда как Сунак, возглавлявший министерство финансов, был одним из лидеров «восстания» против Джонсона.

Неустойчивое лидерство

Большой отрыв Трасс от Сунака на выборах не должен обманыватьее лидерство пока шаткое. Трасс не хватало поддержки для избрания, и потому ей пришлось заручиться поддержкой Бена Уоллеса, пользующегося в партии огромной популярностью. В новом кабинете за ним сохранили пост министра обороны, а кроме того пообещали дополнительное финансирование его ведомства. Такой компромисс на руку Уоллесунеудачи премьера зацепят его лишь частично, а любую серьезную ошибку Трасс он сможет использовать, чтобы свалить премьера и занять ее место, повторив маневр Джонсона в отношении Терезы Мэй в 2019 году.

Трасс также сохранила зависимость от своего предшественника: консервативные сторонники Джонсона были, пожалуй, самой значительной частью ее избирателей. Им пришлось отдать часть постов в кабинете, и эти функционеры вроде Пенни Мордаунт будут слушать только Джонсона и выполнять его приказы, а не премьера. В Джонсоне сегодня многие видят «серого кардинала» нового кабинета, и, учитывая его «токсичность», такая оценка правительства для Трасс губительнаей придется доказывать, что она не находится под контролем одиозного предшественника. Сложившаяся ситуация уже играет против Трасс: по мере того как поддержка Джонсона становилась все заметнее, падала ее популярность среди британцев: в начале сентября всего 12% считали, что она будет успешным премьером. Чем больше ее будут ассоциировать с Джонсоном, тем ниже будет электоральная поддержка премьераа, значит, и шансы на победу консерваторов на следующих выборах.

Собственная опора Лиз Трасс в парламенте слаба: в кабинет она привела лояльных лично ей, но не пользующихся популярностью во фракции и в партии людей. Кроме того, все они разделяют ее либертарианские взгляды, разделяемые в партии меньшинством: и сторонник радикального сокращения социальных расходов министр финансов Квази Квартенг, и министр внутренних дел Суэлла Браверман, выступающая за жесткую миграционную политику, и министр здравоохранения Тереза Коффи, продвигающая идеи сокращения государственных расходов на медицину и массированной приватизации в отрасли. В отличие от Джонсона, Трасс не привлекла в кабинет сторонников иных взглядов, для сохранения власти она критично зависима от сторонников Джонсона и Уоллеса. Чем это грозит, показали голосования за претендентов на пост лидера партии в парламентской фракции: даже в последней волне, определившей двух кандидатов для последующих общепартийных выборов, Трасс получила поддержку лишь 113 депутатов, меньше трети от общего числауникальный результат в современной британской политической истории. Если перенести этот итог на возможные вотумы доверия новому кабинету, становится яснымлюбой провал может оказаться для Трасс последним.

Изменения для Украины

С начала войны британская политика приобрела для нас особое значениеведь Лондон сегодня является одним из главных и наиболее важных наших союзников. Украина пользуется широчайшей общественной поддержкой в Британии, сохраняется и проукраинский консенсус среди ключевых политических сил страны. Смена кабинета в общем никак не повлияет на это благоприятное для нас положение делБритания и дальше будет поддерживать нас политически, финансово, в военной сфере. Но нельзя сказать, что смена премьера не будет иметь вовсе никаких последствий для Украины.

Главный вопрос для насостанется ли поддержка Украины приоритетом британской политики. Именно к этому приучил нас Борис Джонсон, об этом же всегда говорила Лизи в период, когда она возглавляла министерство иностранных дел в кабинете Джонсона, и во время своей предвыборной кампании. Но есть объективные причины, которые могут вынудить ее пересмотреть такую позицию.

Упомянутая выше неустойчивость позиций Трасс вынудит ее учитывать мнение партнеров и оппонентов в значительно большей степени, чем это делал Джонсон. К тому же, предыдущий премьер сделал ставку на украинский вопрос, чтобы отвлечь внимание от внутреннего кризисаи проиграл. Трасс не сможет игнорировать этот урок, и потому не станет действовать без оглядки на внутренние проблемы, даже если по собственным убеждениям поддержку Украины ставит высоко среди своих приоритетов. Украинская политика британского правительства однозначно перестанет быть личным делом одного премьера она превратится в результат внутрипартийного компромисса прежде всего в части финансирования поддержки Украины.

Последнее тем более значимо, потому что первоочередным заданием Трасс на посту премьера станет решение сложного социально-экономического кризиса. Ведь главное, чего ждут британцы от нового правительствачто политический кризис завершится и правительство займется многочисленными экономическими проблемами страны. А проблем этих немало: высокие налоги, рост цен на энергоносители, хромающая на обе ноги система здравоохранения, безработицаи все это при значительном дефиците бюджета. Трасс собирается предоставлять британцам субсидии на энергоносители, чтобы смягчить негативный эффект стремительного роста цен (кстати, именно этот шаг она обозначила как первый приоритет после избрания премьер-министром), значительно снизить налоги для бизнеса, увеличить расходы на оборону, а также на проекты по охране окружающей среды. Эти планы потребуют огромных финансовых вливаний, что неизбежно приведет к сокращению иных расходовв том числе и помощи иностранным государствам, включая Украину.

Планы Трасс в отношении внешней политики также потенциально могут повлиять на количественные показатели поддержки Украины, поскольку будут оттягивать на себя политические и финансовые ресурсы. Трасс является убежденным противником КНР и настаивает на более жесткой позиции в отношении Пекина, что потребует дополнительной мобилизации на восточноазиатском направлении. Даже у США, с их значительно большими, чем у Лондона ресурсами, не получается уделять максимум внимания Украине, когда приходится одновременно вести борьбу с Россией и Китаем. Трасс, также как и Джонсон, не пользуется популярностью в странах Содружествабывших британских колониях из числа развивающихся стран. Значит, нет надежд на то, что ее правительству удастся склонить кого-то, например Индию, на сторону Украины. Наконец, новый премьер занимает жесткую позицию в отношении ЕС, следовательно, немалые ресурсы будут отвлекаться на конфликт с этим объединениемснова за счет украинского направления.

Поэтому, новый кабинет, вероятнее всего, несколько изменит содержание поддержки Украины. На нашей стороне по-прежнему будет все политическое и дипломатическое могущество Лондона, так же как и непримиримость в отношении агрессора. Возрастут объемы помощи в подготовке наших военных: это направление сотрудничества относительно дешево, к тому же выгодно Британии. Уоллес, также последовательный союзник нашей страны, считает, что передовой опыт ведения современного конфликта, который приобрели за минувшие месяцы наши военные, необходим британской армии. А вот объемы поставок тяжелого вооружения (наиболее затратной статьи британской помощи на сегодня) и прямой финансовой поддержки сократятся. Но главное, что неизменным остается отношение к нам Британииведь даже испытывая большие трудности, наш союзник не перестает нам помогать.

Больше статей Виктора Константинова читайте по ссылке.