UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чехия: реанимация старого правительства

В Чехии правительственный кризис. Премьер Владимир Шпидла ушел в отставку вскоре после того, как в...

Автор: Алена Гетьманчук

В Чехии правительственный кризис. Премьер Владимир Шпидла ушел в отставку вскоре после того, как возглавляемой им Социал-демократической партии досталось два из двадцати четырех мест, предоставленных Чешской Республике в Европарламенте. Параллельно ему пришлось распрощаться и с креслом председателя партии.

Жесткое противостояние между правительством Шпидлы и главной оппозиционной силой республики — Гражданско-демократической партией — длилось почти год. Попыток отправить премьера на «скамейку запасных» было несколько. Иногда выручал президент (замеченный в связях с гражданскими демократами Вацлав Клаус, тем не менее, ставил подписи под законами, разработанными кабинетом Шпидлы), то теряли контроль над ситуацией сами оппозиционеры. Так, например, было в конце прошлого года, когда для объявления вотума недоверия правительству не хватило лишь одного голоса. Подвел свой же: явившись на заседание в нетрезвом виде, депутат вовремя не сообразил, что происходит.

А вот после выборов в Европарламент внутриполитические разборки в Чехии стали достоянием всех членов «клуба 25-ти». Благодаря эпистолярному «мастерству» все той же Гражданско-демократической партии. В открытом письме, направленном ГДП в посольства западноевропейских стран за два дня до саммита лидеров стран ЕС, шла речь о том, что гражданские демократы не считают себя обязанными выполнять соглашения, достигнутые чешским премьером в Брюсселе. «Правительство ведет себя безответственно и не обсуждает с оппозицией вопросы европейской интеграции», — говорилось в послании. Еще больше партнеров по ЕС насторожило заявление о том, что «в случае победы Гражданско-демократической партии на выборах в национальный парламент изменится и курс чешской внешней политики».

Впрочем, о приходе к власти ГДП говорить пока рано. Формирование нового правительства президент поручил исполняющему обязанности председателя Чешской социал-демократической партии Станиславу Гроссу. Тридцатичетырехлетний министр внутренних дел сегодня один из наиболее реальных кандидатов на премьерский пост. Его популярность среди населения просто зашкаливает. Несмотря на отсутствие реальных заслуг. Секрет успеха Гросса чешские политологи объясняют просто: он молод и амбициозен, умеет манипулировать электоратом и доступно выражать свои мысли, охотно общается с журналистами и отлично смотрится с телевизионных экранов. Одним словом, полная противоположность Владимиру Шпидле (в народе — просто «строгому папе»), который на вопрос, «когда прекратятся правительственные реформы?» мог честно ответить: «в будущем».

Гросса называют политическим махинатором. Шпидла славился своей неуступчивостью: даже находясь в двух шагах от отставки, он продолжал выступать против снижения налогов (за что ратовали президент, оппозиция и даже некоторые партнеры по коалиции). Чешский премьер в этом вопросе предпочел занять сторону немецкого канцлера Шредера, пригрозившего: германское правительство не намерено субсидировать страны ЕС, которые практикуют низкие налоговые ставки. Позицию ФРГ коллеги Шпидлы окрестили шантажом, он сам не преминул обвинить в политическом демпинге еще и Словакию с Венгрией.

Разброс мнений царил и на фронте внешнеполитическом. В то время как Владимир Шпидла четко пытался следовать указаниям из Брюсселя, министр иностранных дел Чехии, рассказывают чешские дипломаты, больше внимал советам из Вашингтона. Складывалось впечатление, что бывший премьер просто ставил своей целью опровергнуть растиражированную французскими медиа формулу: «новые члены ЕС — пятая колонна США». Не последовав примеру Польши, Чехия отказалась приобретать подержанные американские истребители F-16. Предпочтение было отдано новым шведским Jas-39 Gripen. После этого инцидента в отношениях между Прагой и Вашингтоном повеяло прохладцей. Но то ли будет, если Чехия и вправду надумает вывести свой контингент из Ирака. О необходимости такого шага уже неоднократно заявлял министр обороны ЧР.

Правда, прежде чем приступить к передислокации чешских полицейских в Афганистан и на Балканы, Гроссу и Ко надо решить более актуальный вопрос: как сохранить правящую коалицию. Для утверждения нового кабинета социал-демократам не хватает всего одного голоса.

Всю прошлую неделю новоиспеченный лидер социал-демократов оттачивал свое переговорное мастерство в надежде привлечь на сторону правительства гражданских демократов. На момент сдачи номера его старания не увенчались успехом: ГДП настаивала на проведении внеочередных парламентских выборов. «Нужно, чтобы избиратели снова раздали карты», — заявил в интервью Чешскому телевидению один из главных функционеров ГДП Петр Нечет. Целиком охваченные идеей досрочных выборов гражданские демократы даже отказались от поста главы Высшей контрольной комиссии. А в публичных заявлениях расценили предложение лидера социал-демократов как подкуп.

Если с гражданскими демократами Мирека Тополанека договориться все же не удастся, Гроссу придется вести переговоры с коммунистами — наиболее нежелаемый для него сценарий. Председатель коммунистической партии уже намекнул, что готов выручить социал-демократов взамен на кресло спикера нижней палаты парламента. Пикантность ситуации состоит в том, что на этот пост, по неофициальной информации, метит и Владимир Шпидла.

Впрочем, даже в обновленном составе правительству Чехии будет трудно отвоевать электоральные симпатии чехов. И дело не только в запущенной властями бюджетной и налоговой реформах, бьющих по кошельку чешского избирателя (несмотря на уровень средней зарплаты в 650 долларов).

Кто бы ни оказался на месте Шпидлы, ему вряд ли удастся скорыми темпами укротить безработицу или найти адекватный ответ на вопрос: так в чем же состоят обещанные социал-демократами блага евроинтеграции? Чешские дипломаты рассказывают, как первого мая многие их соотечественники направились в сторону австрийской и германской границы с твердой уверенностью: со дня вступления Чехии в ЕС они могут передвигаться по территории своих западных соседей даже не предъявляя каких-либо документов. Еще большее разочарование ждало тех, кто пересекал чешско-словацкий кордон. Если раньше границу переходили на любом ее участке, то новые правила позволяют это делать только на пограничных КПП. Либо же позаботиться о специальном разрешении. Кстати, желание соотечественников «прорваться» на территорию западных стран без документов чешские политики расценили как шаг символичный. «Наконец-то чехи почувствоввали себя свободными, ощутили свою принадлежность к Объединенной Европе», — мелькало в одном интервью высокопоставленного чешского дипломата.

Другое испытание для старого-нового правительства — коррупция. Несмотря на проведение общегосударственной программы «Чистые руки», Чехия остается самой коррумпированной страной из десяти новых членов ЕС после Словакии. По данным международной организации Transparency International, тема коррупции всплывает на поверхность каждый раз, как только речь заходит о распределении государственных заказов и финансировании политических партий. Аналогичная ситуация со взяточничеством в рядах внутренних органов и среди чиновников госучреждений. Согласно результатам последних социологических опросов, около 40% чехов признаются, что дают взятки. Так что новому члену ЕС есть над чем работать.