UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чехия: Конституция в руках парламентария — опасное оружие

В Чехии важнейшие для страны досрочные выборы едва не были сорваны по воле единственного человека.

Автор: Алексей Коваль

В Чехии важнейшие для страны досрочные выборы едва не были сорваны по воле единственного человека. В четверг конституционный суд Чешской Республики принял, пожалуй, одно из важнейших в своей новейшей истории решений по вопросу, соответствует ли конституции досрочный самороспуск парламента вопреки воле одного народного избранника? Ситуация во многом уникальная, тем не менее она вскрыла слабость национальных политических институтов и проблемы основных политических партий страны, которым в условиях кризиса было сложно договариваться между собой и приходить к единому мнению. На этот раз уроки будут извлечены, и сами чешские политики решили, что впредь лучше упростить процедуру самороспуска парламента и проведения выборов. Правда, это не спасет их от новых неожиданностей.

Один в поле воин

Депутат Милош Мельчак фигура, на первый взгляд, не очень заметная на политическом горизонте страны. В парламенте он слывет чудаком — носит пиджак на размер больше, а его законопроекты один другого оригинальнее, например, о том, что пешеходы должны ходить в темное время суток в светоотражающей одежде и пересекать проезжую часть не поодиночке, а только группами. Он не в ладах со своими бывшими однопартийцами-эсдэками и называет себя независимым депутатом. Полиция уже несколько лет обеспечивает его круглосуточную охрану. При этом никому не известно, от кого или от чего его защищают. Он не слишком часто пользуется своим правом высказаться с трибуны. Однако история его работы в парламенте весьма примечательна. Подчас его голос был во многом определяющим для страны. Став депутатом в 2006-м от партии социал-демократов, он «предал» своих однопартийцев спустя несколько месяцев и уже в марте 2007 года вместе с другим перебежчиком Михалом Поганкой голосовал за правоцентристское правительство Мирека Тополанека. Причем именно их голоса сыграли решающую роль в том, что кабинет в итоге получил поддержку парламента. Спустя два года, в марте 2009-го, его голос вместе с голосами трех других депутатов при выражении вотума недоверия правительству Тополанека поставил точку в его существовании. Де-факто это голосование и дало отсчет нынешней предвыборной кампании.

Однако дело в том, что по ныне действующей чешской конституции роспуск парламента и досрочные выборы могут иметь место только в случае, если три попытки подряд сформировать новое правительство окажутся безрезультатными. В условиях политического кризиса очевидно, что такой путь будет слишком утомительным. И лидеры крупнейших чешских партий — социал-демократы и гражданские демократы — договорились между собой, а также с президентом страны Вацлавом Клаусом, распустить нынешний парламент с помощью конституционного закона, по которому срок действия нынешнего созыва законодательного органа был бы сокращен с июля 2010 года до октября 2009 года и были бы назначены досрочные выборы.

По лезвию конституции

Их дату наметили на 9—10 октября. Предвыборная кампания входила в финальный и решающий этап, борьба крупнейших политических сил достигла кульминации. Социал-демократы надеялись победить и уже строили планы будущей коалиции, в то время как их оппоненты — гражданские демократы —искали пути для тактической победы, которая даже в случае поражения заставила бы левых считаться с мнением оппозиции. Именно в этот момент Милош Мельчак сделал то, чего никто не ожидал. Он написал жалобу в конституционный суд Чехии о том, что его конституционное право народного избранника отбыть свой четырехлетний срок до конца, то есть до июля 2010 года, было попрано руководством страны и лидерами крупнейших партий. Он просит судей рассмотреть его жалобу.

Решение конституционного суда удовлетворить просьбу депутата, принятое 1 сентября, для политикума страны было сравнимо с катастрофой. Ведь до окончательного решения высшей судебной инстанции де-факто выборы считаются незаконными. Уже одним этим решением суд фактически отменил дату проведения выборов в начале октября. На следующий день политики, которые непримиримо боролись друг с другом, были вынуждены искать выход из очень сложного правового тупика.

Президент Вацлав Клаус, а также исполняющий обязанности премьера Ян Фишер, лидеры обеих палат парламента, поддержанные крупнейшими партиями, обратились в КС с просьбой принять решение по этому делу как можно скорее ввиду огромной «общественной важности предстоящих выборов» и «учитывая, что уже год страна находится в шатком политическом состоянии, без сильного правительства». А лидер социал-демократов Йиржи Параубек стал инициатором широкой дискуссии в СМИ о том, что суд превысил свои полномочия правового органа и действует как независимая политическая инстанция в стране. По мнению лидера эсдэков, нужно очень серьезно отнестись к подобным действиям служителей Фемиды и указать им их место.

Для судей КС, однако, большим аргументом было то, что законность выборов, а следовательно, и их результаты не должны вызывать сомнения ни с правовой, ни с политической точки зрения. А тут дело «исключительное», заявил председатель суда Павл Рыхетский. Закон о сокращении сроков полномочий парламента и назначении досрочных выборов принимался ситуативно, он имеет одноразовое действие. И уже одним этим балансирует на грани конституционности. Впрочем, эксперты по конституционному праву в Чехии вспомнили, что в 2002 году подобная коллизия уже случалась, когда конституционный закон о принятии условий вступления Чехии в ЕС противоречил положениям ст. 9 п. 2 Основного Закона. Но тогда из тупика вышли с честью, и сегодня страна полноправный член Европейского сообщества. А в прошлом году сам президент Вацлав Клаус пытался убедить судей КС, что Лиссабонский договор противоречит конституции страны, но судьи снова посчитали иначе.

Судный день

На публичном заседании в Брно, которое транслировали все телекомпании и радиостанции страны в четверг 10 сентября, конституционный суд постановил большинством голосов признать требования депутата Милоша Мельчака законными. Таким образом, по ныне действующей конституции нынешний парламент должен продолжить свою работу на весь предписанный ему срок.

Однако политики не были бы политиками, если бы в этот ключевой момент сидели сложа руки. Напротив, крупнейшие политические силы решили действовать по плану «B», который позволил бы им в дальнейшем не зависеть от решений конституционных судей. Для этого они постановили в срочном порядке провести и конституционную реформу, и внести изменения в закон о выборах.

Эксперты партии гражданских демократов разработали проект поправок к конституции и закону о выборах, за который нижняя палата чешского парламента может проголосовать уже на будущей неделе на внеочередном заседании. План был уже поддержан большинством политических сил страны, и даже социал-демократы обещали ему помощь. Итак, предполагается, что 15 сентября нижняя палата чешского парламента соберется, чтобы еще раз проголосовать за самороспуск и назначить новую дату выборов. Для этого в конституцию страны будет внесено положение, согласно которому досрочные выборы и самороспуск нижней палаты станут возможны в случае, если за него проголосуют три пятых состава парламента. Тогда президент объявит о новых досрочных выборах и огласит новую дату. А чтобы это произошло быстро, в законе о выборах предлагается сократить сроки проведения предвыборной кампании до 45—50 дней, благодаря чему (если данные решения будут поддержаны сенатом и подписаны президентом в начале будущей недели) выборы можно будет провести уже в октябре—начале ноября.

Все на выборы!

Чем же объясняется такое стремление чешских политиков провести выборы в текущем году? Во внутренней политике принципиальным является вопрос формирования стабильного правительства, способного предложить меры по выходу страны из экономического кризиса, которое могло бы быстро представить в новый парламент бюджет на будущий год. Кроме того, в ноябре может решаться вопрос о переизбрании Еврокомиссии, и в отсутствие дееспособного парламента и правительства Чехия может остаться без своего представителя в руководящем органе ЕС. Кроме того, в октябре после референдума в Ирландии будет определена судьба Лиссабонского договора о реформе институтов ЕС. (Кстати, гражданские демократы готовятся обжаловать его в конституционном суде Чехии, что может снова отложить реформы ЕС. Даже если Ирландия проголосует «за».) Затянувшаяся политическая нестабильность способна и в этот раз помешать Праге выступить в вопросах европейской политики со взвешенными подходами. (Напомним, что вотум недоверия правительству Тополанека весной смазал общее впечатление от чешского председательствования в Евросоюзе, на который Прага возлагала так много надежд в плане усиления своей роли в ЕС.) Эксперты полагают, что социал-демократы в случае победы могут сформировать альянс с коммунистами или даже пойти на создание широкой коалиции с главными противниками — гражданскими демократами, если совместные усилия в борьбе за право парламента самораспуститься сблизят их настолько, что они решат и в дальнейшем действовать сообща. Эксперты, однако, видят в этой новой ситуации и угрозы, и новые возможности. Измененная в угоду ведущим партиям конституция даст наибольшим партиям возможность занять доминирующее положение на политической арене страны. И даже если какая-то третья сила попытается оспорить их лидерство, они теперь по взаимной договоренности всегда имеют возможность распустить парламент. Опасность состоит также в том, что новые условия могут привести к частым сменам правительств, которые раньше все-таки были менее зависимы от решения партийных бонз, и еще более сузить влияние президента.

Правда, все это случится, если с этим согласится Милош Мельчак. Экстравагантный политик уже заявил, что готовит новые жалобы в конституционный суд.