UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чардаш c атаксией

Как украино-венгерский кризис отразится на отношениях Украины и НАТО.

Автор: Владимир Кравченко

Киев и Будапешт не просто вошли, а стремительно влетели в новую зону турбулентности двусторонних отношений.

Обострили ситуацию действия СБУ в Закарпатье: в понедельник спецслужба провела обыски у лидера КМКС «Партии венгров Украины» Василия Брензовича и в благотворительном фонде «Закарпатский центр экономического развития «Эган Эде». Как отмечает пресс-служба СБУ, «проверяется информация о причастности иностранного фонда к деятельности, направленной на нарушение государственного суверенитета Украины», а «отдельные украинские публичные деятели» «подозреваются в поддержке государственных органов соседней страны в ведении подрывной деятельности в ущерб Украине, в частности в совершении действий с признаками государственной измены». «Во время обысков были обнаружены печатные материалы, которые популяризируют так называемую Великую Венгрию и создание этнической автономии в Закарпатье», — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

Комментируя произошедшее, глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявляет: украинская сторона своими действиями перешла границу допустимого, а реакция международного сообщества, прежде всего НАТО, является неискренней. Он также сказал, что «к сожалению, в Украине и далее основной политикой правительства остается политика запугивания венгерской общины». «Мы будем отстаивать закарпатских венгров на всех международных форумах», — повторил Сийярто традиционный месседж правительства Виктора Орбана. Напомним, что Орбан сделал политику защиты прав венгров, проживающих за рубежом, краеугольным камнем внешнеполитического курса Венгрии.

Ситуацию усугубило и появление видеоролика с неким мужчиной в балаклаве, который на фоне указателя населенного пункта Берегово Закарпатской области, украшенного символикой «Правого сектора», угрожает украинцам венгерского происхождения — сторонникам венгерской автономии. Существуют подозрения, что данное видео появилось не без участия российских спецслужб, активно разыгрывающих карту «дискриминации венгров Закарпатья» для дестабилизации региона и ухудшения украино-венгерских отношений. Напомним, что в начале 2018 года два польских радикала из ультраправой националистической организации «Фаланга» бросили бутылку с зажигательной смесью в окно здания областного офиса КМКС. Польские следователи уверены, что заказчиками поджога были российские спецслужбы.

Одновременно с видеороликом, где звучат угрозы в адрес украинцев венгерского происхождения, в сети оказалось видео, где новоизбранные депутаты Сюртовской сельской объединенной территориальной громады Закарпатья пели гимн Венгрии. За громаду взялась СБУ, а за видеоролик — Нацполиция.

В общем, правительства и общества двух стран оказались изрядно взбудоражены и внешнеполитические ведомства Украины и Венгрии вызвали венгерского и украинского послов — Иштвана Ийдярто и Любовь Непоп соответственно. Во время разговора глава украинского МИД Дмитрий Кулеба призвал венгерскую сторону избегать шагов и заявлений, не отражающих действительности и создающих деструктивное напряжение в украино-венгерских отношениях.

При этом Кулеба назвал недопустимой ситуацию, когда граждане Украины — депутаты объединенных территориальных общин на своем инаугурационном заседании поют национальный гимн любого другого государства, в частности Венгрии. Глава МИД также сообщил венгерскому дипломату, что следственные действия правоохранительных органов в Закарпатской области проводятся в пределах полномочий СБУ в отношении отдельных граждан Украины и никоим образом не направлены против венгерского национального меньшинства.

Наши собеседники из правоохранительных органов в Закарпатье утверждают, что у СБУ были законные основания проводить обыск у Брензовича и в фонде. Но наши конфиденты также говорят и о политической подоплеке действий спецслужбы. Дескать, глава Закарпатской обладминистрации Алексей Петров пытался таким образом надавить на руководство КМКС, чтобы то согласилось создать в области большинство со «Слугой народа», а его самого избрать главой облрады.

Петров на странице в Facebook опровергает данную информацию. Как утверждают наши собеседники, он говорит что обыски — это инициатива центрального аппарата СБУ. В свою очередь в Киеве уверяют, что это инициатива самого Петрова.

Источники ZN.UA из спецслужб и внешнеполитического ведомства также обращают внимание и на неудачно выбранный момент для проведения обысков.

Так, в Киеве и Будапеште еще не успели улечься страсти после того, как украинская власть месяц назад запретила въезд в Украину двум высокопоставленным венгерским чиновникам, агитировавшим за КМКС во время предвыборной кампании в местные органы власти, — уполномоченному правительства Венгрии по вопросам сотрудничества с Закарпатской областью Иштвану Грежу и госсекретарю по вопросам национальной политики Яношу Арпаду Потапи. Тогда Сийярто выступил с достаточно резкими заявлениями. Но в Киеве, где надеются урегулировать кризис двусторонних отношений, сочли их «эмоциональной реакцией», которая не будет иметь серьезных последствий. Теперь же конфликт разгорается с новой силой.

Кроме того, операция СБУ прошла в преддверие видеоконференции министров иностранных дел стран — членов НАТО, в ходе которой главы МИД Украины и Грузии Дмитрий Кулеба и Давид Залкалиани должны были принять участие в отдельном заседании, посвященном ситуации в сфере безопасности в Черноморском регионе. В понедельник Сийярто заявил: Венгрия на встрече с членами НАТО будет жаловаться на действия властей и правоохранительных органов Украины в отношении венгров.

Слово венгерский министр сдержал.

Ключевые тезисы Сийярто были следующими: обыски в Закарпатье — это скандал, который неприемлем в XXI веке, особенно со стороны страны, желающей стать ближе к НАТО. Сийярто также сообщил, что он попросил, во-первых, чтобы страны — члены НАТО «больше не давили на нас (Венгрию. — В.К.) для того, чтобы мы сняли свое вето с диалога Украины с Альянсом на уровне министров. После таких событий никто не может ожидать от нас положительных жестов». Во-вторых, чтобы страны — члены Альянса продемонстрировали солидарность с Венгрией, поскольку «страна — не член НАТО осуществила нападение на национальное меньшинство, которое относится к стране-члену». По словам Сийярто, он также попросит о солидарности с Будапештом и во время заседания глав внешнеполитических ведомств ЕС, которое должно состояться в понедельник в Брюсселе.

Что означают данные слова? Точно — не облегчение диалога Украины и Венгрии в рамках НАТО.

Учитывая, что Киев ставит вопрос о предоставлении Украине Плана действий относительно членства в НАТО уже в 2021 году, намереваясь присоединиться к ПДЧ вместе с Грузией, нашей стране важно, чтобы Будапешт не препятствовал принятию Альянсом данного решения. И украинцы могли рассчитывать на это. Напомним, что хотя из-за образовательного закона венгры и блокируют проведение заседаний комиссий Украина—НАТО (КУН) на высоких уровнях, они не стали препятствовать присоединению нашей страны к программе «Партнерство расширенных возможностей». Все так же проходят заседания КУН на уровне послов, а советники из НАТО и далее консультируют украинские силовые ведомства.

Теперь же задача украинской дипломатии на треке евроатлантической интеграции изрядно усложняется. Не удивительно, что в украинском внешнеполитическом ведомстве были шокированы событиями в Закарпатье и не горели желанием даже неофициально комментировать сложившуюся ситуацию. Впрочем, многое на украино-НАТОвском направлении будет зависеть от того, какой курс станет проводить Вашингтон: учитывая, что венгерское правительство, глава которого публично поддержал Дональда Трампа во время президентской кампании, будет намереваться наладить отношения с администрацией Байдена, у Киева есть определенный шанс изменить позицию Будапешта.

В ближайшее время также следует ожидать, что Венгрия постарается привлечь венгерскую диаспору и международные организации к кампании давления на Киев, обвиняя нашу страну в использовании различных средств давления на представителей нацменьшинств, которые, дескать, не могут смириться с ущемлением их прав в результате имплементации Украиной законов в сфере образования и языка. Ведь цель правительства Орбана — сохранить изолированное положение венгерской общины в Закарпатье и закрепить влияние Будапешта в регионе — остается неизменной.

И, конечно же, данная ситуация — еще один повод Москве для проведения всевозможных информационных операций против Украины. Но украинская власть сама предоставила Кремлю эту возможность. Ведь история с обыском у Брензовича и в фонде «Эган Эде» — это и иллюстрация системных проблем функционирования Украинского государства, когда отсутствует координация и согласованность в деятельности различных органов власти. А раз есть атаксия госуправления, то всегда найдутся и те, кто ею воспользуется ради своих сиюминутных интересов.

Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.