В прошлую субботу, под звуки дождя и гул протестантов, не согласных с официальными результатами президентских выборов, Джордж Уокер Буш дал традиционную клятву «беречь и защищать» американскую конституцию. Таким образом, он стал уже сорок третьим обитателем Белого дома и первым новоизбранным американским президентом, внешнеполитическая команда которого начинает свою работу с четким пониманием стратегического значения Украины и ее роли в Европе.
В своей инаугурационной речи перед домом Капитолия Буш пообещал американскому народу, возглавляя государство, придерживаться трех принципов: толерантности в реализации своих убеждений; смелости в защите общественных интересов; справедливости и сочувствия не только на словах, но и на деле. С помощью этих принципов, по мнению нового президента, он сможет сделать «американскую мечту» реальностью для каждого гражданина США, и таким образом укрепить единство нации. Они, без сомнения, будут отражены и в стиле проведения внешней политики.
Уже во время президентской кампании Буш неоднократно подчеркивал, что на международной арене Америка должна относиться с большим уважением к другим государствам мира. Подобный «вежливый» тон новой американской администрации, однако, никоим образом не значит, что традиционные упоминания Вашингтона об американских национальных интересах отойдут в небытие. Наоборот, именно ими Буш и его команда собираются четко и последовательно руководствоваться в каждом внешнеполитическом решении. В то же время, вопреки прогнозам многих как американских, так и европейских экспертов и политиков, с победой кандидата-республиканца Америка не будет прибегать к изоляционизму. Как отметил Буш в инаугурационной речи, «враги свободы и нашего государства не должны заблуждаться — Америка остается вовлеченной в мировые дела». Но это, вероятно, будет едва ли не единственным, что новый президент унаследует от внешнеполитической концепции своего предшественника.
Новое старое
видение мира
Ведущая роль США в окончании «холодной войны» и формировании нового мирового порядка способствовали достижению консенсуса между республиканцами и демократами по поводу необходимости дальнейшего активного присутствия Америки на международной арене. Но к этому согласию истеблишмент двух партий пришел по разным причинам, понимание которых поможет выявить фундаментальные расхождения между философским видением международной политики республиканцами и демократами, а также предсказать отличия в их конкретных внешнеполитических шагах.
В основе желания демократов сохранить за США статус мирового лидера лежит «идеалистический» подход к международной политике, в соответствии с которым Америка исторически призвана распространять в мире демократические ценности и рыночные идеалы. Победа «либерально-демократической традиции», о которой писал Франсис Фукуяма в 1989 году, была воспринята демократами как возможность для укрепления лидерства США через внедрение американской модели в других государствах мира. В течение первого срока президентства Билла Клинтона была сформулирована политика так называемого «Вашингтонского консенсуса». Она включала в себя основные политические (демократия) и экономические (свободный рынок) принципы, которые США пытались закрепить в государствах переходного типа, в том числе на постсоветском пространстве. С точки зрения интересов национальной безопасности, подобная политика обосновывалась тем, что демократические государства менее воинственные, чем авторитарные. Поэтому в мире, где преобладает демократия, угрозы для безопасности Соединенных Штатов меньше.
В противоположность этому, республиканцы выступают сторонниками так называемой реалистической школы международной политики, утверждающей, что идеология и прочие внутриполитические факторы должны занимать второстепенное место в формировании стратегии межгосударственных отношений. Первоочередное же внимание уделяется силовому весу государства в международной системе и его геополитическому значению в регионе. Одним из самых последовательных реализаторов этого подхода был Генри Киссинджер, ответственный за внешнюю политику США во время президентства Ричарда Никсона. Беспрецедентное сближение Америки с коммунистическим Китаем, обеспечившее США в начале 70-х годов стратегическое преимущество в отношениях с Советским Союзом, стало образцом деидеологизированного подхода республиканцев к мировой политике.
Присутствие в инаугурационной речи Буша призыва «формировать баланс сил в пользу сторонников свободы», то есть американских союзников, свидетельствует о возвращении к традициям реализма во внешней политике США. Эти слова также позволяют понять причины особой заинтересованности республиканцев в активном участии Америки в международных делах. По их мнению, национальная безопасность будет надежно обеспечена лишь тогда, когда сформируется комплекс стратегических взаимосвязей и военно-политических союзов, который позволит США нейтрализовать угрозу их безопасности в любом регионе земного шара. Следовательно, настоятельная необходимость способствовать формированию и поддерживать подобный комплекс гарантий безопасности делает невозможным возвращение Америки к любой форме изоляционизма.
Не случайно Кондолиза Райс, новый советник Буша по вопросам национальной безопасности, отметила в прошлогоднем интервью для «ЗН», что главным достижением президента Трумэна было создание системы международных институтов, закрепивших американское присутствие в мире и обеспечивших международную стабильность. Среди них не только создание НАТО, но и установление особых стратегических связей с Турцией и Грецией, известное в истории ХХ века как «доктрина Трумэна». Украина, в силу своего геополитического положения, будет рассматриваться новой американской администрацией именно как государство, развитие особого стратегического партнерства с которым будет соответствовать интересам национальной безопасности США в новом столетии.
Принципы стратегии Буша
Сосредоточение на проблемах военно-стратегического характера, к чему склонна новая администрация США, может стать эффективным в отношениях с Россией, поскольку продвижение в вопросах сокращения ядерных арсеналов двух государств и усиление общего контроля над нераспространением ядерного оружия безусловно принесет успех как Москве, так и Вашингтону. Однако в расчетах США России отводится место, отличное от места Украины. Во время предвыборной кампании Буш называл Россию и Китай двумя государствами, в отношениях с которыми Америка не имеет права на ошибку. Новый американский госсекретарь Колин Пауэл недавно охарактеризовал их как «двух гигантов». А Райс в статье в «Чикаго Трибьюн» заявила, что Россию следует откровенно признать «великой державой, с которой у нас могут быть и расхождения в интересах». Следовательно, Россия, в видении республиканцев, будет оставаться центром силы независимо от того, каким будет характер правления президента Путина. Поэтому Америка должна сотрудничать с ней в тех сферах, где их интересы пересекаются.
Признавая особое место России в современной международной системе, республиканцы в то же время подчеркивают необходимость сдерживать ее имперские амбиции и поддерживать независимость ее соседей, среди которых Украине предоставляется приоритет. Первым шагом в этом является формирование такой политики в отношении к Украине, которая была бы самодостаточной и не связанной с состоянием американско-российских отношений. В эксклюзивном комментарии для «ЗН» Шерман Харнет, бывший помощник министра обороны США в администрации Клинтона и автор основательной работы «Украина в новой среде безопасности», признает, что конкретное содержание той политики в определенной степени зависит от того, «будет Россия открытой для сотрудничества или, наоборот, будет создавать напряжение в регионе». Но другой американский эксперт — Пола Добрянски, занимавшаяся отношениями с Советским Союзом в Совете национальной безопасности администрации Рейгана, а сейчас вице-президент влиятельного исследовательского учреждения — Совета по иностранным делам, считает, что «не следует ждать возвращения к политике начала президентства Клинтона — восприятия Украины через призму России».
В интервью для «ЗН» Добрянски отметила: «Отношения с Украиной развивались очень медленно в первые годы администрации Клинтона, поскольку сначала вашему государству не придавали большого значения. Я могу заверить, что работники новой американской администрации, занимающиеся разными аспектами внешнеполитической деятельности, придают отношениям с Украиной большее значение и признают ключевую роль, которую она сыграет в регионе». Америка в силу геополитического положения Украины, особенно заинтересована в ее независимости и способности нейтрализовать расширение российского влияния за ее государственные границы. Понимание этого, продемонстрированное в последние пять лет администрацией Клинтона, безусловно сохранится и в администрации Буша. В то же время, как подчеркивает Шерман Харнет, «если в Украине и в дальнейшем будут усугубляться проблемы в сфере прав человека, продолжится стагнация социальных и экономических реформ, сохранятся препятствия для развития бизнеса и инвестиций, то будет чрезвычайно трудно строить отношения только на геополитической основе».
Итак, размер дивидендов, которые Украина в дальнейшем сможет получать благодаря своему геополитическому расположению, прямо будет зависеть от внутренних факторов, прежде всего — от состояния демократии и темпа экономических реформ. Более того, в администрации Буша хорошо понимают, что демократические преобразования в Украине являются не только желательным элементом трансформационного процесса, как это считала предыдущая администрация, но необходимой предпосылкой укрепления ее независимости и сохранения своего международно-политического значения. По мнению Добрянски, «направление политической эволюции Украины чрезвычайно важно, поскольку оно повлияет на экономическое положение государства и на его репутацию в мире».
Таким образом, в отличие от подхода новой администрации к России, в котором делается упор на военно-стратегической проблематике отношений, Украине следует ждать повышения внимания со стороны США к ее внутренним проблемам. Харнет подчеркивает: «Едва ли сейчас можно достичь чего-то большего в сфере безопасности и партнерства, чем то, что уже закреплено в существующих украинско-американских договоренностях. Поэтому необходимо расширить комплекс взаимосвязей, который можно будет сформировать лишь тогда, когда Украина действительно будет двигаться в европейском направлении». Такой подход новой администрации будет одобрен и Конгрессом США, где обе партии традиционно поддерживают поощрение демократизации за рубежом. Об этом говорят и недавние слушания в одной из комиссий американской Палаты представителей, посвященные положению со свободой прессы в Украине.
Хотя призывы к демократии были частью риторики и предыдущей администрации, Добрянски предостерегает от проведения параллелей. Одним из самых негативных, по мнению республиканцев, элементов в курсе Клинтона относительно постсоветских государств была его сосредоточенность на личностях. В результате поддержка Америкой определенного государства смешивалась с поддержкой ее отдельных лидеров. Так было в России, где развитие демократии ассоциировалось с сохранением при власти Бориса Ельцина. Элементы такого подхода проявились и в политике США по отношению к Украине, что было особенно заметно во время последних президентских выборов 1999 года. Более того, если Москва удачно использовала свой ядерный потенциал и возможность «красного реванша» в качестве аргумента для привлечения дополнительных финансовых ресурсов Запада, то Киев в тех же целях использовал угрозу возвращения Украины в российскую сферу влияния. Как отметил Анатоль Ливен, старший научный исследователь американского центра Карнеги: «Это позволило прежним украинским правительствам манипулировать западными институтами, получая одну финансовую уступку за другой. Как и в России Ельцина, подобная финансовая помощь позволила украинской элите избежать настоящих реформ, на проведение которых эта помощь и была направлена».
Едва ли прагматики во внешнеполитической команде Буша не учтут ошибки своих предшественников. Поэтому несложно предвидеть более жесткую позицию США в вопросах дальнейшего предоставления кредитов Украине. Вместо этого следует ожидать увеличения американской помощи через негосударственные каналы на развитие неправительственных общественных организаций, независимых средств массовой информации, частного сектора и образовательных программ для украинской молодежи. Именно так можно будет укрепить побеги демократии в Украине, консолидация которой станет одной из стратегических целей администрации Буша.
Реализм через идеализм
Задолго до своей победы на президентских выборах Джордж Буш избрал среди прежних американских лидеров политика, примером которого он желает руководствоваться. Этим политиком является Рональд Рейган. В своей стратегии по отношению к Советскому Союзу он доказал, что реалистичную политику можно проводить и защищая идеалистические ценности. В отличие от Джимми Картера, который, в основном, ограничивался словами о своей обеспокоенности нарушением прав человека в СССР, Рейган связал дальнейшее сотрудничество Вашингтона и Москвы с реальным обеспечением Кремлем прав и свобод советских граждан. И изменения произошли.
В рейгановском стиле Джордж Буш, поздравляя нового государственного секретаря с назначением, заявил: «Наши взгляды на человеческую свободу не пустая формальность, а базовый и направляющий принцип этого великого государства». По мнению Добрянски, именно через объединение двух традиций будет формироваться новый внешнеполитический подход республиканской администрации к Украине, поскольку «сторонники реализма могут объединять его с идеализмом, выступая за демократическое развитие и уважение к правам человека. Я работала в двух президентских администрациях (Рейгана и Буша-старшего. — С.К.), которые удачно этого добивались».
Конкретное содержание такого подхода США к отношениям с Украиной является вопросом ближайшего времени. Однако уже ясно, что будущее украинско-американских отношений будет в значительной степени зависеть от нас самих. И сознавая это, мы должны помнить слова из инаугурационной речи нового американского президента, которые, хотя и были адресованы народу Америки, могут стать призывом для всех, кому не безразлично будущее демократии в своем государстве: «Я призываю вас быть гражданами! Гражданами, а не наблюдателями! Гражданами, а не субъектами! ...Ведь выполнение важнейших задач демократии зависит от каждого из нас».