UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бунт на российском форпосте

Армения на грани парламентского кризиса: спикер национального парламента Артур Багдасарян ушел в отставку, а возглавляемая им партия «Оринац Еркир» вышла из правящей коалиции...

Автор: Любовь Борщевская

Армения на грани парламентского кризиса: спикер национального парламента Артур Багдасарян ушел в отставку, а возглавляемая им партия «Оринац Еркир» вышла из правящей коалиции. Причиной разрыва, по словам самого экс-спикера, стали внешнеполитические разногласия между «Оринац Еркир» и официальным курсом армянского руководства. Месяцем ранее Багдасарян заявил в интервью немецкой газете Frankfurter allgemeine Zeitung, что «будущим Армении является Евросоюз и НАТО и Россия не должна стоять на нашем пути в Европу», чем вызвал недовольство президента страны Роберта Кочаряна. Интересно, что до сих пор расхождения в среде армянских политиков были скорее внутриполитического характера. Теперь же становится ясно: в политической элите страны, которой, казалось бы, просто некуда деться от Москвы, происходят серьезные изменения. На предстоящих в 2007 году парламентских выборах она, подобно украинской, может оказаться разделенной на два лагеря — пророссийский и прозападный. При этом на роль «армянского Ющенко» претендует Артур Багдасарян.

По мнению экспертов, «прозападные» заявления Багдасаряна и его последующий уход в оппозицию могут принести ему немалые политические дивиденды. Последние опросы армянского населения свидетельствуют о росте числа сторонников «европейского выбора» и поддержки какой угодно оппозиции, особенно в Ереване. А со столицы, как известно, все и начинается. Согласно тем же опросам, оставшиеся у власти «Дашнакцютюн» и Республиканская партия сегодня не имеют серьезной электоральной поддержки. На то есть объективные причины: бедность, от которой, даже по официальным данным, страдает 51% населения, всеобщая коррупция, вседозволенность местных олигархов, правовая незащищенность человека с улицы. В то же время армянская оппозиция раздроблена и ей не хватает политического «драйва» — того горячего желания добиться власти, которое привело к победе команды Ющенко и Саакашвили. Большинство политических противников Кочаряна успели дискредитировать себя в глазах общественности за 2003—2004 годы, когда оппозиция безуспешно пыталась провести в Армении некий аналог оранжевой революции.

В этом контексте резкий уход из власти Артура Багдасаряна, молодого политика, умеющего играть на народных настроениях, может в ближайшее время сделать его харизматическим оппозиционером. По мнению политологов, Багдасарян не будет до выборов предпринимать активных действий против властей. Однако его отставка с поста спикера позволит ему выступать с крайне радикальных позиций и набирать при этом политический капитал. В свою очередь Запад будет поддерживать Багдасаряна и его партию как морально, так и материально. При таком раскладе шансы «Оринац Еркир» стать в 2007 году самой крупной оппозиционной парламентской партией достаточно велики. В действиях Багдасаряна можно увидеть некоторое сходство с политическим маневрированием, предпринятым в свое время нынешним президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Покинув непопулярную в Грузии партию власти, Саакашвили стал центральной фигурой оппозиции и с триумфом вернулся во власть.

Такая перспектива уже сегодня вызывает волнение в Кремле, где и без того вздрагивают при любом намеке на «цветные революции». Оно и неудивительно, ведь Армения — единственный пророссийский островок в Закавказье, чему способствует «крепкая мужская дружба» между авторитарным Путиным и полуавторитарным Кочаряном. Об этом довольно откровенно высказался председатель Госдумы РФ Борис Грызлов, во время визита в Ереван назвавший независимую Армению «форпостом России на Южном Кавказе». Потерять эту страну для России равнозначно уходу из региона. В отличие от Грузии и Азербайджана, которые стремятся к членству в НАТО, Армения является партнером России по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), позиционирующей себя как своеобразную систему безопасности, альтернативную Североатлантическому альянсу. Для России немаловажно и военное присутствие в Армении: с 1995 года на севере страны в районе города Гюмри располагается 102-я российская военная база. Численность личного состава базы — около 5 тысяч человек. При этом Армения до сих пор считает такое присутствие необходимой гарантией собственной национальной безопасности. К тому же, если в 2008 году, согласно российско-грузинским договоренностям, Россия выведет свои военные базы с территории Грузии, то Армения останется для нее единственным стратегическим плацдармом в Закавказье, а значительная часть военной техники будет переброшена с грузинской территории на базу в Гюмри.

Сегодняшняя Армения во многом весьма похожа на Украину времен Кучмы: хотя руководство страны и делает вид, что проводит так называемую «комплементарную» внешнюю политику, лавируя между Россией и Западом, на самом деле Москва уже фактически приватизировала всю армянскую экономику. Еще в 2002 году было подписано соглашение о передаче в собственность России акций армянских предприятий в счет погашения государственного долга Армении перед РФ в размере 93 миллиона долларов. В соответствии с этим соглашением России переданы завод «Марс», три научно-исследовательских института, а также Разданская ТЭС, на которую приходится около 30% всех энергогенерирующих мощностей страны. Если прибавить к этому, что с сентября 2003 года Армянская АЭС (производит до 40% потребляемой в стране электроэнергии) перешла под управление компании «Интер РАО ЕЭС» (дочерняя компания РАО «ЕЭС России»), а в собственность той же РАО «ЕЭС России» передан Севано-Разданский гидроэнергетический каскад, если помнить, что авиакомпания «Сибирь» контролирует деятельность компании «Армавиа» (правопреемницы государственной компании «Армянские авиалинии») и что в 2004 году российский Внешторгбанк приобрел контрольный пакет акций Армсбербанка, а российский «Ингосстрах» владеет 75% акций одной из наибольших страховых компаний Армении «Эфес», то нетрудно догадаться, кто сегодня чувствует себя настоящим хозяином в этой стране.

Эксперты предупреждают: хотя сегодня нерешенные политические и экономические проблемы заставляют Ереван ориентироваться на Москву, в будущем ситуация может измениться. Переориентации на Запад активно поспособствовало требование «Газпрома» пересмотреть ценовую политику в отношении поставок российского газа в Армению. В апреле цена на российский газ для этой страны была зафиксирована на уровне 110 долларов за тысячу кубометров. До этого времени Армения, считающаяся одним из наиболее близких союзников России в СНГ, получала газ по цене 56 долларов за тысячу кубометров. Газовая атака «Газпрома» вызвала крайне негативную реакцию в Армении. Не меньшую настороженность здесь вызывают совместные российско-турецкие и российско-азербайджанские транспортные проекты, ведь у Армении весьма напряженные отношения как с Азербайджаном, так и с Турцией. С последней у Армении даже нет дипломатических отношений. Фактически страна уже на протяжении целого десятилетия пребывает в полублокаде: транспортное сообщение с Азербайджаном и Турцией прервано, из-за конфликтов в Абхазии и на Северном Кавказе проезд по железной дороге через территорию Грузии затруднен. А тем временем Россия участвует в строительстве железной дороги из Ирана в Азербайджан в обход Армении и активно обсуждает с Турцией строительство магистрали Ахалкалаки—Карс (этот ныне турецкий город до 1921 года принадлежал Армении и считается историческим символом геноцида армян).

В этом контексте Армения вынуждена пересмотреть свои отношения со «старшим братом» и проводить эффективную внешнюю политику не только в московском направлении. Первый шаг на этом пути уже сделан: в нынешнем году Армения приступила к осуществлению Плана индивидуального партнерства с НАТО, хотя официальный Ереван и подчеркивает, что не намерен вступать в альянс в качестве полноправного члена. В долгосрочной перспективе Армении выгодно наладить партнерские отношения со своими ближайшими соседями. Ведь если Грузия и Азербайджан станут членами альянса, а Армения останется небольшим пророссийским анклавом, ей будет не очень комфортно в регионе даже при поддержке России. Это понимают лидеры оппозиции. «Сегодня пересмотра концепции отношений Армении и России требуют наши государственные интересы», — заявил на днях представитель оппозиционного Армянского общенационального движения Давид Шахназарян. В то же время не следует забывать одну немаловажную деталь: нынешний глава Армении родом из Нагорного Карабаха, а потому молчаливая поддержка Москвы тем более необходима ему для сохранения статус-кво в конфликте с Азербайджаном.

Тем временем, по данным опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2005 года социологической службой Vox Populi, 72% жителей Армении высказываются за вступление в Евросоюз и только 26% — за членство в СНГ.