UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бумажный батальон стихийного назначения

Почему весь состав «Тисы» не участвует в ликвидации последствий паводка в Западной Украине

Автор: Владимир Кравченко

Затопленные сотни домов и десятки гектаров пастбищ, поврежденные участки дорог и разрушенные мосты. Таковы последствия «большой воды», пришедшей в Западную Украину в конце июня. Убыток от стихии в Закарпатье оценивают в 196,5 млн гривен. Чтобы помочь Украине справиться с этой бедой, ряд стран уже оказали ей существенную гуманитарную помощь. Она включает в себя не только финансовые, но и материальные средства — помпы, электростанции, спасательные жилеты, пожарные рукава и прочее снаряжение.

Но в борьбе с последствиями паводка в Киеве хотели бы не только получать международную помощь, но использовать и имеющиеся региональные инструменты.

Спустя несколько дней после наводнения в Западной Украине вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина сообщила, что по инициативе президента премьер-министр Денис Шмыгаль дал поручение проработать вопрос привлечения к преодолению последствий стихии многонационального инженерного батальона «Тиса». «Это позволит оперативно оказывать помощь пострадавшим и направить усилия на спасение граждан и их имущества», — процитировал слова вице-премьера «Интерфакс-Украина».

«Хорошая идея. Но реализовать ее тяжело», — комментировали инициативу украинской власти собеседники ZN.UA. И оказались правы.

Согласно принятой процедуре, Киев сделал соответствующие запросы в Братиславу, Будапешт и Бухарест, дабы государства, участвующие в батальоне «Тиса», направили свои подразделения в украинские регионы. Позже глава МИД Венгрии Петер Сийярто сообщил, что в Украину может прибыть венгерская инженерная рота из состава «Тисы».

Прошло почти две недели после того, как в Киеве возникла идея привлечь к ликвидации последствий паводка весь состав батальона «Тиса». Однако венгры пока так и не приехали в Закарпатье. Да и приедут ли?

По информации ZN.UA, украинское Минобороны сейчас ведет переговоры с венгерской стороной о том, где необходимо участие венгерского подразделения в восстановительных работах. При этом украинские предложения не совпадают с венгерскими и наоборот. Одновременно в Киеве прекрасно осознают, что от участия венгерской роты в ликвидации последствий паводка Будапешт постарается получить максимальные дивиденды, используя этот факт в своей информационной политике в Закарпатье.

Также не приехали в Закарпатье ни словацкое, ни румынское подразделения батальона. По данным украинских дипломатов, по состоянию на минувший понедельник запросы Киева, переданные украинскими посольствами, еще обрабатываются Братиславой и Бухарестом.

Почему же инициатива использования многонационального инженерного батальона в ликвидации последствий «большой воды» сталкивается с такими сложностями в реализации? Ведь главная идея, которую закладывали Украина, Венгрия, Румыния и Словакия при создании «Тисы» в 2002 году, — помогать друг другу в чрезвычайных ситуациях, когда необходимо срочно эвакуировать людей из зоны стихийного бедствия, расчищать завалы, восстанавливать дороги и гидротехнические сооружения.

Но «Тису» еще ни разу за время ее существования не привлекали в полном составе к ликвидации последствий катастроф. Государства использовали только свои национальные подразделения.

Например, украинские военнослужащие батальона (а это подразделение 128-й отдельной горно-пехотной бригады) участвовали в ликвидации последствий наводнений в Закарпатье в 2006 и 2008 годах. Что же касается ликвидации последствий нынешнего паводка, то в ответ на официальный запрос ZN.UA замглавы Закарпатской ОГА Ольга Травина сообщила, что техника и личный состав батальона «Тиса» выполняют аварийно-восстановительные работы в селе Лопушне Мижгирского района.

Решение украинской власти использовать многонациональный батальон для ликвидации последствий стихии обнажило проблемы, существующие вокруг «Тисы». И главная из них — громоздкий механизм его привлечения в случае оперативной необходимости: когда для спасения людей и их имущества счет идет на часы и даже минуты, решения об использовании всего состава батальона можно ждать дни, а то и недели. В сущности, батальон как международная структура функционирует только на бумаге.

По словам нашего собеседника из Минобороны Украины, привлечение подразделений батальона трех других стран возможно только после официального запроса страны, на территории которой произошло природное бедствие. Но межправительственное соглашение от 2002 года предполагает, что батальон разворачивается в соответствии с национальным законодательством государств.

Как обратил внимание наш собеседник из Минобороны, в соответствии с законом «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины», президент принимает решение о допуске иностранных войск на территорию нашей страны, а Верховная Рада должна его одобрить. Очевидно, что если глава Украинского государства еще может оперативно принять решение, то в парламенте это куда сложнее.

Подобная процедура привлечения батальона «Тиса» резко снижает оперативность его применения в полном составе для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий стихии в Карпатах. Впрочем, другой наш информированный собеседник утверждает, со ссылкой на данные Минобороны, что одобрение Верховной Рады в данном случае не нужно, поскольку соглашение от 2002 года дает возможность использования иностранных подразделений батальона в районе водосборного бассейна реки Тиса.

После таких комментариев становится очевидным, что в вопросе допуска иностранных подразделений этого многонационального батальона для участия в спасательных и восстановительных работах существует некое «серое» правовое поле. В подобном случае многое зависит от позиции высшего политического руководства страны. Однако на принятие решения по использованию «Тисы» влияет и другой фактор. А именно — наличие или отсутствие необходимости привлекать весь батальон для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Как отмечают наши собеседники в органах власти Закарпатской области, «пока готовили запрос в Минобороны, всю основную работу в регионе сделали либо местные водники, либо автодорожники. Пока нет реальной потребности в развертывании полноценного батальона. За редким исключением, местные службы справляются сами».

Показательна история, произошедшая месяц назад. 16 июня из-за интенсивных дождей обвалился мост в селе Лубня Великоберезнянского района, и Закарпатская ОГА обратилась к батальону «Тиса» с просьбой установить временную переправу. Военные прибыли на место и осмотрели его. Однако, как сообщает О.Травина, решение, предложенное дорожными службами, оказалось более приемлемым, и временную переправу установили работники дорожного предприятия.

Еще один фактор, влияющий на принятие украинскими властями решения о применении всех подразделений «Тисы» — финансы: в соответствии со статьей 9 соглашения 2002 года, «в случае совместных действий тыловое обеспечение батальона осуществляется за счет стороны, которая подала запрос». «Будет ли нам выгодно?», — задаются вопросом в украинской столице.

Возможно, чтобы многонациональный батальон и в самом деле стал эффективным инструментом четырех стран по ликвидации последствий стихии в бассейне реки Тиса, Киеву стоило бы инициировать внесение изменений в межправительственное соглашение и законодательство Украины, позволяющих по упрощенной процедуре привлекать подразделения других государств для спасательных и восстановительных работ. Иначе «Тиса» будет не действенным механизмом, а лишь бутафорской вывеской регионального сотрудничества.