Нынешняя позиционная стадия войны лишь внешне напоминает относительное затишье. Нет никакого сомнения, что стороны тщательно готовятся к новой кампании, периодически осуществляя тактические действия, пытаясь вывести друг друга из равновесия. Россия пробила очередное дно, предприняв акт неприкрытого ядерного терроризма на Запорожской АЕС, Украина же взяла новые высоты, продемонстрировав вред курения на территориях военных складов, аэродромов и стратегических мостов. Россия мечется по миру, пытаясь отыскать остатки советских вооружений (и перебрасывает их, например, из Сирии), Украина продолжает накапливать самую современную технику от наших партнеров, постепенно оттачивая мастерство ее применения. В контексте будущих сценариев войны становится все очевидней, за кем будет победа, если только не возникнут обстоятельства, способные изменить всю геополитику. И если они где-то и возникнут, то это будет Азия.
В начале августа издание New York Post с подачи российских СМИ сообщило о готовности Северной Кореи послать стотысячный контингент «добровольцев» в Украину, чтобы оказать поддержку России. Некий «военный эксперт» Игорь Коротченко, завсегдатай российских ТВ-шоу, заявил об этом в прямом эфире, ссылаясь на неназванные источники. В Украине эту новость восприняли с юмором, особенно в соцсетях. «Да они просто сразу сдадутся в плен, чтобы вдоволь поесть», — примерно таким был лейтмотив комментаторов от Фейсбука. Между тем в Азии эту новость восприняли совершенно иначе, со всей серьезностью и даже беспокойством. Появление фактора Северной Кореи является крайне опасным развитием событий, и о нем стоит поговорить, даже если заявления Коротченко имеют под собой минимальную основу.
КНДР — государство-изгой, одна из четырех стран-отщепенцев, поддержавших агрессию РФ в ГА ООН. Много десятилетий Пхеньян находится под санкциями, что, впрочем, не мешает ему развивать ракетную и ядерную программы, проводить испытания баллистических ракет и выступать с воинственной риторикой в адрес Запада. Многочисленные попытки Южной Кореи, Японии, США установить с Пхеньяном рабочие отношения, обсудить гарантии безопасности в обмен на оказание помощи проваливались одна за другой. Один из наиболее ярких провалов — три встречи Трампа с Ким Чен Ыном, закончившиеся ничем.
Жизнеспособность КНДР зависит от Китая и России. Пекин крайне осторожно помогает Пхеньяну, чтобы и самому под санкции не попасть, и не провоцировать эксцентричного лидера КНДР на агрессивные действия (хотя это до поры до времени). Позиция Москвы иная. Россия находится в жесткой конфронтации с Западом, ее больше не сдерживает угроза санкций, корейцы являются многочисленной и трудоспособной рабочей силой на Дальнем Востоке, а возможность время от времени провоцировать Пхеньян на угрожающие действия против интересов США в Юго-Восточной Азии — ценный инструмент кремлевской геополитики. Ведь пока Корея разделена, а Пхеньян работает над ядерным оружием, огромные ресурсы США, Южной Кореи и Японии «связываются» КНДР. Для Москвы важно, чтобы так и было в дальнейшем. Если Кремлю никак не удается спровоцировать Китай на военную операцию против Тайваня, то с Пхеньяном значительно проще. Ничего личного, просто Ыну деньги нужны.
В середине июля КНДР вдруг признала «независимость» «ДНР» и «ЛНР» (ранее это сделали только РФ и Сирия). Кому-то такой шаг покажется маргинальным, кому-то — просто политической глупостью. Однако, по мнению экспертов из ряда стран Азии, подобное признание может открыть вполне законный путь для РФ и КНДР осуществлять скрытые поставки оружия и подсанкционных товаров, которые будут проходить официально как «торговля» КНДР с «ДНР/ЛНР» и не «светиться» в мировой статистике. И это не говоря о контрабанде. В этом контексте и «100 тысяч добровольцев» отправятся воевать не за Россию против Украины, а для оказания помощи «братским республикам Донбасса».
По мнению целого ряда экспертов из стран Азии, хорошо знакомых с состоянием дел в армии Северной Кореи, к части ее подразделений стоит относиться со всей серьезностью. Особенно хорошо обучены и мотивированы силы специальных операций КНДР, которых насчитывается около 100–200 тысяч человек. В прошлом КНДР вмешивалась не только в конфликты в Азии, ее военные советники были замечены и в Сирии, и на Ближнем Востоке, и в странах Африки. В войне Ирана и Ирака именно Северная Корея поставляла Ирану дальнобойную артиллерию и ракеты. Есть у них и MLRS KN-09 (KN-SS-9) c дальностью до 200 км, и серьезная артиллерия, а вот собственного боевого опыта применения нет. Вся эта техника расположена на специально укрепленных позициях в горах и рассчитана на стрельбу по Сеулу, а не для передачи РФ. Кроме того, по мнению специалистов, армия Северной Кореи никогда не готовилась воевать вне Корейского полуострова, так что на Востоке Украины ее эффективность будет, скорее всего, крайне низкой. Специалисты напоминают также, что из России уже звучали уверения о формировании 40-тысячного контингента сирийских бойцов, испарившихся до того, как собрались.
И тем не менее, по мнению экспертов, недооценивать связку РФ—КНДР в нынешних условиях не стоит. Россия может оказать весьма ощутимую поддержку Пхеньяну, которая ему очень нужна, в обмен на «добровольцев» и оружие. Дополнительный бонус — повышение градуса напряжения в регионе, в Южной Корее и в Японии, которые и так вынуждены пересматривать военные бюджеты и концепции безопасности в связи с усиливающимся давлением Китая на Тайвань. Обострившаяся ситуация вокруг Тайваня в связи с недавним визитом Ненси Пелоси — еще один крайне важный фактор геополитики, способный повлиять на ход нашей войны.
Спикер Палаты представителей Конгресса США решила посетить ряд стран региона и Тайвань в те самые дни, когда китайское руководство переместилось в курортный город Бейдахе для традиционных консультаций и совещаний накануне важнейших событий, которые должны произойти осенью. На кону третий срок Си Цзиньпина, возможные изменения в политике «нулевой толерантности» по Covid-19, а также решение накопившихся экономических проблем. Но именно «воссоединение» с Тайванем стало центром нынешней политики лидера КНР. Пекин не смог помешать визиту спикера Пелоси, невзирая на воинственную риторику, но ответил масштабными военными учениями вблизи мятежного острова, в ряде случаев значительно превысив обычную степень агрессии. Часть ракет, выпущенных над Тайванем, приземлились в исключительной экономической зоне Японии, а также в водах Окинавы. Префектура Окинава является домом для самого большого военного контингента США в регионе, и если возникнет кризис в Тайваньском проливе, именно отсюда должна будет прийти помощь. Там же расположены форпосты Сил самообороны Японии, не спускающих глаз с Тайваня и КНР.
В связи с этим крайне любопытен следующий факт. Си Цзиньпин возглавил КНР в мае 2013 года. Вскоре после этого два члена Китайской академии общественных наук напечатали в центральной газете КПК People’s Dailyстатью, в которой обосновали, что острова Рюкю, ныне составляющие префектуру Окинава, в XVII столетии были Королевством Рюкю и подчинялись Китаю. Факты, изложенные в статье, соответствуют действительности, но цель публикации была вовсе не историческая. По мнению обозревателей, тем самым едва ли не впервыеКитай заявил свои права на Окинаву. В свою очередь японские острова Сенкаку были объявлены частью Тайваня, а значит — тоже китайской территорией. Таким образом, идея Си Цзиньпина о «воссоединении» земель с самого начала была в центре его внимания и касалась не только Тайваня. Сложно спрогнозировать, что произойдет при маловероятном сценарии смены лидера КНР на 20-м съезде КПК. Однако вполне возможно предположить, что в случае избрания Си Цзиньпина на третий срок, никакие факторы внутренней политики не помешают ему осуществить «воссоединение» единого Китая рано или поздно. Тогда будет война.
В интересах Китая, чтобы внимание США было приковано к Европе, к войне России против Украины. В интересах России — переключить фокус Вашингтона на Азию и Тайвань, чтобы устроить Вашингтону «растяжку» в 10 тысяч километров. Стратегические союзники едины в том, что обвиняют именно США в развязывании войны против Украины, о чем в очередной раз заявил посол КНР в Москве. Однако в остальном их интересы противоположны. В ситуации с Нэнси Пелоси США продемонстрировали спокойствие и характер, хотя Белый дом вряд ли был рад обострению ситуации в Тайваньском проливе. Сегодня невозможно предсказать, из какой именно искры возгорится пламя в Азии, но лучше подготовиться к тому, что тушить его придется всем демократическим миром, частью которого мы по праву уже являемся.
Больше статей Сергея Корсунского читайте по ссылке.