Джереми Корбину 66 лет. Он ветеран Лейбористской партии, член парламента с 1983 года, крайне левый по своим убеждениям. Человек, для которого "партийная дисциплина" ничего не значит, - он рекордсмен по голосованию против решений собственной партии. В субботу, 12 сентября, на внеочередном съезде Лейбористской партии Джереми Корбин был избран новым главой британских лейбористов.
Левый лидер
Корбин - против НАТО. Он вообще первый среди всех лидеров Лейбористкой партии, открыто выступающий за выход его страны из Североатлантического альянса. Он против евроинтеграции и популярного нынче в Европе режима экономии бюджетных расходов. Против участия вооруженных сил Великобритании в операциях за пределами королевства. Считает, что британскую программу ядерного сдерживания "Трайдент" следует закрыть.
И естественно, как всякий левый, он - антиамериканист. В связи с избранием Корбина на лидерство в народе широко разошлись сказанные им ранее фразы о том, что убийство Усамы бен Ладена - это "трагедия", что "Хезболла" и ХАМАС - "наши друзья".
При этом у Джереми Корбина имеются и пункты "за" - он за высокие социальные стандарты, за ренационализацию железных дорог и энергетики, увеличение государственных расходов, повышение налогов на богатство, одностороннее ядерное разоружение и диалог с Россией. Он призывает действующего премьера проявить больше "сострадания" к мигрантам, стремящимся в Европу. Мечтает заставить Банк Англии (пока что независимый) включить печатный станок для оплаты строительства дешевого социального жилья. К 2025 году все должны получить отдельные дома или квартиры. Образование будет бесплатным для всех - и в школах, и в университетах.
Что касается биографии лидера, то информации о ней не так много (пока). Родился в графстве Шропшир на западе Англии в мае 1949 года. Учился в гимназии, но выпускные экзамены провалил. После школы два года работал на Ямайке волонтером. Был женат, отец троих сыновей. Имеет опыт профсоюзного лидера. Ведет еженедельную колонку в коммунистической газете Morning Star. Он - сторонник объединения Ирландии в единую страну. Является видным членом Amnesty International. Не имеет собственной машины, пропагандирует езду на велосипеде, выращивает урожай на собственном участке, варит варенья.
По главному для нас вопросу - украинскому - получаем ответ на страницах британского еженедельника Sunday Times: "Корбин - один из многих европейских крайне левых и крайне правых, кто проглотил, как наживку, российскую ложь о том, что война в Украине была организована НАТО, а не сепаратистами, вторгшимися в восточную Украину".
Голосование с сюрпризом
Смена лидера понадобилась лейбористам после сокрушительного поражения на общенациональных парламентских выборах 7 мая 2015 года, поскольку, следуя традиции, подал в отставку бывший глава партии Эд Милибэнд.
Сегодня многие однопартийцы Корбина недоумевают, каким образом ему удалось выиграть праймериз. Да и для себя самого он стал лидером лейбористов нежданно-негаданно. А все благодаря недавно реформированной процедуре голосования.
Коллеги Корбина, которые и не думали о его победе, спровоцировали его к участию в выборах просто из "дружеского расположения". И если в начале избирательной кампании он считался откровенным аутсайдером, то всего через несколько недель закончил предвыборную гонку с 60% голосов, победив трех соперников, двое из которых бывшие лейбористские министры.
Прежде выборы главы лейбористов проходили строго по трем группам голосовавших: фракция в парламенте, профсоюзы, рядовые члены партии. А новая реформа процедуры голосования позволяла изъявить свою волю любому желающему, стоило лишь внести три фунта в качестве членского взноса. В результате каждый уплативший получал статус "сторонника" партии. Таким образом, численность участвующих в праймериз за пару месяцев выросла на 160 тысяч. За Корбина проголосовали почти 252 тысячи человек, что составило 59,5%. Победу он одержал в первом туре.
Приверженцы теории конспирологии считают, что с целью организации саботажа "сторонниками" зарегистрировались члены конкурирующих с лейбористами партий, даже, возможно, сами консерваторы. Очевидно, чтобы привести в лидеры довольно слабого для партии тори оппозиционера.
"Угроза национальной безопасности"
Весьма симптоматично, что многие ведущие политики Британии, как консерваторы, так и лейбористы, сошлись в оценках нового партийного лидера. Особенно эмоциональным и удрученным был Тони Блэр, бывший премьер-министр страны от лейбористов. Еще до выборов он писал: "Лейбористская партия сегодня в самой смертельной опасности за все более чем 100 лет своего существования. Я говорю это как человек, 13 лет возглавлявший партию и более 40 лет являющийся ее членом". Он назвал победу Корбина трагедией и катастрофой. Блэр не скрывает, что именно радикальная позиция нового лидера отпугнет избирателя.
Корбина выбрало лидером партии убедительное большинство голосовавших лейбористов - 59,5%. Они необязательно члены партии, могут быть просто "сторонниками". Но избиратели - это не лейбористы-партийцы, а обычные бюргеры, в массе своей не разбирающиеся в нюансах политической борьбы (разновидностью которой явились праймериз). Однако большинство такого электората пугается людей, приверженных радикальным взглядам.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон высказался в Твиттере без дипломатических реверансов, дескать, лейбористы во главе с Корбином "представляют угрозу нашей национальной безопасности". На самом деле, как замечает Bloomberg, "тори изо всех сил стараются сдержать свою радость". И поясняет, что консерваторы Британии сегодня имеют дело с оппозицией так называемого "доблэровского периода", то бишь настолько оторванной от широких масс электората, что это дало им возможность находиться у власти 18 лет - пока в 1997 году не победили "новые лейбористы" Тони Блэра с прагматичными лозунгами социал-демократии.
Надо отметить почти единодушное недоумение британских центральных изданий. Все обозреватели, главным образом, пытаются дать оценку случившемуся. Редакционная статья Financial Times толерантностью не отличается даже в названии "Ужасный выбор лейбористов". Наиболее верно оценила ситуацию Times, написав, что "лейбористы удовлетворили свои капризы, но оказали медвежью услугу стране", и далее объясняя, что оппозиция в парламенте играет весьма важную роль - она контролирует правительство. Пока что нет оснований считать, что "Корбин подходит для этой роли и в состоянии с ней справиться". Уравновешенную позицию заняла Guardian, которая призвала признать и победу, и поражение, но предостерегает разные течения в лейбористской партии против резких внутрипартийных движений, поскольку ничего, кроме вреда, оппозиционной партии они не дадут.
Победа или раскол?
Следующие выборы в Палату Общин пройдут в 2020 году. Тогда Джереми Корбину исполнится 71 год. Во-первых, сомнительно, что лейбористы, исповедуя взгляды Корбина, победят. Еще более сомнительно, что сам Корбин останется к тому времени лидером партии. Но что несомненно, так это новые, весьма непростые и непредсказуемые времена для лейбористов. Большинство политических обозревателей прочит партии раскол на две фракции (что приведет к окончанию давней английской традиции противоборства двух главных партий - консерваторов и лейбористов). Избежать раскола будет нелегко, поскольку левоцентристы, стоящие на позициях социал-демократии, не перейдут в леворадикальное крыло, занятое бескомпромиссными единомышленниками Корбина. А Корбин свое левачество предавать не намерен (пока). Сразу после праймериз бывшие члены теневого оппозиционного кабинета лейбористов, работавшие под началом Эда Милибенда, вежливо сообщили Корбину, что работать с ним не будут.
Как бы ни злословили недруги по поводу победы Корбина в праймериз, он, безусловно, обладает подкупающими качествами, которые вызывают симпатию у избирателя. Он искренний и прямолинейный человек, который говорит, что думает. У него отсутствует такое привычное для политиков лукавство. Однако, кроме личностных, есть и партийные качества, напрямую связанные с политической программой. Как считают эксперты, именно его левацкая программа обречена на провал.
Избрание Джереми Корбина лидером лейбористов окажет в ближайшие годы серьезное влияние не только на партию, но и на весь политический ландшафт Великобритании. Голоса его "сторонников" и коллег по лейбористкой партии уже свидетельствуют о недовольстве рядовых лейбористов, они пытаются бороться против "классической", традиционной политической модели. Избрание Корбина - это также сигнал о том, что часть британского электората сильно "полевела", поскольку потеряла и терпение, и веру в лучшие времена. И от нового лидера - партийного "бунтовщика" - именно эта часть избирателей будет требовать радикальных реформ, сначала в партии, затем в обществе.
Что же касается выборов в парламент 2020 года, то вряд ли стоит говорить о таком феномене, как победа лейбористов Корбина. Излишне радикальные взгляды делают из него маргинала, а таких политическая система Великобритании в качестве серьезных игроков не воспринимает.