UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОМБЫ ВМЕСТО ЛЕДОРУБОВ

Политическая иммиграция в Катар не смогла спасти от смерти Зелимхана Яндарбиева. Его джип взлетел на воздух, когда бывший чеченский лидер возвращался с традиционной пятничной молитвы...

Автор: Михаил Соколовский

Политическая иммиграция в Катар не смогла спасти от смерти Зелимхана Яндарбиева. Его джип взлетел на воздух, когда бывший чеченский лидер возвращался с традиционной пятничной молитвы. Вместе с бывшим вице-президентом Чечни погибли двое телохранителей, а его 13-летний сын был ранен.

Чеченский поэт Зелимхан Яндарбиев был тем человеком, который еще в годы советской власти страстно призывал к революции и мобилизовывал ее сторонников и лидеров на излете существования СССР. Это он уговорил Джохара Дудаева, советского генерала авиации, служившего в городе Тарту, вернуться на родину и возглавить национальное движение чеченцев. А когда Дудаев был избран президентом, Яндарбиев в качестве вице-президента фактически стал идеологом чеченской независимости.

Его влияние сказалось прежде всего в попытке дудаевской власти возродить традиционные институты чеченского общества — тейповую структуру, совет старейшин и так далее, одновременно придавая забвению институты советской власти, доставшиеся в наследство от советских времен. Через несколько лет социальные и государственные структуры Чечни лежали в руинах, и государство потеряло почти всякую управляемость. Выяснилось, что то право, по которому жили чеченцы двести лет назад, вполне годилось для организации сельского самоуправления, но не больше. Его было явно недостаточно для существования современного чеченского общества как государства.

За годы у власти Яндарбиев добрался до идей национальной исключительности чеченцев и их мессианской роли в судьбах Северного Кавказа. После первой войны он вслед за Удуговым приходит к идее мусульманской нации, и уже не изменяет ей до конца своих дней. Однако и здесь, как и в национальной идее, он тут же становится на самые крайние позиции.

На сегодняшний день существует несколько версий убийства одного из наиболее видных деятелей чеченского сопротивления. Наиболее популярная —гибель от рук российских спецслужб. Москве было за что «иметь зуб» на Яндарбиева. После захвата заложников в «Норд-Осте» он был объявлен одним из самых значимых идеологов чеченского терроризма. Не делалось секрета из того, что чеченцы, которые все до единого были застрелены при кровавом освобождении заложников, находясь в здании театра, вели телефонные переговоры с Яндарбиевым. По настоянию России США и ООН внесли его в список людей, имеющих связи с «Аль-Каидой».

В пользу этой версии говорит и то, с какой поспешностью министр иностранных дел России Игорь Иванов сообщил о непричастности к гибели чеченского идеолога российских «рыцарей плаща и кинжала». Иванову вторил и глава пресс-бюро Службы внешней разведки генерал Борис Лабусов, заявивший общественности, что с 1959 года, когда Богдан Сташинский ликвидировал в Германии лидера украинских националистов Степана Бандеру, ни СВР, ни ПГУ КГБ СССР в подобных акциях участия не принимали.

Однако даже у нас в стране любой интересующийся политическими новостями человек помнит, что не так давно ФСБ приписывала себе ликвидацию таких известных личностей, как Хаттаб и Дудаев, а также всеми силами открещивалась от попытки ликвидации Березовского.

Чеченцы также на все сто процентов уверены, что смерть их лидера — дело рук ФСБ или СВР. Так, помощник Яндарбиева Ибрагим Габи заявил буквально следующее: «Нет никаких сомнений, что за этим кровавым терактом стоит Лубянка. В XXI веке вместо ледорубов и отравленных зонтов кремлевские террористы применяют бомбы».

Существует еще одна версия — финансовая. Яндарбиева якобы убили свои же — за деньги. Уже несколько лет он, по утверждениям Москвы, был кем-то вроде держателя кассы чеченских сепаратистов, и причиной покушения могло стать внутреннее соперничество в среде чеченского сопротивления. Возможно, Яндарбиев задолжал сепаратистам деньги, которые он для них получил. Недавно российские спецслужбы заявляли, что он сорвал запланированный трансферт в размере более 40 млн. долларов, предназначавшийся чеченским полевым командирам.

Еще говорят, что он стал жертвой идеологических разногласий. Многим лидерам чеченских сепаратистов не понравилось заявление Яндарбиева, сделанное в 2001 году, о том, что бин Ладен является другом Чечни.

Что ж, если это действительно так, и верны вторая и третья версии, значит, убийцы — настоящие профессионалы и ловко продумали прикрытие своей акции российскими спецслужбами (которым в этом случае — грош цена). Дальнейшие события, связанные с гибелью Яндарбиева, свидетельствуют в пользу первой версии, окрашенной выводами из второй и третьей.

Только на прошлой неделе стало известно, что в ночь с 18-го на 19 февраля в Дубаи были арестованы трое сотрудников российских спецслужб, обвиненных катарскими властями в организации убийства Яндарбиева. Взрыв джипа последнего в Катаре назвали первым терактом в истории государства, и через три дня после этого события в стране приняли закон о борьбе с терроризмом. Согласно ему, смертная казнь или пожизненное заключение грозит тому, кто создал группу или организацию для совершения террористического акта. Российскому МИДу удалось вызволить одного из задержанных, обладавшего дипломатическим иммунитетом. Когда попытки уладить конфликт по дипломатическим каналам провалились, и Катар, где нет военных трибуналов, продолжал готовиться к показательному и открытому гражданскому суду над россиянами, Москва решила действовать адекватно.

В прошлый четверг двое молодых борцов из национальной сборной Катара прилетели из Минска в аэропорт Шереметьево-1. Утренним рейсом в пятницу из Шереметьево-2 они собирались вылететь в Белград на квалификационный турнир накануне Олимпийских игр. Однако вместо того, чтобы переехать из одного московского аэропорта в другой, борцы оказались за решеткой. Российские власти придрались к их паспортам и к тому, что гости не декларировали крупную сумму денег.

Сразу стало ясно, на кого будут менять арестованных в Катаре россиян. Ведь стать разменной монетой было больше некому. В России работают только двое граждан Катара — посол и его помощник. Третий дипломат в отпуске. У всех дипломатическая неприкосновенность. Глава представительства катарского телевидения «Аль-Джазира» в России Акрам Хузам — сириец.

Вся эта цепь событий вызывает множество вопросов в отношении профессионализма российских спецслужб и способности руководства РФ управлять ими в полной мере.

Даже у неспециалистов вызывает удивление то, с какой легкостью катарские полицейские (вряд ли способные похвастаться успехами в контрразведывательной деятельности) выследили и арестовали российских тайных агентов. Очевидно, что все это было сделано по наводке конкурирующих в тех краях спецслужб, тех же ЦРУ или МИ-6, и это свидетельствует отнюдь не в пользу профессионализма россиян. Ну и еще раз вспомним способ аргументации российских официальных лиц о непричастности своей страны к убийству, начиная от «бегущего впереди паровоза» — министра иностранных дел — и заканчивая «экспертами» из того же ведомства, отвечающих за пропаганду разных левых версий.

Что ж, теперь Москва имеет на руках козырь в виде двух катарских спортсменов, заключенных под стражу. Правда, навязать обмен адвокатам будет довольно сложно. Ведь борцы задержаны за мелкое правонарушение, тогда как спецслужбисты уже обвинены в убийстве, исполненном общественно опасным способом, за которое в Катаре положена смертная казнь или пожизненное заключение. И появившаяся в начале недели информация о том, что россиян катарские власти решили освободить, в дальнейшем подтверждения не получила.

Не исключено, кстати, что в разбирательство между Россией и Катаром на стороне последнего может выступить Белоруссия. Как выяснилось, у задержанных имеется двойное гражданство (ранее они выступали за Белоруссию), и президент этой страны Александр Лукашенко, вспомнив о ситуации с газом, вполне может вступиться за своих, обвинив Россию в «захвате заложников». Так что успешная ликвидация одного из лидеров чеченских экстремистов продолжает приносить России больше проблем, чем политических дивидендов.