UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бомба для короля

Саудовская Аравия приняла "стратегическое решение" приобрести готовое атомное оружие в Пакистане, что угрожает новой гонкой вооружений на Ближнем Востоке.

Автор: Виталий Федянин

Саудовская Аравия приняла "стратегическое решение" приобрести готовое атомное оружие в Пакистане, что угрожает новой гонкой вооружений на Ближнем Востоке.

Такую информацию, со ссылкой на неназванных американских должностных лиц, обнародовала британская газета The Sunday Times. Слухи о ядерном соглашении между саудитами и пакистанцами возникли еще в 1990-х. Но после того, как в
2003 г. американцы начали военную кампанию в Ираке, и иранское ядерное досье вызвало международный резонанс, ситуация в регионе стала критически меняться, и в СМИ просочился саудовский план ответа на эти геополитические изменения с тремя возможными опциями: заиметь собственное ядерное оружие, заключить соглашение с другим ядерным государством для защиты королевства или полагаться на объявление Ближнего Востока безъядерным регионом.

Позже аналогичные информационные "вбросы" происходили регулярно, вплоть до последней упомянутой публикации лондонского издания. Цель их - давление на Саудовскую Аравию. Причина - разногласия между Эр-Риядом и Вашингтоном, в частности относительно Ирана.

Между тем за последние годы коренным изменениям подвергся регион Ближнего Востока. Арабский мир пытается превратиться с поля битвы мировых государств в игрока, оставив непрестижную роль обычного наблюдателя в прошлом. Процесс этот возглавила Саудовская Аравия, ставшая фактическим лидером арабских государств. Конечно, в таких обстоятельствах "ядерные новости" об Эр-Рияде приобретают новое, значительно более актуальное содержание.

Первыми это отметили в Соединенных Штатах. Государственный департамент США напомнил, что Саудовская Аравия подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и обязалась никогда не иметь ядерное оружие, выполняя в полном объеме международные стандарты мирной ядерной программы. "Мы придаем большое значение дальнейшему выполнению этих обязательств со стороны Саудовской Аравии", - подчеркнул Госдеп.

Джон Керри и его ведомство прекрасно понимают уровень раздраженности саудовских шейхов намерениями Белого дома достичь консенсуса с Ираном относительно ядерной программы. Аравийцы упрямо не соглашаются на уговоры американцев и считают, что иранцы наконец создадут ядерное оружие. Саммит, состоявшийся 13–14 мая в Кэмп-Дэвиде с участием руководства США и стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейна, Катара, Кувейта, Саудовскй Аравии, ОАЭ, Омана - ССАГПЗ), спас отношения стратегических союзников от полного краха, но между партнерами остаются большие разногласия, о чем и свидетельствуют "слив" информации американским должностным лицом в The Sunday Times и последующая реакция Госдепа.

Президент США Барак Обама организовал упомянутый саммит, чтобы получить согласие ССАГПЗ на соглашение с Ираном. Он его получил. Аравийские монархии в принципе согласились принять ожидаемое соглашение относительно ядерной программы Ирана. В обмен они получили признание Соединенными Штатами дестабилизирующей деятельности Ирана в регионе, который нуждается в усилении способности стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива к самозащите против внешней агрессии. В этом контексте понятно, что речь идет, прежде всего, об Исламской республике Иран.

Кроме политических аспектов, договорились о необходимости делать практические шаги по развитию систем защиты от нападения баллистических ракет, проведения ряда военных учений. В заключительном документе аравийцы смогли зафиксировать пункт о создании специального центра продажи американского вооружения для стран - членов ССАГПЗ, чтобы иметь возможность договариваться о быстрых поставках оружия для своих нужд.

Чего не смог сделать американский президент - так это главного: восстановить минимальный уровень доверия стран ССАГПЗ к внешней политике своей державы. Результаты переговоров "шестерки" с Ираном, расширение "Исламского государства", критические сценарии развития ситуаций в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке непосредственно связаны с безопасностью аравийских монархий, поэтому их несогласие с действиями администрации Белого дома на этих треках имеет конкретную основу.

Так, по результатам саммита в Кэмп-Дэвиде, можно сказать, сформировался военно-политический союз между США и ССАГПЗ. Проблема только в том, что аравийские шейхи ставили целью официально оформить настоящую договоренность. Им была нужна бумага с подписью и печатью - юридически обязывающий документ. Такого "дикого зверя" как Иран нельзя выпускать из клетки санкций без соответствующих гарантий безопасности. В этом контексте размышляли официальные должностные лица ССАГПЗ, политологи и региональные СМИ последние полгода. Им хорошо известен опыт Украины, отказавшейся от своего ядерного потенциала и не получившей взамен надежных обязательств со стороны стран-гарантов. Украинский опыт хорошо усвоили и в Вашингтоне. Что бы теперь делали американцы, если бы Будапештский меморандум был полноценным соглашением? Если полноценный военный конфликт произошел в самом центре Европы, то что уж тогда говорить о Ближнем Востоке, где боевые действия никогда не прекращаются. Потому и не удалось аравийским шейхам уговорить Барака Обаму подписать бумажку с гарантиями.

Понимая невозможность получить максимум, страны ССАГПЗ согласились на консенсус, поскольку иначе им пришлось бы разрывать стратегические отношения с Соединенными Штатами, а это на пользу Тегерану. Главное - что и разрыв отношений мог не остановить переговоров с Ираном, поэтому подыгрывать иранцам шейхи не стали. Понимая, что лучше воспользоваться сотрудничеством со США, чтобы усилить качество своих вооружений, а борьбу с иранским ядерным соглашением оставить Израилю, у которого больше шансов что-то изменить. Однако и на Вашингтон как на основного гаранта безопасности государства ССАГПЗ уже не будут полагаться, ибо никто не может быть уверенным, что следующая администрация Белого дома будет соблюдать не скрепленные печатью обязательства.

Отныне Эр-Рияд больше будет полагаться на собственные силы и развивать оборонительное сотрудничество с другими партнерами. В этом контексте не следует забывать основоположный постулат политики Саудовской Аравии: вера (религия ислам) и безопасность королевства обсуждению не подлежат. Официальные лидеры страны неоднократно его повторяли, в частности, когда их просили прокомментировать слухи о намерении приобрести ядерное оружие. Королевство уже привыкло к регулярным появлениям в СМИ похожих обвинений и постоянно отвергает такие упреки. Однако Эр-Рияд дает четко понять, что в случае появления ядерного оружия в Иране страна также будет вынуждена искать способ получить этот вид оружия. Иранская угроза для саудитов и других стран ССАГПЗ чрезвычайно серьезна. Вызовы со стороны Ирана стоят на первом месте, и тут блеф неуместен.

Конечно, самым естественным союзником Саудовской Аравии в ядерном вопросе является Пакистан, чьи вооруженные силы - самые мощные среди стран мусульманского мира. Страна постоянно разрабатывает различные системы доставки ядерного оружия и увеличивает мощности производства высокообогащенного урана и плутония. Пакистанцы регулярно испытывают баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки, количество которых оценивается в 140–160 единиц.

И тут важным моментом является довольно распространенное утверждение, что королевство с самого начала финансировало развитие пакистанской ядерной программы. Была ли это благотворительная помощь? Вероятно, в таких делах говорить о благотворительности неуместно, поэтому нельзя исключать, что Пакистан имеет-таки определенное количество ядерных боеголовок, готовых к передаче Саудовской Аравии в случае необходимости. В ответ королевство щедро платит.

Эр-Рияд и Исламабад связывают особенно тесные отношения. Миллиарды долларов пакистанцы получили через специально субсидируемые цены на саудовскую нефть. Только в феврале 2014 г. королевство предоставило правительству Пакистана очередные 1,5 млрд долл., что существенно поддержало пакистанскую экономику. Это пакистанское правительство возглавляет премьер-министр Наваз Шариф, у которого сложились чрезвычайно близкие отношения с саудовской королевской семьей, предоставившей ему приют после военного переворота 1999 г.

Вместе с тем, даже если соответствующая договоренность есть, это не означает, что Пакистан непосредственно передаст королевству ядерное оружие. Такой шаг был бы слишком провокационным и создал бы много проблем Исламабаду и самой Саудовской Аравии. Если бы, скажем, Западу припекло, то он, вероятно, в добавок к Индии с Пакистаном, мог бы проглотить еще одну ядерную парочку - Иран и Саудовскую Аравию. Конечно, в обмен на стабильные поставки энергоносителей. Однако США и ЕС прекрасно понимают, что тогда может начаться эффект домино, и в очередь по атомную бомбу станут другие страны региона, в частности Турция и Египет.

С учетом этого, непредвиденно жесткая реакция Запада гарантирована. Между тем важным аспектом покупки атомной бомбы является скорость получения товара. Саудовской Аравии не придется тратить годы на ее создание. Поэтому такая опция позволяет саудитам наблюдать за развитием иранской ядерной программы до последнего. Не входить в конфликт с международным сообществом из-за нарушения ДНЯО и, лишь получив стопроцентные доказательства создания Ираном атомной бомбы, начать действовать.

Тут следует понимать сложность, специфику обслуживания и использования носителей ядерных боеголовок, что опять-таки свидетельствует: ядерное оружие вряд ли сразу будет передаваться непосредственно саудовской стороне. Однако направление в Саудовскую Аравию пакистанских войск, вооруженных ядерным оружием, скажем, для защиты святынь исламского мира - вполне возможный вариант. Соответствующий текст уже даже был подготовлен и утвержден парламентом Пакистана.

Эр-Рияд предлагал Исламабаду присоединиться к возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, проводящей военную операцию в Йемене. Парламент Пакистана проголосовал против, но при этом высказал полную поддержку Королевству Саудовская Аравия и подтвердил, что "в случае нарушения территориальной целостности или наличия угрозы двум святыням (имеются в виду священные для мусульман города Мекка и Медина. - В.Ф.) Пакистан поддержит Саудовскую Аравию и ее народ".

Принимая во внимание причины и цель "вброса" информации о саудовской атомной бомбе, такие информационные спекуляции будут продолжаться до тех пор, пока будет существовать беспокойство по поводу мирного характера иранской ядерной программы, или пока Саудовская Аравия не получит гарантии, которые ее удовлетворят. Впрочем, "шестерка" и Иран будут продолжать работать над ядерным соглашением до конца июня. Окончательный документ еще не согласован, и на него можно влиять, что и делают все заинтересованные стороны, используя понятную всем ядерную риторику.