UA / RU
Поддержать ZN.ua

Болгария: (не)пророссийский выбор

У Болгарии новый президент. Им стал Румен Радев. По итогам второго тура президентских выборов, прошедших в минувшее воскресенье, за этого кандидата от Соцпартии проголосовало 59,37% болгар, пришедших на избирательные участки.

Автор: Константин Федоренко

У Болгарии новый президент. Им стал Румен Радев. По итогам второго тура президентских выборов, прошедших в минувшее воскресенье, за этого кандидата от Соцпартии проголосовало 59,37% болгар, пришедших на избирательные участки.

Хотя Болгария и парламентская республика - с довольно ограниченными полномочиями президента, победа Румена Радева запустила цепную реакцию, теоретически способную привести к смене власти. Радев нанес поражение кандидату от правящей правоцентристской партии ГЕРБ Цецке Цачевой. В результате, представляющий эту партию премьер-министр Бойко Борисов ушел в отставку. Он аргументировал решение тем, что в ходе выборов избиратели недвусмысленно выразили недовольство нынешним курсом страны, и в этой ситуации отставка его правительства - "наиболее демократичный выход".

После отставки правительства уходящий президент Росен Плевниев, согласно конституции, должен сначала дать мандат на формирование нового кабинета министров лидеру крупнейшей парламентской партии. Но это и есть ушедший в отставку Борисов, уже заявивший, что откажется формировать правительство заново. Затем мандат будет предложен Корнелии Ниновой, лидеру Болгарской социалистической партии, которая заняла второе место на предыдущих парламентских выборах.

Однако и К.Нинова заранее отказалась от этой возможности. Такое решение понятно, учитывая, что у социалистов нет шансов собрать большинство голосов в свою поддержку. В общем, по всей видимости, в следующем году Болгарию ждут досрочные парламентские выборы.

Новый президент Р.Радев вступит в должность в январе. 53-летний генерал болгарской армии, бывший командующий военно-воздушными силами страны, ранее политикой не занимался. В президентскую кампанию его "привела" Социалистическая партия, которой нужно было представить избирателю новое лицо, не замешанное в политических интригах и выгодно выглядящее на фоне коррумпированной действующей власти.

Многие эксперты называют Радева пророссийским политиком, аргументируя это тем, что в вопросах внешней политики он акцентировал на необходимости соблюдения национальных интересов, сотрудничества с Россией и отказа от "сателлитного синдрома" в отношении ЕС. Однако эта характеристика экспертов Радева вводит в заблуждение. Дело в том, что новоизбранный президент не собирается принципиально менять вектор внешней политики. О чем он и заявил в недавнем интервью болгарским СМИ. А в ходе избирательной кампании он говорил, что для Болгарии нет альтернативы членству в НАТО и ЕС.

Да и Болгарская социалистическая партия уже не раз становилась правящей партией. Так, с мая 2013-го по август 2014-го правительство БСП и "Движения за права и свободы" находилось у руля страны. Также социалисты были при власти в период 2005–2009 гг., в течение которого страна успешно завершила вступление в Европейский Союз. Тогда же в стране появились американские военные базы.

Поэтому, несмотря на оценки внешнеполитических взглядов Радева и на то, что БСП является преемником Болгарской коммунистической партии, назвать их настоящей пророссийской силой было бы неправильно.

Вместе с тем Р.Радев призывает к прагматичному сотрудничеству с Россией. Подобные идеи пользуются популярностью в болгарском обществе.

Хотя, по данным Женевского института международных отношений и развития, экспорт Болгарии в Россию упал лишь на 1,7%, некоторые болгарские политики регулярно поднимают вопрос блокирования продления санкций против РФ. Согласно опросу Института открытого общества, 40% болгар считают, что их страна "не должна участвовать в санкциях относительно других государств". Следует, впрочем, отметить, что по этому показателю избиратели ГЕРБ и БСП особо не отличаются. Но если 19,5% сторонников ГЕРБ считают, что санкции против России должны быть ужесточены, то таковых среди сторонников социалистов всего лишь 1,8%.

Кроме того, в Болгарии также существует интерес к сотрудничеству с Россией в энергетической сфере. Известно, что страна была важнейшим участником российского проекта газопровода "Южный поток". Однако летом 2014 г., когда было правительство социалистов, Болгария заморозила строительство газопровода на основании позиции Еврокомиссии. Часть болгар (22%) считает, что это была ошибка, и газопровод нужно было строить, даже если это привело бы к наказанию со стороны ЕС. Среди избирателей БСП это мнение разделяют 30,3%, в то время как сторонников ГЕРБ таковых 16,7%.

Наконец, еще раньше болгарские власти заморозили строительство АЭС "Белене", осуществлявшееся в рамках совместного проекта с российской стороной. Тогда София посчитала, что без дополнительных инвестиций со стороны западных партнеров данный проект обойдется стране слишком дорого. Поскольку такая позиция вызвала резонанс в обществе, было решено провести референдум. Но он провалился из-за низкой явки. Тем не менее, сторонники строительства станции периодически поднимают вопрос разморозки "Белене".

Однако маловероятно, что София будет занимать слишком жесткую позицию в переговорах с ЕС: Болгария находится не в том экономическом положении, чтобы конфликтовать с Брюсселем.

Это подтверждает и задекларированное Р.Радевым отношение к санкциям против России. Хотя он и назвал их контрпродуктивными, но вместе с тем заявил, что решение относительно поддержки продления санкций будет принимать правительство.

Отношение Радева к России наполнено как риторическими фразами о "вековой духовной связи", так и словами о необходимости "ясной, прагматичной основы, гарантирующей экономическое сотрудничество и расширение рынков". На самом деле это попытка - как оказалось, успешная - получить поддержку пророссийского электората. Но, постоянно утверждая приоритетность сотрудничества с ЕС, он, таким образом, не оттолкнул от себя и прозападных избирателей, неудовлетворенных действующим правительством.

Причин для недовольства у болгар достаточно. Как и многие страны ЕС, Болгария лишь в 2014-м вернулась к стабильному экономическому росту. Темпы этого роста (+3,6% реального ВВП в 2015-м и ожидаемые МВФ +3% по итогам т.г.) весьма удовлетворительны. Но эффекты кризисного падения еще не преодолены. Так, безработица в прошлом году составила 9,2%, в то время как в 2008-м она была на уровне 5,6%.

Больше всего из внутренних угроз болгар волнует коррупция. Именно коррупционные скандалы, связанные с партией ГЕРБ, стали одной из главных причин, по которой Р.Радев, воспринимавшийся как "антисистемный" кандидат, победил. А вот из внешних угроз очень большое внимание болгары уделяют притоку беженцев. Это неудивительно, учитывая, что некоторые маршруты мигрантов лежат через Болгарию. И здесь Радев тоже выступил в унисон мыслям электората, заявив, что не поддерживает идею принятия беженцев по квотам ЕС.

Если говорить о вероятных досрочных выборах, то, вероятней всего, их вновь выиграет ГЕРБ. Согласно сентябрьскому опросу Alpha Research, их поддерживает 23,5% населения, или 35,2% от тех, кто планирует прийти на избирательные участки.

Впрочем, вполне очевидно, что ГЕРБ потребуется поддержка других партий для формирования коалиции. Это могут быть те же партии, которые голосовали за назначение Бойко Борисова премьером в 2014 г. - Реформаторский блок, Патриотический фронт и, в случае прохождения 4-процентного барьера, "Альтернатива за болгарское возрождение". Суммарно поддержка этих сил среди тех, кто планирует голосовать, составляет 54,6%. А это больше, чем их совокупный результат на выборах в 2014 г. Но если кто-то из этих партий и откажется участвовать в коалиции, или если "Альтернатива за болгарское возрождение" все же не пройдет в парламент, даже коалиция трех из этих сил вполне может набрать 121 мандат.

Поддержка БСП заметно возросла: если на выборах двухлетней давности за социалистов проголосовало 15,4% избирателей, то нынче, судя по опросам, за них готовы отдать свои голоса 23,5%. Однако одновременно почти в два раза (с 14,8% до 7,6%) уменьшилось число сторонников "Движения за права и свободы" - либеральной партии, которая, в частности, активно выступает в защиту мусульманского меньшинства в стране. Такое падение вполне можно объяснить опасениями болгар относительно "угрозы от мигрантов".

Интересно, что при этом рейтинг крайне правой и однозначно пророссийской партии "Атака" только падает. В 2009 г. они набрали 9,4% голосов избирателей, в 2013 г. - 7,3%, а в 2014 г. с трудом прошли в парламент с результатом 4,5%. Последний опрос показывает, что их готовы поддержать лишь 3,4%. Не исключено, что их сторонников благодаря умеренно пророссийской риторике собрала БСП.

Таким образом, вполне можно ожидать, что после внеочередных парламентских выборов у Болгарии вновь будет прозападное правительство ГЕРБ. А вопрос продления санкций против России будет решаться именно правительством. Полномочия же президента в Болгарии довольно ограничены; как и во многих парламентских республиках, он поручает лидерам партий сформировать правительство, но не произвольно, а в порядке результатов на парламентских выборах. Он назначает дипломатов, но руководит внешней политикой МИД. В остальном функции президента преимущественно церемониальны.

И хотя Радев как главнокомандующий будет иметь доступ к секретным документам НАТО, его довольно умеренная риторика не дает поводов для серьезных опасений относительно "утечки" этих материалов в Кремль. Как и для прогнозов о возможном развороте Болгарии в сторону России.