UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ближневосточный мирный процесс: отчаянные попытки дипломатии

После периода затишья, вызванного тем, что в прошлом году глава Палестинской национальной админис...

Автор: Виталий Билан

После периода затишья, вызванного тем, что в прошлом году глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас отказался от участия в переговорах до тех пор, пока на Западном берегу реки Иордан будет продолжаться?израильская поселенческая активность, ближневосточный мирный процесс вновь в фокусе мировых игроков.

Вашингтон выбросил в регион внушительный дипломатический десант в составе специального посланника президента США на Ближнем Востоке Джорджа Митчелла и вице-президента США Джо Байдена с целью объявления о старте непрямых израильско-палестинских переговоров (завершившимся, впрочем, дипломатическим фиаско).

Кроме того, на днях состоялась недельная поездка на Ближний Восток верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

А во время написания данного материала в Москве идет подготовка заседания ближневосточного «квартета». Генсек ООН Пан Ги Мун накануне заявил, что на нем будет принято «жесткое» заявление касательно осуждения незаконного строительства Израилем новых еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях, а также проведения непрямых палестино-израильских переговоров при посредничестве США.

Похоже, все начинают понимать, что региональные узлы противоречий затянулись до предела.

Что предлагает Обама?

В начале января в ведущей египетской газете «Аль-Ахрам» появилась информация о содержании американского плана урегулирования ближневосточного конфликта, который пытается продвигать администрация Барака Обамы. Сведения якобы были предоставлены чиновником из министерства иностранных дел Египта.

Согласно упомянутому источнику, новая американская инициатива, разработанная, как утверждают, при активном участии бывшего президента США Джимми Картера и других ветеранов американской политики, хорошо знакомых с ближневосточными реалиями, предусматривает требование гарантий от Израиля на создание независимого палестинского государства в течение двух ближайших лет. Эти гарантии должны быть формально зафиксированы в посланиях, которыми обменяются лидеры Израиля и Палестинской автономии. Это ключевой момент. В целом же, так называемый план Обамы предусматривает окончательное урегулирование палестино-израильского конфликта в два этапа.

На первом этапе — до окончания восьмимесячного периода замораживания строительства в еврейских поселениях Западного берега р. Иордан — планируется достичь договоренности о постоянных границах двух государств, которые США предлагают установить путем обмена территориями.

На втором — после достижения взаимной договоренности о границах — предполагается перейти к более сложным вопросам: разделу Иерусалима и проблеме палестинских беженцев.

Впрочем, схематически выписаны и эти вопросы. В частности, в середине прошлого года в региональной прессе сообщалось, что, согласно американскому плану столицей будущего демилитаризованного Палестинского государства станет Восточный Иерусалим, а Старый Город перейдет под контроль ООН.

С другой стороны, упомянутый план предусматривает отказ палестинских беженцев от права на возвращение в пределы «зеленой зоны» в обмен на компенсации.

Администрация Б.Обамы намерена потребовать от арабских стран предоставить график нормализации отношений с Израилем. Причем этот процесс должен начаться еще до создания Палестинского государства, поскольку, по мнению Белого дома, план Обамы почти не отличается от арабской или так называемой саудовской инициативы 2002 года, согласно которой государство Израиль будет признано арабским миром в ответ на отступление Израиля к границам 1967 года.

В начале марта Лига арабских государств выразила поддержку предложению США по возобновлению непрямых переговоров Палестинской администрации с Израилем. Казалось бы, появился повод для оптимизма. Однако, как это часто бывает, все испортил пресловутый «квартирный вопрос».

Ближневосточный «квартирный вопрос»

В аккурат к запланированному объявлению вице-премьером США начала непрямых переговоров министерство обороны Израиля объявило об утверждении проекта строительства 112 единиц жилья в ультрарелигиозном поселке Бейтар-Илит, расположенном к западу от Вифлиема. Дальше — больше. На следующий день МВД Израиля утвердило проект возведения 1600 новых единиц жилья в другом ультрарелигиозном районе, также расположенном за пределами «зеленой черты» — Рамат-Шломо, что в северо-восточной части Иерусалима.

Тем самым в пикантное положение был поставлен не только М.Аббас, заявивший, что данное решение «рушит все шансы на мир еще до начала переговоров», но и генсек ЛАГ А.Муса вместе со всей своей организацией.

В результате наблюдательный совет Лиги порекомендовал министрам иностранных дел стран–членов ЛАГ отказаться от поддержки непрямых мирных палестино-израильских переговоров.

Однако главная пощечина была нанесена Вашингтону, где решение о строительстве жилья в Восточном Иерусалиме назвали «оскорблением» и «вызовом», «злоупотреблении доверием и предательством интересов США», а также самым серьезным кризисом в двусторонних отношениях с 1975 года, когда после войны Судного дня Израиль отказывался подписать соглашение об отводе своих войск от границы с Египтом.

Напряжение в израильско-американских отношениях активизировало Брюссель. В частности, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон призвала премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху «проявить себя настоящим лидером государства» и сделать все для возобновления переговоров. «Сигнал, который мы получили от Израиля очень плохой», — сказала К.Эштон журналистам. При этом она дала понять, что у ЕС есть возможности давления на Израиль.

ЕС: поиск ближневосточной роли

Особо хотелось бы отметить, что во время упомянутой поездки на Ближний Восток К.Эштон добилась разрешения на посещение сектора Газа, который находится под контролем радикального исламского движения ХАМАС. ЕС оказал значительную финансовую помощь на восстановление сектора, поэтому, по словам г-жи Эштон, она хотела на месте ознакомиться с тем, как используются средства.

Складывается впечатление, что если Вашингтон больше пытается понравиться Рамалле, то Брюссель концентрирует свои усилия на Газе.

На это указывают итоговые положения совещания глав МИД 27 стран Евросоюза, прошедшего в начале декабря прошлого года. В них особо подчеркивалось, что ЕС «никогда не признавал аннексию Восточного Иерусалима». Важно также, что Брюссель потребовал от Израиля открыть пограничные переходы сектора Газа.

Кстати, документ был принят в смягченном варианте по сравнению с проектом, предложенным председательствующей тогда в ЕС Швецией.

В «шведском» проекте Палестинская автономия называлась «Палестиной», а также утверждалось, что ЕС никогда не признает изменений израильских границ, существовавших в 1967 году, в том числе в Иерусалиме, и призывал создать палестинское государство на Западном берегу, в секторе Газы и Восточном Иерусалиме.

МИД Израиля резко осудил этот проект резолюции. В ответ в Брюсселе подчеркивали, что поиск диалога с руководством Газы на руку самому Израилю, руководство которого постоянно говорит о том, что крайне сложно о чем-либо договариваться с нынешним председателем ПНА М.Аббасом, поскольку он не контролирует ситуацию на всей территории Палестинской автономии.

Впрочем, против черновика «шведской» резолюции высказался МИД Франции, предложивший
30 оговорок, а также ряд государств «новой» Европы. В результате, и была принята смягченная версия.

Однако неуемное желание Брюсселя оперировать арабо-израильским конфликтом, некоторая отстраненность от хамасовской проблематики со стороны Вашингтона, а также дальнейшие поселенческие сюрпризы со стороны Израиля, очевидно, и далее будут вдохновлять Евросоюз на новые антиизраильские ближневосточные мирные инициативы.

Подтверждением этому может служить риторика К.Эштон во время ближневосточного турне: «Мы являемся поставщиком огромного количества гуманитарной помощи и выплат в этом регионе. И мы занимаем позицию силы по отношению к Израилю, так как Израиль желает увеличить свой торговый обмен с Евросоюзом».

Похоже, Брюссель нащупывает свою «ролевую игру» на Ближнем Востоке после того, как не смог оккупировать нишу межпалестинского миротворца, которую в последнее время пытается занять Россия.

Российское межпалестинское маневрирование

У Москвы, казалось бы, появился отличный повод для оптимизма. В результате резко изменившейся позиции США и ЕС позиции участников «квартета», в сущности, совпали, что вроде бы наконец создает условия для осуществления розовой мечты российской дипломатии — проведения в Москве международной конференции по ближневосточному урегулированию.

В руководстве РФ убеждены, что такой резкой смене позиции со стороны американцев и европейцев способствовал фактический провал их совместной стратегии по блокаде контактов с ХАМАС и вытеснение его с международной арены. В этой связи у Кремля появилась возможность оседлать процесс межпалестинского взаимопонимания.

Похоже, что именно в этом направлении и концентрирует ныне свои ближневосточные усилия Россия. На это указывает то обстоятельство, что с начала нынешнего года в Москве уже успели побывать как глава ПНА М.Аббас, так и глава политбюро ХАМАСа Халед Мешааль.

В Москве прекрасно понимают, что без разрешения внутрипалестинского конфликта проведение вышеупомянутой международной конференции не имеет смысла. Как, впрочем, и дальнейшие усилия по разрешению ближневосточного конфликта, поскольку невозможно вести диалог с Израилем с двух оппонирующих друг другу палестинских площадок, так как это не дает гарантии надежности заключенных соглашений.

Как мы видим, это далеко не единственный фактор риска для успешного продвижения палестино-
израильских переговоров.

То, что скрывается в деталях

Разумеется, основным противником возобновления мирного процесса в «вашингтонской» редакции является ХАМАС. Глава хамасовского правительства в секторе Газа Исмаил Хания уже заявил, что его движение не будет считаться с какими-либо результатами прямых или косвенных переговоров ПНА с Израилем.

В среде радикалов бытует мнение, что вся эта дипломатическая активность и заигрывание с Рамаллой задумана с целью повышения рейтинга М.Аббаса перед возможными выборами в ПНА, соответственно, победы ФАТХа и отстранения от власти в Газе ХАМАСа.

Впрочем, даже если это так и даже если это удастся успешно реализовать, дальнейшие переговоры с умеренным ФАТХом пока также не выглядят перспективно. Новая программа ФАТХ заявляет претензии на весь Иерусалим, а также категорически отвергает возможность отказа от права беженцев на возвращение.

А это уже полностью противоречит позиции Израиля, объявившего Иерусалим своей «единой и неделимой» столицей.

Вообще вопрос Иерусалима для Израиля наиболее чувствителен. Премьер Израиля Б.Нетаньяху уже успел заявить, что, несмотря на скандал, разгоревшийся вокруг плана возведения жилья в Рамат-Шломо, строительство в Иерусалиме будет продолжено, и добавил, что по истечении 10-месячного моратория на строительство жилья оно также будет продолжаться и на оккупированных территориях Западного берега р.Иордан.

Ближневосточные узлы все более затягиваются. В целом для обеих сторон конфликта характерна риторика насчет того, что это уже чуть ли не последняя попытка вывести ближневосточный процесс из тупика.

Складывается впечатление, что в отчаянной попытке мировая дипломатия бросает на ближневосточный фронт свои последние резервы. И если нынешняя ближневосточная перезагрузка окажется, судя по всему, неэффективной, очень скоро ситуацию в регионе начнут перезагружать с оружием в руках.