UA / RU
Поддержать ZN.ua

Без зубов

Евросоюзу на саммите не хватило смелости и решительности, чтобы сделать свою внешнюю политику действенной.

Автор: Алексей Коваль

Специальный саммит ЕС по вопросам международной политики прошел в Брюсселе в очном режиме в четверг и пятницу.

Лидеры решили собраться лицом к лицу, чтобы обсудить вопросы, которые не могли согласовать до сих пор, находясь каждый у себя дома. Ключевыми в повестке дня были темы выработки санкций в отношении властей Беларуси после президентских выборов и акций силовиков против мирных демонстрантов и лидеров оппозиции; отравление оппозиционера Алексея Навального; отношения с Турцией и Китаем, действия которых представляют все большие вызовы внешней политике Евросоюза. Также обсуждались внутренние вопросы функционирования общего рынка ЕС, индустриализации и цифровой трансформации, тема соблюдения верховенства права в Польше и Венгрии.

Накануне саммита было ощущение, что лидеры склоняются к жестким решениям на фоне откровенного игнорирования призывов ЕС теми, кому они адресованы. Александр Лукашенко (президентом Беларуси его ЕС теперь не признает) дает советы президенту Франции Эмманюэлю Макрону, как справиться с демонстрантами во Франции, и призывает не лезть в происходящее на улицах Минска. Называет ошибкой решение французского лидера о встрече с белорусскими оппозиционерами. Российский же лидер Владимир Путин не видит абсолютно никаких проблем для себя и своего режима после отравления Алексея Навального и давит на ЕС в вопросе завершения строительства «Северного потока-2». Турция игнорирует мнение Евросоюза, когда начинает вести разведку полезных ископаемых в Средиземном море и посылает военные корабли в спорные с Грецией и Кипром воды. Китай пытается действовать более напористо в экономических вопросах и стремится привязать отношения ЕС к планам своего собственного долгосрочного развития.

Страны–члены ЕС действуют вразнобой, пытаясь ставить общеевропейскую солидарность в зависимость от собственных интересов и, как следствие, мешают целому Союзу 27 стран достигать консенсуса, выступать с единой позицией по всем ключевым вопросам.

На самом деле у ЕС мало практических механизмов, чтобы в одночасье сделать свою внешнюю политику эффективной и действенной. Поэтому каждый вопрос — тема тщательных и длительных переговоров, компромиссов с выходом на устраивающие всех решения. Исходя из этого, даже те решения, что были приняты, можно назвать важными и максимально возможными для Евросоюза в нынешних условиях.

Так, касательно Беларуси решено было утвердить персональные санкции в отношении 40 официальных лиц, причастных к фальсификациям выборов президента и насилию против мирных протестующих на улицах белорусских городов. Впрочем санкций против самого Александра Лукашенко решили не вводить, очевидно, оставляя окно возможностей для дальнейших переговоров. По словам французского лидера Макрона, ЕС хочет, чтобы Минск принял предложение ОБСЕ о посредничестве в диалоге с оппозицией.

Надежд на то, что Лукашенко услышит эти призывы и предупреждения из Европы, мало. В этот же день Минск ввел ответные санкции — ограничил въезд в страну ряду чиновников ЕС (список не обнародован). Кроме того МИД Беларуси угрожает выйти из совместных с ЕС программ и даже разорвать дипотношения с Союзом, если «маховик санкций будет раскручиваться».

Важно отметить, что решение о санкциях ЕС против Беларуси стало возможным после того, как Кипр снял свои возражения по поводу них. Киприоты, взамен на свое согласие поддержать санкции против руководства Беларуси, добивались от партнеров по ЕС более жесткой резолюции и санкций в отношении Анкары. Киприоты напоминают, что Турция оккупирует северную часть острова с 1974 года, но санкции против нее никогда не вводились.

В августе Турция направила в спорный с Кипром и Грецией район Средиземного моря исследовательское судно для выявления месторождений нефти и газа. Его сопровождали турецкие военные корабли, что в Афинах и Никосии было воспринято как грубое нарушение международного права и серьезная военная эскалация в регионе.

Известно, что делегация Греции в ходе встречи выступала против резолюции заседания Совета ЕС, где не было бы упоминания о санкциях против Турции. Но в ходе отдельных переговоров греческого премьера Константиноса Мицотакиса с Ангелой Меркель, которая занимает сейчас пост председателя Совета ЕС, германский канцлер посоветовала решать спор с Турцией под эгидой НАТО.

Несмотря на полученные заверения, Греция приняла решение увеличить свою армию на 15 тысяч человек в ближайшие пять лет. В антитурецком лагере наибольшую активность проявляет и Франция, поддержавшая греков. Австрийский же премьер Себастьян Курц предложил не только ввести санкции против Турции, но и окончательно прекратить с ней диалог о возможном вступлении в ЕС.

Однако по итогам дебатов в Брюсселе в отношении Турции не было принято каких-либо решений о санкциях. В коммюнике встречи сказано, что ЕС готов применить все возможные меры, в том числе и санкционного характера. Пакет санкций может быть разработан, чтобы иметь возможность его задействовать немедленно, если Турция продолжит односторонние акции в регионе. Причем, как отметили европейские чиновники, эти санкции могут быть не точечные, а всеобъемлющие.

А пока цитата: «Мы заинтересованы в долгосрочных отношениях ЕС и Турции, позитивной повестке дня, которая будет включать обновление нашего таможенного союза для улучшения торговли и прочное сотрудничество в вопросах миграции», — заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по итогам саммита 2 октября.

Турция, очевидно, удовлетворена таким исходом встречи в Брюсселе. К тому же несколько дней назад турецкое исследовательское судно уже покинуло спорный район, но военные корабли еще остаются в спорных водах вблизи Кипра. Греция и Турция также согласились возобновить консультации о делимитации континентального шельфа между двумя странами. При этом Анкара отказывается от подобных переговоров с Никосией.

В последний момент турецкие дебаты были дополнены вопросом о ситуации в Нагорном Карабахе. Так, Э.Макрон выступил с призывом к Анкаре воздержаться от вмешательства в этот региональный конфликт. Турецкие власти, однако, опровергают какое-либо непосредственное участие в конфликте.

Избежала наказания и Российская Федерация. В день открытия саммита 1 октября стало известно о вступлении в силу санкций ЕС против российских лиц и компаний, причастных к сооружению Крымского моста. Однако это решение было принято Евросоюзом ранее. А в пятницу, в день закрытия саммита, в отношении отравления Алексея Навального европейские политики ограничились лишь заявлением. В коммюнике саммита говорится: «Использование химического оружия — это серьезное нарушение международного права». Отравление Навального нервнопаралитическим веществом семейства «Новичок» лидеры ЕС считают «попыткой убийства». Они призывают Россию к сотрудничеству с Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) с целью «обеспечить непредвзятое международное расследование и привлечь к правосудию ответственных лиц». Стало также известно, что «вопрос Навального» будет вновь обсуждаться на саммите ЕС 15–16 октября.

По вопросам отношений с Китаем Совет ЕС по сути подтвердил итоги прошедшего в середине сентября онлайн саммита между лидерами Евросоюза и Китая. Тогда китайский лидер Си Цзиньпин настаивал на продолжении стратегического диалога с ЕС и заверял, что нынешние проблемы в торговле между США и Китаем не должны влиять на торговлю Китая с Европой. Стороны представляют друг для друга важнейшие рынки и являются ключевыми торговыми партнерами. Торговый оборот между ними составляет 1 млрд евро в день. Брюссель и Пекин договорились до конца года завершить переговоры и подписать Всеобъемлющее соглашение между ЕС и Китаем по вопросам инвестиций, где стороны в частности договорились выработать определенные правила работы китайских госпредприятий, отрегулировать вопросы передачи технологий и прозрачности политики субсидий.

ЕС в ходе переговоров по данному документу стремится открыть для своего бизнеса новые сферы китайского рынка. В то же время Китай явно не удовлетворен режимом скрининга прямых иностранных инвестиций, направленных на покупку стратегических предприятий в Европе. Хотя этот режим в ЕС применяется в отношении всех иностранных инвесторов, китайские компании ощущают на себе его действие в первую очередь.

Помимо этого вопроса важным для ЕС было решение Китая до 2060 года полностью прекратить эмиссию парниковых газов. Хотя ЕС взял на себя обязательство достичь данной цели на 10 лет раньше Китая, в Брюсселе приветствовали решение Пекина — ведь теперь сообща легче будет убеждать в необходимости следовать такой политике другие страны.

Несмотря на позитивную повестку дня в экономике, ЕС держит в фокусе отношений с Пекином вопросы прав человека и положение нацменьшинств в Тибете и Синьцзяне, ситуацию с Гонконгом. Стороны обсуждают возможность проведения отдельного диалога по правам человека в ходе визита европейской делегации в Китай до конца нынешнего года. При этом европейские дипломаты заявили, что добиваются от китайских властей возможности посетить Тибет, чтобы на месте изучить положение дел.

Примечательно, что китайский посол в ЕС Чжан Мин накануне саммита, выступая в Брюсселе, завил: «Пекин готов выслушивать аргументированную критику ЕС в свой адрес, но не допустит вмешательства во внутренние дела страны».

В связи с тем, что вопрос Китая представляет особую сложность, европейские лидеры объявили 2 октября, что 16 ноября специально соберутся в Берлине, дабы обсудить отношения с Китаем отдельно, тем более что на будущий год они наметили провести саммит лидеров ЕС совместно с руководителями Китая.

В целом же прошедший в Брюсселе саммит должен был дать ответ на вопрос, сможет ли ЕС поддержать статус глобального игрока. Однако новые вызовы вблизи и вдали от границ содружества, ставшие для руководителей Евросоюза проверкой на готовность к скоординированным действиям, на решительность и «зубастость», показывают, что пока эту проверку евролидеры не прошли.