UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕССИЛИЕ МИРОТВОРЦЕВ

В Косово сейчас происходит то, что и должно было произойти. Здесь повторяется боснийский сценарий...

Автор: Михаил Соколовский

В Косово сейчас происходит то, что и должно было произойти. Здесь повторяется боснийский сценарий, за исключением того, что в соседней республике свою полную неспособность в примирении заклятых врагов сперва продемонстрировали миротворцы ООН, а уж потом за дело взялись подразделения НАТО. В Косово, как известно, от услуг «голубых касок» отказались изначально.

Несмотря на победные рапорты командования КФОР о сдаче оружия албанскими отрядами Армии освобождения Косово, мало кто верил в искренность заявлений боевиков о полном разоружении, так же, как и в то, что албанцы добровольно согласятся отказаться от идеи создания собственными силами органов местного (а возможно, и государственного) управления Косово. Не верилось и в их отказ от намерений сформировать отряды самообороны, то есть легализовать ту же АОК.

Таким образом, вопрос заключался только в том, насколько эффективными окажутся заградительные отряды миротворцев в случае вспышки очередной волны насилия в крае. А в том, что рано или поздно это произойдет, никто не сомневался, в том числе, похоже, и руководство Североатлантического альянса.

И вот это случилось. В середине февраля резко обострилась обстановка на севере Косово. В городе Косовская Митровица противостояние между сербами и албанцами впервые привело к гибели военнослужащих международного миротворческого контингента. Беспорядки начались после того, как в северной части города, где живут сербы, прогремел взрыв. В результате этого теракта несколько албанцев получили тяжелые ранения. В ответ вооруженные албанские боевики начали погромы в сербских кварталах. В течение одной «кровавой ночи» были убиты девять граждан, двадцать получили тяжелые ранения. Группа албанцев обстреляла и французских миротворцев, охранявших мост через реку Иба, которая разделяет Косовскую Митровицу на сербскую и албанскую части. Один из французских военнослужащих погиб. В столкновении с погромщиками был также ранен американский полицейский из состава сил ООН по поддержанию правопорядка. Открыв ответный огонь, миротворцы застрелили албанского снайпера. В перестрелке получили ранения и несколько сербов из числа добровольцев, несущих дежурство около моста.

Сразу же после инцидента в район конфликта прибыл командующий силами KФOР немецкий генерал Клаус Хейнкор. Он объявил о продлении введенного в начале февраля в Митровице комендантского часа. С вертолета на город были сброшены листовки, в которых население предупреждалось о том, что с 6 вечера до 6 утра все передвижения по улицам запрещены. Однако, как показали дальнейшие события, для пресечения насилия таких мер оказалось недостаточно.

События в Косовской Митровице вызвали бурю негодования как в соседней Югославии, так и в остальной части Косово, населенной преимущественно албанцами. Официальный Белград потребовал от Совета Безопасности ООН провести срочную встречу и положить конец нападениям на сербское меньшинство Косова. А специальный посланник Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в бывшей Югославии Деннис Макнамара признал, что вспышка насилия была вполне предсказуемой. Он заявил, что ооновцы опасались подобного развития событий и видели, что все ведет к этому. Дело в том, что в городе то и дело происходили стычки между представителями албанского и сербского населения, гибли люди, а албанцы, жившие в северной, сербской, части города, стали покидать свои дома. Напряженность должна была рано или поздно закончиться каким-то серьезным инцидентом.

Затем сработал «принцип домино». В ответ на введение повышенных мер безопасности в Митровице начались атаки на миротворцев в других районах Косово. Нападениям подверглись военнослужащие, входящие в состав международных миротворческих сил, из России, США и Норвегии. В районе населенного пункта Обилич была обстреляна группа норвежских военнослужащих. В связи с инцидентом задержаны трое албанцев. В городе Гнилане, на юго-востоке Косово, в результате нападения группы неизвестных на американский пост огнестрельное ранение получил военнослужащий США. Под деревней Глоговач на мине подорвался грузовик с российскими военнослужащими. Пострадавших не было, но машина получила серьезные повреждения.

Стало совершенно очевидно, что уговоры албанцев отказаться от вооруженной борьбы успеха не принесли, а натовские чиновники совершили ошибку, отказавшись от жестких мер в отношении АОК. Инцидент в Косовской Митровице, очевидно, положил конец терпеливому отношению к албанцам со стороны Североатлантического блока.

В минувшее воскресенье в Митровицу прибыло более полутора тысяч натовских солдат, что означало проведение крупнейшей переброски военного контингента в Косово. Они были присланы на подмогу частям, уже дислоцированным в городе. В Митровицу были стянуты подразделения, в составе которых были американские, канадские, британские, немецкие и турецкие солдаты. В результате общая численность контингента миротворческих сил в городе превысила две тысячи человек. Миротворческие силы НАТО начали проводить в городе тотальные обыски с целью изъятия спрятанного оружия.

Операция оказалась успешной. Обыскивая каждый дом и квартиру, солдаты КФОР обнаружили большое количество оружия и взрывчатых веществ. Однако восстановить в регионе мир и порядок за счет этого не удалось. Более того, американские и немецкие военные, занимавшиеся поиском оружия на севере Митровицы, вынуждены были в спешном порядке отступить, спасаясь от сербов, которые забросали их камнями. Нападению подверглось также несколько телевизионных съемочных групп.

Одновременно в Митровицу маршем протеста двинулись албанцы из Приштины. Они хотели таким образом выразить поддержку десяткам тысяч своих сограждан, проживающих в южной части города. Командование КФОР и руководство миссии ООН запретили участникам манифестации приблизиться к городу. Однако это не возымело воздействия, и на въезде в город миротворцы вынуждены были применить против демонстрантов силу, в том числе резиновые дубинки и слезоточивый газ. Прорыв многотысячной толпы экстремистски настроенных албанцев удалось предотвратить. Однако если бы последним удалось пробиться через мост в Митровицу, могла бы произойти страшная трагедия. Ведь с другой стороны к городу подтягивались тысячи сербов, проживающих в различных районах Косово, готовых прийти на помощь своим братьям по вере.

На этот раз все обошлось. Но успехом операцию КФОР в Митровице назвать никак нельзя. Да и вообще, натовские миротворцы по итогам восьми месяцев нахождения на территории Югославии могут мало чем похвастаться. Очевидно, что их попытки добиться умиротворения ситуации в Косово завершились провалом — терроризм здесь так и остался непобежденным. Согласно приведенной французскими официальными лицами статистике, за период с момента прихода международных сил КФОР в Косово до 31 января этого года в крае было убито ни много ни мало — 458 гражданских лиц, а 189 были похищены. При этом многочисленные рейды международных сил по косовским населенным пунктам с целью обеспечить сдачу боевыми группировками оружия результатов не принесли.

Год спустя после начала интервенции НАТО против СРЮ можно говорить о крахе идеи Запада относительно возможности установления нормальных отношений между различными этническими группами, проживающими в Косово. Не секрет, что натовцы в своей деятельности по окончательному урегулированию косовского кризиса серьезно рассчитывали на содействие албанцев, а те ответили своим благодетелям черной неблагодарностью. Теперь победу НАТО в Югославии смело можно назвать пирровой. Сакраментальный вопрос Милошевича — что делать с непокорной провинцией —трансформировался в головную боль для руководства Североатлантического блока.

Нынешний мандат КФОР на пребывание в Косово истекает в июне, и к этому времени ООН намерена организовать в провинции муниципальные выборы и фактически разделить между албанским и сербским населением зоны проживания. Удастся ли это сделать — пока неизвестно.

Судя по всему, никто сейчас не знает как развязать косовский узел, не разрубив его провозглашением независимости края. Косово остается пока что частью Югославии, но по сути оно уже превратилось в международный протекторат.