UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЛОРУССИЯ — В ОЖИДАНИИ НОВОГО ПАРЛАМЕНТА И ТОГО, ЧТО «ВЫКИНЕТ» ПРЕЗИДЕНТ

Спецмера повышения избирательной активности белорусских граждан в виде назначения повторных выб...

Автор: Инна Безгинская

Спецмера повышения избирательной активности белорусских граждан в виде назначения повторных выборов в парламент на будний день с объявлением его нерабочим имела результат - в ходе первого тура повторных выборов в минувшую среду избрано еще 20 депутатов. Если по результатам второго тура, назначенного на 10 декабря, удастся заполнить еще 35 депутатских мест, Белоруссия обретет новый парламент, а мы - возможность наблюдать новую серию мыльной оперы под названием «Президент Лукашенко укрощает собственный парламент».

Чего только не было во взаимоотношениях законодательной и исполнительной ветвей власти Белоруссии за год с небольшим президентства Александра Лукашенко. Вспомним потрясение парламентских устоев в марте этого года, когда президент призвал депутатов добровольно сложить полномочия, поскольку парламентские выборы были назначены на май, а срок полномочий Верховного Совета, избранного в 1991-м, истекал к марту.

Потом Александр Лукашенко решил провести в один день с выборами 18 мая референдум с вопросами о возвращении «советской» символики, о придании русскому языку государственного статуса, а также - о праве президента в некоторых случаях распускать парламент. В ответ на это дюжина депутатов, «заведенных» оппозиционерами от Белорусского народного фронта, устроили сидячую забастовку прямо у парламентской трибуны, а наступившей ночью были унесены с места акции представителями правоохранительных органов. Референдум и выборы все-таки состоялись, и если в результате выборов было избрано только 119 членов нового парламента, чего было недостаточно для признания его полномочий, то инициативы президента на референдуме получили безусловную поддержку народа.

«Старый» парламент не сдавался. Его спикер Мечислав Гриб, аргументируя брешью в законодательстве, заявил, что парламент будет исполнять свои функции до того времени, пока не будет избран новый. С целью повышения избирательной активности граждан Верховный Совет инициирует поправку к избирательному законодательству, позволяющую признать выборы состоявшимися, если к избирательным урнам придут не 50, а только 25 интересующихся политикой и собственной судьбой процентов населения.

И началась настоящая «война» решений президента и парламента - президента, не обращающего внимания на решения парламента, парламента, последней надеждой которого на справедливость оставался Конституционный суд. Пикантность ситуации придавал тот факт, что, согласно белорусской Конституции, вердикт КС является истиной в последней инстанции даже для президентских решений, а после вынесения такого вердикта правомерна постановка в парламенте вопроса об импичменте. Правда, для постановки вопроса о доверии президенту необходимо набрать 70 подписей народных избранников, а часть депутатского корпуса пошла навстречу просьбам президента не участвовать в заседаниях.

С октября КС начинает рассматривать ходатайства главы парламента о признании незаконными ряда указов президента. В частности, речь идет об указах о приостановке деятельности профсоюзов (к этой мере обеспечения порядка президент прибег после августовской забастовки машинистов минского метро) и о лишении депутатов депутатской неприкосновенности. КС дает заключение о противоречии законодательству указов президента и подтверждает, что повторные выборы будут проходить по утвержденной парламентом и критикуемой президентом формуле - для признания выборов состоявшимися достаточно 25%-го участия избирателей.

Можно было понять белорусского президента, который заявил в ходе голосования на избирательном участке, что пришел, чтобы вычеркнуть из бюллетеня фамилии всех кандидатов в депутаты. Свой поступок президент мотивировал тем, что не осведомлен о предвыборных программах претендентов, а также не знаком с ними.

Надо заметить, что трудности в ознакомлении с предвыборными программами были не только у президента, но и у остальных граждан, поскольку наиболее эффективным средством популяризации депутатских платформ являются средства массовой информации, которые, по заключению наблюдателей ОБСЕ, в Белоруссии не имеют полной свободы слова, а доступ к ним депутатов ограничен.

Так, накануне выборов спикер прежнего парламента Гриб заявил об отказе руководства телевидения страны предоставить ему эфирное время для обращения к народу с предвыборной программой. В ответ на это руководитель национальной телерадиокомпании Белоруссии Григорий Кисель сообщил, что спикеру парламента «никто не отказывал в предоставлении прямого эфира, а лишь было предложено повременить с выступлением несколько дней, пока из Нью-Йорка в Минск не возвратится президент страны Александр Лукашенко». Г.Кисель пояснил, что возглавляемая им компания находится в подчинении президента.

Замалчиваемая СМИ предвыборная кампания накануне выборов создала приятный, ретушированный фон для возвратившегося из США президента Лукашенко. Именно в это политически сложное время президент заявил о намерении в случае неизбрания парламента в результате повторных выборов ввести в стране прямое президентское правление. Говоря на пресс-конференции в Минске о своем видении будущих отношений с парламентом в случае его избрания, глава Белоруссии подчеркнул, что эффективность этих отношений напрямую будет зависеть от понимания новым депутатским корпусом своего места в политической системе Белоруссии. А значит - от понимания места в этой системе президента Лукашенко и его сильной руки.