UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бацька и батюшки

Патриарх Кирилл укрепляет белорусский фронт

Автор: Екатерина Щеткина

«Православный атеист» Александр Лукашенко обиделся на церкви. Выступая на одном из митингов в свою поддержку, он обратился к религиозным лидерам страны с горькими словами. Чем, мол, занимаетесь? Зачем пошли на поводу у отщепенцев? Самим же потом будет стыдно и позорно. Ну и, конечно, пообещал, что «государство на это не будет взирать безразлично». А поскольку государство, по мнению Александра Григорьевича, это лично он, то не верить ему, оснований нет.

«Космонавты» и костел

«Церкви и костелы» — вот на что направлен взгляд разгневанного отца нации. Причем костелы, вероятно, должны были стоять первыми. В конечном итоге именно костел — Красный костел в центре Минска — стал одним из символических центров протеста.

Лидер белорусских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич довольно быстро оказался неформальным лидером белорусского церковного протеста. Католики составляют вторую по численности церковь страны после РПЦ (11% белорусских верующих). И пока РПЦ металась между «ужасом» от насилия и заученной беспомощностью, католики перехватили церковную инициативу.

Когда начались массовые задержания и избиения, именно католики стали инициаторами экуменических крестных ходов против полицейского насилия. К этим молитвенным шествиям присоединились протестанты и часть православных.

Руководство католической церкви страны, в отличие от православных коллег не стеснялось давать моральные оценки происходящему, а архиепископ Кондрусевич взял на себя переговоры с силовиками о прекращении насилия и освобождении задержанных. Также в своих выступлениях архиепископ позволил себе вступить в полемику с Лукашенко.

В центре внимания оказался сюжет с костелом святых Симона и Елены (Красным костелом), расположенным в центре Минска. Во время разгона демонстрации на площади Независимости 26 августа он был заблокирован ОМОНом. Силовики «закрыли» костел, чтобы не дать демонстрантам спрятаться в нем, а людям, которые уже находились внутри, не позволяли выйти наружу. Фото «космонавтов», живым щитом перекрывающих вход в храм, достойно стать — и наверняка станет — одним из самых ярких символов белорусского протеста.

Католическая церковь имеет широкий и разнообразный опыт отношений с диктатурами. Этот опыт, не исключено, ей понадобится и в Беларуси. И дело не столько в активности архиепископа и его верных. Но и в том, что допустив избиение собственных граждан, Лукашенко обречен на Россию. Которая — единственная — готова помочь ему удержаться у власти. Еще недавно «многовекторные» упреки Лукашенко тем неназванным «силам, которые раздирают Беларусь», «раскачивают лодку» и т.п. с равным успехом могли адресоваться и Западу, и Востоку. Но с какого-то момента все изменилось — на границах страны «зашевелились силы НАТО» и стало ясно, что угроза надвигается именно с Запада.

В этом контексте протестная активность католиков приобретает особый смысл — ведь в наших православных палестинах католическая церковь традиционно ассоциируется с Западом. В том числе в Беларуси, для которой католическая церковь не менее традиционна, чем православная, и уж конечно более традиционна, чем РПЦ. Но так уж повелось: на любых территориях, которые Москва считает своими «каноническими», все остальные оказываются «чужими», «привнесенными извне».

Миф о католиках как «представительстве Запада» в стране активно использовал и сам Лукашенко. Для поддержки многовекторного имиджа и напоминания Москве о собственной политической независимости. Он подчеркнуто громко сообщал о том, что собирается пригласить в Минск Папу римского Франциска. Хотя хорошо знал — именно потому, что знал — как болезненно к таким вещам относятся в Московском патриархате.

Что же станет с Бацьковой церковной многовекторностью теперь?

Пока что Белорусское радио, регулярно транслировавшее воскресную мессу для католиков страны, внезапно отменило трансляцию. «По техническим причинам». Примечательно, что техника занервничала и дала сбой в аккурат после того, как Бацька в пламенной речи на провластном митинге нелицеприятно «удивился деятельности конфессий».

Католическую церковь, конечно, не удивишь и не напугаешь ссорой с очередным диктатором средней руки. Они помирятся, вот увидите. Когда все утрясется, на подмостки минско-ватиканской драмы голубем мира вспорхнет Москва — и ни одна из сторон конфликта не сумеет ей отказать.

Ковидные ошибки

То, что церковная карта так активно пошла в игру в Беларуси, стало подарком для патриарха Московского. Он совсем было заскучал в своей добровольной карантинной ссылке. О нем уж и забывать начали. Но пришло время Святейшему выйти под свет софитов и напомнить, чья вертикаль власти.

Первое за период пандемии «очное» заседание Священного синода закончилось с разгромным счетом в пользу патриарха Кирилла. Количество смещенных и перемещенных с кафедр епископов — просто беспрецедентно. Преимущественно владыки поплатились теплыми местами за то, что не справились с коронавирусом. Кто-то оказался ковидодиссидентом, кто-то не сумел совладать с подчиненными-ковидодиссидентами, а кто-то просто допустил в подведомственных угодьях вспышку заболевания.

Патриарх зол на коронавирус, у него с ним личные счеты — пандемия подточила и поставила под сомнение его власть, сократила доход. Поэтому он абсолютно не склонен прощать подчиненным ковидные ошибки. Должен же кто-то ответить за вирус!

Сидя в карантинном затворе патриарх, вероятно, отстраненно наблюдал за тем, как ситуация без его непосредственного контроля идет вразнос, и грыз ногти. Зато он имел возможность поразмыслить и сделать оргвыводы. Главным образом, о том, где находятся слабые звенья и что еще надо предпринять для укрепления своей знаменитой вертикали власти. Именно вертикали власти, а не авторитета церкви в обществе или, скажем, миссионерской работы. Собственно, одно другое подменяет. Так же как Лукашенко предпочитает называть себя «государство», так и патриарх Кирилл абсолютно уверен, что авторитет церкви — его личный авторитет.

Именно о церковном авторитете, кстати, еще одно потрясающее решение Священного Синода — запрет младшему священству разглашать «третьим лицам», включая журналистов, «канонические или церковно-административные сведения». Отныне внутренняя жизнь церкви засекречена на каноническом уровне. Это прямой удар не столько даже по СМИ, которым не привыкать добывать самую затаенную информацию и скрывать свои источники, сколько по широкой сети церковных блогеров, среди которых немало батюшек и диаконов РПЦ.

Разрыв между высшим и низшим духовенством в РПЦ случился не вчера. Но в последнее время он становится все более заметным: интересы священников совпадают с интересами мирян куда в большей мере, чем с интересами иерархов. Сословное расслоение в церкви стало особенно заметно в последние годы — годы господства соцсетей.

Но это расслоение запросто может и развиртуалиться — как показали события в Беларуси, где священники поддерживали протестующих прихожан, несмотря на недовольство епископата.

Экзарх улетает на юг

Мятежная Беларусь стала той опорой, которой патриарх одновременно и боялся, и нуждался в ней. Когда в воздухе пахнет Майданом, церковная карта оказывается востребована как никогда. Тут нужна дипломатия. Нужны гибридные решения. И никакие меры предосторожности не будут лишними — ведь может получиться (внимание, намек) как с Украиной...

Первое, что предсказуемо сделало руководство РПЦ — сместило митрополита Минского Павла и отправило его «на юга» — возглавлять Кубанскую митрополию и поправлять нервы. По его личной просьбе, само собой, а вовсе не потому что «не справился».

Справедливости ради стоит сказать, что в Минске митрополит Павел повел себя не самым худшим образом. Казалось, он совершенно искренне разрывается между ужасом перед насилием, сочувствием к жертвам избиений, симпатией к тем, кто проявляет мужество, и своими должностными обязанностями, в основе которых — лояльность к действующей власти, отрицание любых протестов и поддержка московской политики.

Скорее всего, именно этот внезапный прорыв человечности стал причиной его смещения с должности экзарха — чиновнику такого ранга подобные слабости по чину не положены.

Но если это и стало причиной, то не единственной. Если Москва действительно делает ставку на Лукашенко, то митрополита Павла необходимо было убрать из Минска. Хотя бы потому, что он никогда Бацьке особо и не нравился. Так что это смещение — нечто вроде жеста доброй воли со стороны Московского патриархата в адрес Лукашенко. Который всегда хотел видеть на месте патриаршего экзарха кого-то «своего», кого-то из белорусского епископата. И вот получил, чего хотел. Во всяком случае, он может так подумать.

Но интересы РПЦ и Лукашенко в данном случае совпадают. Назначение нового экзарха может оказаться поворотным моментом в белорусской политике РПЦ. У Москвы появились основания переживать за Беларусь и ее лояльность. А значит, пора присмотреться к одному из скрытых, внешне невинных, но весьма действенных механизмов удержания страны в имперской орбите — церкви.

Автокефальный испуг

Удивительно кстати в белорусском медиапространстве замелькала «автокефалия». Появилась и разнеслась информация, что восстановление Белорусской автокефалии православной церкви в противовес Белорусскому экзархату РПЦ — один из пунктов программы Координационного совета оппозиции.

От имени Координационного совета выступила Наталья Василевич и назвала эту информацию вбросом.

В оппозиции прекрасно знают то, о чем мы в Украине постоянно забываем: Беларусь — не Украина. У белорусов нет массового стремления к автокефалии и прочим атрибутам «прочь от Москвы». Напротив, «майданы», «расколы», ссоры с Кремлем им не нужны и даже по-настоящему пугают. Поэтому автокефалия действительно вброс — это может лишь оттолкнуть белорусов от поддержки оппозиции.

Но этот вброс выгоден Москве. Использовать раскол как орудие устрашения — их метод. Причем устрашения одновременно и мятежников, и собственного кремлевского начальства, которому вряд ли понравится перспектива еще одного «томоса». На таком фоне выстраивать свою политику — одно удовольствие. Ведь угроза, скорее всего, эфемерная, зато испуг — настоящий.

Впрочем, у церковной Москвы тоже есть травмы — «парад автокефалий», вполне возможно, занимает особое место в ее ночных кошмарах. И никакие превентивные меры не могут быть сочтены излишними.

Поэтому новым патриаршим экзархом Беларуси стал человек, в чьей лояльности могут не сомневаться ни в Минске, ни в Москве. Новый глава белорусского экзархата владыка Вениамин (Тупеко), как и хотел Лукашенко, — из белорусских иерархов и вообще коренной белорус. Но физическое рождение где-то в Брестской области значит куда меньше, чем то, что его истинная духовная родина — русское православие. Молитвенник, монах-аскет, числящий среди великих зол раскол и автокефалию, исповедующий отказ от политики в пользу чистоты духовной жизни.

Характеристики, по которым его легко спутать с главой УПЦ МП митрополитом Онуфрием. И уже поэтому можно предположить, что он будет верен Москве и вполне управляем. Владыки, которые презирают политику, занимая при этом политические должности, как правило, оказываются превосходным орудием политических манипуляций.

Сейчас можно лишь гадать, как далеко зайдет церковная Москва в попытках укрепить свою власть в Беларуси и предотвратить рост автокефальных настроений — пойдет она на создание автономной БПЦ МП по образцу УПЦ МП или ограничится назначением лояльных епископов. Станет ли новый экзарх искомым посредником между народом и властью и чьи интересы — народа или Кремля — он будет при этом транслировать и отстаивать.

Об одном можно говорить точно: патриарх Московский снова в игре. И снова, как Саруман Белый в известном эпосе, продвигает идею Двух Башен — государства и церкви — которые в единстве должны властвовать над землями и народами.

Другие материалы Екатерины Щеткиной читайте по ссылке