UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАЛКАНЫ: ВРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ

Вот уже больше двух недель бои в Македонии остаются главным предметом многосторонних и двусторон...

Автор: Максим Череда

Вот уже больше двух недель бои в Македонии остаются главным предметом многосторонних и двусторонних переговоров в рамках европейских визитов и международных мероприятий различного уровня, а также главной темой комментариев политиков и журналистов. Западные правительства уже готовились к худшему, предполагая, что македонская «заварушка» опять воспламенит балканский пороховой погреб. Однако на этот раз, похоже, взрыва удалось избежать. Повстанцев оказалось не так уж много, они не получили поддержки у местного населения, да и украинские вертолеты подоспели вовремя.

Уже во вторник македонское правительство заявило, что операция по очистке от албанских сепаратистов холмов к северу от города Тетово закончилась победой. Армия Македонии захватила также все шесть сел, оккупированных ранее боевиками. Повстанцы понесли значительные потери и в панике бежали. Журналисты, прибывшие в Сельче, где располагался штаб партизан, сообщили, что село было покинуто в спешке, о чем свидетельствует брошенное оружие, в том числе гранатометы и автоматы. Боевики вытеснены в Косово, где ими займутся силы КФОР. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон заявил, прибыв в Скопье, что македонское правительство проявило твердость и обеспечило единство своей страны, предотвратив тем самым новую кровавую бойню.

Однако Македония всего лишь отвлекла на время внимание мира от главного источника напряженности в регионе — все того же Косово. Два года назад Запад начал войну, в которой откровенно поддерживал албанских сепаратистов. Сегодня же он вынужден прикладывать максимум усилий для того, чтобы держать в узде своих бывших союзников, тех самых боевиков, к «воспитанию» которых имел прямое отношение. А для этого западным странам сейчас приходится искать поддержку у Югославии, той самой страны, которую они бомбили два года назад.

Годовщина бомбардировок СРЮ принесла с собой очередной всплеск возмущения в адрес Запада — и не только потому, что в ходе кампании НАТО погибли более 500 человек. Многие сербы утверждают, что западные государства до сих пор не искупили своей вины и не предоставили им помощи, в которой они сильно нуждаются.

Как известно, натовская кампания против режима Милошевича, длившаяся два с половиной месяца, официально была развернута с целью заставить югославского лидера изменить свою политику в отношении косовских албанцев. На самом же деле главной целью этой операции было отстранение от власти одиозного президента, в котором, по мнению Запада, крылся источник всех неприятностей Балканского региона. Впервые в истории Североатлантического блока проводилась военная операция против независимого государства, у альянса не было поддержки Совета Безопасности ООН, да и в самом НАТО далеко не все поддерживали эту акцию безоговорочно.

После того как Милошевич согласился вывести свои войска из Косово, операция была закончена. 900 тысяч албанцев вернулись в свои дома, и история с этническими чистками за небывало короткий срок повернулась на 180 градусов. 200 тысяч сербов стали срочно покидать Косово, чтобы избежать мести албанцев.

С тех пор уже два года миротворцам из сил КФОР под руководством НАТО не удается обеспечить мир и спокойствие на этой территории. Из бежавших сербов назад вернулась лишь горстка семей. А в городе Митровица — разделенном на сербскую и албанскую части — сербы все еще не дают албанцам вернуться в свои дома.

В октябре прошлого года в Косово прошли муниципальные выборы, и сейчас представители Организации Объединенных Наций пытаются обеспечить новоизбранным властям возможность управлять провинцией. Но албанцы по-прежнему требуют полной самостоятельности, а ООН настаивает на сохранении Косово в составе Югославии. Россия же вновь заявляет, что все проблемы — результат интервенции НАТО, против которой она возражала с самого начала.

Но самым неприятным для Запада оказалось то, что военные действия Североатлантического альянса против страны Милошевича повлекли за собой несколько непредвиденных последствий. Главным из них является превращение буферной зоны на границе с Косово в убежище для албанских боевиков. Вторым по значимости можно считать рост активности албанцев, живущих в Македонии и на границе с ней, вплоть до перехода к вооруженной борьбе. Единственным оправданием происшедшего могут служить сказанные в свое время слова представителя госдепартамента США Джеймса Рубина о том, что без вмешательства НАТО это произошло бы ранее и в более жесткой форме.

Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. А на сегодняшний день очевидно: действиями боевиков, проникших на македонскую территорию и в долину Прешево в Сербии, руководят и оказывают им всестороннюю поддержку те же сепаратисты, которые два года назад воевали за отделение Косово от Югославии. Только в Македонии эти партизаны называют себя бойцами Армии национального освобождения (АНО), а в Сербии — солдатами Армии освобождения Прешево, Медведьи и Буяновача (АОПМБ).

Таким образом, ситуация, в которой оказался Балканский регион через два года после начала военного вмешательства Запада, ничем не лучше той, что сложилась здесь весной 1999 года, — война продолжается. Та же самая клановая структура сохраняется в основе управления остатками Армии освобождения Косово. Во главе ее стоят ветераны прошлых балканских войн, имеющие прочные, годами отработанные связи с индустрией контрабанды и распространения наркотиков, которая продолжает финансово подпитывать движение сепаратистов. Западные миротворцы сегодня вынуждены противостоять своим бывшим союзникам.

Для Запада, и в особенности для Соединенных Штатов, наступает время расплаты. Войска США находятся как раз в том секторе, где действуют албанские непримиримые партизаны. И выбор у американцев сейчас невелик: уничтожить вооруженные формирования, к появлению которых они в свое время приложили руку, или попытаться найти политическое решение проблемы, заручившись поддержкой Белграда.

Действия албанских сепаратистов в Македонии свидетельствуют о резко возросшей агрессивности последних. Кроме того, безнаказанность и поддержка со стороны Запада вселили в них уверенность в реальности достижения поставленных целей. Руководство боевиков искренне полагало, что для начала гражданской войны в Македонии, более четверти населения которой составляют этнические албанцы, достаточно малейшей искры. Отсюда и сообщения партизан о массовом вступлении добровольцев в их ряды, и о способности выставить не менее двух тысяч подготовленных бойцов. Теперь очевидно, что это был всего лишь блеф: поддержки на македонской земле партизаны не нашли — большинство албанцев в Македонии чувствуют себя вполне комфортно (их представители входят даже в коалиционное правительство) и не хотят ставить на кон свои жизни ради идеи Великой Албании.

Так что единственным фронтом борьбы албанских сепаратистов остается косовский. Именно здесь в ходе позапрошлогодней войны они решились использовать последний шанс завоевать независимость с оружием в руках, заплатив черной неблагодарностью своим покровителям — американцам.

И АНО, и АОПМБ появились на свет и продолжают существовать только благодаря силе, которой отводилась одна из главных ролей в косовском конфликте — Армии освобождения Косово (АОК). Армия эта, вставшая в свое время на защиту косовских албанцев от произвола югославских сил безопасности, своим существованием в значительной степени обязана Вашингтону. Никто не может утверждать, что американцы поставляли партизанам оружие или обучали их премудростям партизанской войны, однако они явно поддерживали их морально и закрывали глаза на то, что сперва казалось «невинными шалостями» или случайными перегибами. Два года назад США с ужасом думали о возможной наземной операции в Югославии, и их вполне устраивало то, что «грязную работу» можно сделать руками вооруженных сепаратистов.

Сейчас же боевики идут на абсолютно безумные акции прежде всего из-за отчаянности положения, в котором они оказались. На их глазах НАТО впускает в буферную зону югославские силы, а чиновники в новой вашингтонской администрации имеют несколько другой взгляд на международную политику, чем их предшественники, следствием чего является охлаждение интереса США к участию в решении балканских проблем.

Но дальнейшее течение событий в Балканском регионе все равно во многом по-прежнему зависит от Соединенных Штатов. В любом случае остатки АОК будут продолжать свою борьбу, нападая на югославских военных в буферной зоне, македонских пограничников и миротворцев КФОР. Американский же контингент находится в том секторе, где проходят жизненно важные для сепаратистов контрабандные тропы. И перекрыть их вполне по силам миротворцам США — нужна только политическая воля. Однако Вашингтон не выражает особого желания вступать в открытую войну с АОК. Недавняя просьба Североатлантического совета НАТО к Соединенным Штатам направить дополнительные силы для КФОР осталась неудовлетворенной. Джордж Буш-младший в очередной раз заявил, что балканский кризис не угрожает национальным интересам его страны.

Тем не менее, европейцы продолжают осуществлять давление на своих заморских союзников, чтобы те активнее поучаствовали в ликвидации последствий печальных событий 1999 года. А сделать это сегодня можно только посредством переговоров и при активном участии Югославии. Конечно, американцам неловко обращаться с таким предложением к Белграду, однако им, видимо, придется это сделать, чтобы расплатиться по долгам двухлетней давности.