UA / RU
Поддержать ZN.ua

Балканы: танец с факелами на пороховой бочке

Ситуация вокруг Сербии и ее провинции Косово накаляется на глазах. Еще в начале недели, после заве...

Автор: Алексей Коваль

Ситуация вокруг Сербии и ее провинции Косово накаляется на глазах. Еще в начале недели, после завершения президентских выборов в этой стране, в Брюсселе многие тешили себя надеждой, что сербы, переизбрав президентом демократа Бориса Тадича, «заглотнули» наживку евроинтеграции в обмен на Косово. Но события последних дней продемонстрировали: хотя развязка балканской драмы неумолимо приближается, простой она не будет.

Очевидно, что рано или поздно, но албанцы все-таки объявят о провозглашении независимости. Судя по последним заявлениям из Приштины, это может произойти уже в феврале. Учитывая, какие могут быть последствия, в том числе и для таких непризнанных республик, как Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах, Турецкая республика Северного Кипра, похоже, наступает время определиться по косовскому вопросу для всех стран, которые еще не успели это сделать. Дольше тянуть нельзя…

Время действенных решений

Выборы третьего февраля это не конец, а только начало нового и, возможно, наиболее драматичного финального этапа балканской трагедии. Сербские СМИ оценивали победу Бориса Тадича как выбор народа в пользу европейской интеграции. Брюссель приветствовал результаты и сразу предложил Белграду подписать договор, расширяющий сотрудничество Евросоюза и Сербии. Правда, как оказалось, это отнюдь не то соглашение об ассоциации, которое сулили сербам из Брюсселя в канун выборов: в последнем варианте он оказался лишь договором о свободной торговле и упорядочении визового режима.

Как объяснили в Брюсселе, против более тесного сотрудничества в политической сфере и против формального приглашения Сербии в Евросоюз выступают те страны-члены, которые не считают, что бывшая Югославия выполнила все свои обязательства перед Гаагским трибуналом по наказанию военных преступников-сербов, участников локальных конфликтов девяностых годов.

Таким образом, именно соглашение по торговле и визам должно было, по мнению Брюсселя, стать адекватной платой за согласие Белграда принять на своей территории миссию из 1800 полицейских, чиновников, юристов и прочих представителей стран Евросоюза, которые должны были развернуть в Косово новую европейскую гражданскую администрацию. По замыслу Брюсселя она должна была заняться воплощением плана финского дипломата Марти Ахтисаари по фактическому превращению Косово из территории под управлением мандата ООН в независимое государство.

Дипломаты большинства европейских государств согласились с верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьером Соланой, что направление такой миссии полностью соответствует международным правовым нормам. Например, резолюции Совета Безопасности ООН №1244, на основании которой и осуществляется сегодняшнее управление косовским краем.

Правда, в Брюсселе забыли один немаловажный аспект: отправка такой миссии не может произойти без согласия Белграда. С сербскими властями этот вопрос Хавьер Солана решил уладить именно путем торгов по принципу «договор в обмен на миссию» — «евроинтеграция в обмен на Косово».

Но в Белграде «план Соланы» отвергли сразу, мотивируя тем, что он противоречит пункту 10 резолюции №1244, поскольку предусматривает в том числе то, что любые действия международного сообщества в Косово должны базироваться на основании решений ООН и, в частности, генерального секретаря организации. А такого мандата Евросоюзу в последнее время никто в Нью-Йорке не выдавал. Кроме того, та же статья резолюции четко утверждает: любое международное гражданское присутствие должно быть направлено на то, чтобы «жители Косово пользовались полноценной автономией в рамках Федера­тивной Югославии», читай — Сербии. Никаких других вариантов резолюция ООН не предусматривает.

Именно на этом настаивает та часть сербского политикума, которая отвергла «план Соланы». В Европе их называют националистами и консерваторами. Однако сербский премьер Во­ислав Коштуница, возглавляющий этот лагерь, похоже, менее всего думал об этом, когда в среду принял решение блокировать работу сербского правительства, чтобы сторонники Та­дича не смогли на его заседании рассмотреть вопрос о допуске миссии Ев­ропейского союза в Косово. В результате намеченное на четверг подписание соглашений между Сербией и ЕС было сорвано. Брюссель выразил сожаление, но оставил все инициативы на столе. В Белграде сами должны разобраться, как поступить в сложившейся ситуации, говорят европейцы.

Конфликт премьера и президента стал неизбежным. Коштуница в среду выступил с призывом к Тадичу не перекладывать ответственность за потерю Косово на плечи его кабинета, а созвать чрезвычайную сессию парламента, где еще раз подтвердить, что любые торги «территорией» в обмен на «евроинтеграцию» недопустимы.

В свою очередь сторонники президента считают ненужным созыв законодателей и пытаются выдать результаты президентского голосования за своеобразный вотум доверия Тадичу в его евроинтеграционных устремлениях. В результате Тадич выступил с обвинениями в адрес Коштуницы: якобы тот противопоставил деятельность кабинета воле народа и сам пытается взвалить на плечи парламента то, чем сам должен заниматься. Ведь, по мнению главы государства, переговоры по статусу Косово — прерогатива именно правительства, и парламент тут ни при чем.

Сегодня эксперты не исключают, что Сербию ждет правительственный кризис и досрочные всеобщие выборы, а за ними новый виток политической нестабильности. Но и для Коштуницы, и для Тадича это лучший вариант, чем согласие на дезинтеграцию собственной страны.

Время решительных действий

То, что от Сербии будет отколото Косово, не сомневаются ни в Ва­шингтоне, ни в Токио. Похоже, даже в Москве. Кремль хоть и призывает мировое сообщество не идти вопреки международному праву, но не намерен предпринимать какие-либо экономические санкции против стран, выступающих за независимость провинции. Как сообщил российский представитель при Евро­союзе Владимир Чижов, Россия не будет перекрывать газовые поставки в Европу, если Соединенные Штаты и Европейский союз поддержат и признают независимость Косово.

Некоторые страны уже сегодня объявили о формальной поддержке действий Приштины. Среди них Турция и Япония. Правительства центральноевропейских государств, которые в общеевропейской дискуссии выступали против независимости Косово, в эти дни принимают решение провести экстренные заседания по проблеме края и определиться, какую позицию занять в данном вопросе. Похоже, что пора сформировать свою позицию и Киеву, чтобы адекватно отреагировать на возможные вызовы.

Напомним, что украинская дипломатия, памятуя о непризнанных республиках на территории бывшего Советского Союза, долго и последовательно отстаивала принцип «суверенитета и нерушимости границ». Но в прошлом году тогдашний министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк фактически поддержал евросоюзовское видение косовской проблемы, когда во время одного из своих первых визитов несколько неожиданно заговорил о «праве каждого народа на самоопределение» и «самостоятельности Косово под надзором Европейского союза».

Сегодня для Киева злободневными являются как минимум два вопроса. Во-первых, с учетом возможных последствий определить свое отношение к возможному провозглашению Косово своей независимости. Во-вторых, определить будущее тех сотен украинцев, которые в рамках резолюции Совета Безопасности ООН №1244 уже несколько лет несут свою миссию в Косово по поддержанию мира. Трудно не согласиться с мнением политиков и экспертов, утверждающих, что украинские чиновники должны в это время не импровизировать, а излагать позицию страны. Также очевидно, что выработать позицию Киева по этому вопросу должно не одно ведомство, а прежде всего Совет национальной безопасности и обороны Украины с учетом мнения всех ведомств и министерств.

Ведь потенциал конфликта на Балканах до сих пор не исчерпан. Пороховую бочку припрятали, но не обезвредили. И сегодня многие пытаются шантажировать ею друг друга в опасной балканской игре. В этом случае не важно, кто первый поднесет к ней факел. Эффект от взрыва пороховой бочки Европы ощутят даже те, кто о Косово никогда и не слышал…