UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАЛКАНСКИЙ «ФРАНКЕНШТЕЙН»

Республика Босния и Герцеговина. Странное государство. Созданное по прихоти местных политиков, претендующих на свое место в истории, в период распада Югославии...

Автор: Сергей Тахмазов

Республика Босния и Герцеговина. Странное государство. Созданное по прихоти местных политиков, претендующих на свое место в истории, в период распада Югославии. Это было как в сказке — берем бездыханное тело и оживляем. Оживили. Получился Франкенштейн. Территория, не имеющая государствообразующей нации, стала страной, и начались выборы «старшего брата». На это место захотелось всем трем этническим группам: православным сербам, католикам-хорватам и мусульманам- боснийцам. Очень быстро группы превратились во враждующие группировки, а в феврале 92-го началась гражданская война. Убеждать стали наповал. В прямом смысле слова. Да и Югославская народная армия, подчиненная Милошевичу, не желавшему выпускать Боснию из состава Югославии, добавила в виде аргументов авиацию, танки и тяжелую артиллерию. С таким способом убеждения Сараево ознакомили 5 апреля 1992 года. Мир пришлось навязывать силой. Ровно пять лет назад в Дейтоне (США) были подписаны мирные соглашения, по которым Босния была разделена на Республику Сербскую и мусульманско-хорватскую федерацию. По договору, решения принимаются тремя лицами: президентом Республики Сербской и двумя сопрезидентами от федерации хорватов и боснийцев-мусульман. Вот так, соображая на троих, и управляют страной. Но поскольку республика находится под протекторатом мирового сообщества, то вся реальная власть — у Верховного представителя мирового сообщества Вольфганга Петрича (Wolfgang Petritsch). Верховного выбирают 55 стран и международных организаций, участвующих в обеспечении мира в Боснии и Герцеговине. Полномочия диктаторские: может закрыть любое СМИ, уволить с любой должности, даже выборной. И руководствуясь своими представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», запретить той или иной партии участвовать в выборах. В стране с 1998 года новый флаг. Придуманный ОБСЕ и Верховным представителем. Причем самих граждан никто ни о чем не спрашивал. Их просто поздравили с новым символом. Очень демократично.

Созданное в Боснии мирное настоящее приобрело вид потемкинской деревни. Красивый фасад нарисован и поддерживается мировым сообществом политикой «кнута и пряника». Население и международная надстройка живут параллельно и каждый сам по себе. Взаимоотношения строятся по демократичной схеме: получи указания — выполни. Не выполнил — накажем.

Искусственно созданное государство пытаются научить жить без разделения по религии и национальности. В Боснии и Герцеговине в ноябре состоялись первые послевоенные всеобщие местные и парламентские выборы в палату представителей. В парламенте есть квоты, из 42 мест 14 получат сербы, 28 — мусульмане и хорваты. А в Республике Сербской выбирали своего президента. Значительная часть населения надеется, что выборы станут первым шагом к объединению страны. Народное волеизъявление проходило по инициативе ОБСЕ и по их же правилам. Эта же организация исполняла роль ЦИКа.

Сама же кампания проходила гласно и открыто. Доступ к СМИ был открыт для всех. Почти. Националистическая партия Хорватское Демократическое Содружество (ХДС) проводила референдум о выходе кантонов, населенных хорватами, из федерации с боснийцами. Реакция Верховного представителя была мгновенной, он просто запретил СМИ говорить на эту тему. Под угрозой закрытия газеты или канала в 24 часа. Проверять, как Верховный держит слово, никто не решился, и референдум накрылся. В нем участвовало около трети опрашиваемых. Сам же процесс голосования и подсчета голосов, разработанный ОБСЕ и офисом Верховного представителя, на сегодня самый сложный в Европе. Вид бюллетеня для голосования в общий парламент мог «снести крышу» в два счета. На одном листе указаны партии и коалиции и их кандидаты поименно. Тут же список независимых кандидатов. Голосование допускается за партию (коалицию) целиком, или же из поименного списка одной партии можно отметить наиболее приглянувшиеся фамилии. Но если по душе независимые кандидаты, то можно отдать голос как за всех сразу, так и выборочно за тех, кто больше нравится. А еще есть избирательный бюллетень в местный орган самоуправления. И голосуется он по тому же принципу. А схема выбора президента и вице-президента Республики Сербской просто потрясла. Казалось бы, чего проще! Шесть пар кандидатов, поставь против одного отметку и все. Не-ет, согласно воле голосующего, каждому надо указать его место. Этому отдать первое место, тому второе, и так до шестого. Узнать, кто это придумал, не удалось. Представители временного избиркома ОБСЕ держались как партизаны на допросе и вразумительного ответа не дали. Но посчитали, в отличие от Флориды, достаточно быстро. В боснийско-хорватской федерации первое место (27,2%) заняли социал-демократы (СДП БиГ). Националистическая исламская партия Демократический Союз (ПДС) уступила всего 0,1%. ХДС на третьем месте с 19%. В Республике Сербской национализм стал сильнее. С большим отрывом (40,1%) выиграл Сербский Демократический Союз (СДС), ведомый Биляной Плавшич. Мирко Шарович, кандидат от этой шовинистической партии, с первого захода стал президентом, набрав 50,3%. Действующий премьер и социал-демократ (независимый) Милорад Додик набрал в два раза меньше голосов.

Странное государство. Лидеры всех партий, независимо от веры и нации, уверены в том, что будущее Боснии в единой Европе. Но стать единой страной получается с трудом. Мешают выяснения, чье лицо правильнее и чей бог лучше. Путь к жизни в единой Боснии без камня за пазухой займет годы. Но выигрыш эсдеков четко показал: люди устают от идей шовинизма. Кушать хотят все, а в работе, нормальных условиях жизни и социальной защищенности одинаково нуждаются и сербы, и хорваты, и боснийцы-мусульмане. А на сегодня в стране почти 60% населения без работы, коррупция цветет как майская сирень, молодежь всеми правдами и неправдами уезжает в развитые страны. В боснийско- хорватской федерации зарплата 300—400 DM, пенсия 200—400. Последняя выплачивается без задержек. В Республике Сербской заработок составляет 250—280 DM, пенсия — 80. Правда, платить за все приходится по немаленьким ценам. Например, в Сараево семья из трех-четырех человек, проживающая в квартире 46 кв.м., за коммунальные услуги платит 100—110 марок в месяц.

Страна постепенно возвращает себе довоенное лицо. Основные расходы несет международное сообщество. В адрес ОБСЕ и SFOR недовольство выражают в открытую, но и не хотят остаться без присмотра. Все боятся, что с уходом 40-тысячной группы чужих войск, гарантирующих мир, рецидив шовинизма и ненависти взорвет Боснию изнутри. И страну опять придется «сшивать» по частям и возвращать к жизни.