UA / RU
Поддержать ZN.ua

Байден хочет получить индийский голос против России

Дели не хочет ссориться с Москвой из-за войны в Украине

Автор: Наталия Бутырская

Война России против Украины стала одной из ведущих тем виртуальной встречи американского президента Джо Байдена и индийского премьер-министра Нарендры Моди. Байден положительно оценил гуманитарную поддержку Индией украинского народа, а также подчеркнул, что Вашингтон и Нью-Дели продолжат «тесные консультации о дестабилизирующих последствиях российской войны». В свою очередь, Моди отметил, что в личных разговорах неоднократно призывал Владимира Зеленского и Владимира Путина к прямому диалогу, чтобы положить конец войне. Он также осудил «убийства ни в чем не повинных гражданских лиц» в городе Буча и призвал к независимому расследованию, но не стал отдельно указывать на действия РФ.

Война vs экономические интересы

Нейтральность Индии в российско-украинской войне вызывает недовольство западных государств и разочарование украинской власти. И не только потому, что эта страна регулярно воздерживается во время голосования за резолюции ООН, осуждающие российскую агрессию, но и из-за ее намерения продолжать торговлю с Россией, что может снизить эффект введенных против агрессора санкций. Нечего говорить и о перспективе экономических ограничений со стороны самой Индии. Ее правительство, наоборот, работает над выработкой механизмов для расчетов с РФ в национальных валютах, а также не против увеличить объемы закупки сырой российской нефти по дисконтным ценам.

Соединенные Штаты предостерегли индийское правительство от усиления энергетической зависимости от российских энергоресурсов. Но у индийской власти есть аргумент в ответ. Министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар во время министерского диалога 2+2, состоявшегося сразу после переговоров Байдена и Моди, отметил: «Я предложил бы вам сосредоточить внимание на Европе. Мы закупаем немного энергоресурсов, необходимых для нашей энергетической безопасности. Если посмотреть на цифры, то наш общий объем за месяц будет меньше, чем у Европы во второй половине дня».

Индия — важный, но непростой партнер Соединенных Штатов, пытающийся продолжать балансировать в своих отношениях между США и РФ. Это значительно усложняет стремление администрации Байдена объединить союзников в противостоянии российской агрессии. Для Индии, как и для многих других азиатских стран, главные вызовы в сфере безопасности сосредоточены в Азиатском регионе и связаны с усилением Китая. Многие азиатские страны воспринимают негативные последствия российско-украинской войны косвенно и в основном связывают их с замедлением мировой экономики, ростом цен на энергоресурсы и опасностью продовольственного кризиса. Большинство этих стран, в том числе Индия, рассматривают российскую агрессию в контексте борьбы европейцев за европейскую архитектуру безопасности, а не как вызов глобальному международному порядку.

Маневры между Москвой и Вашингтоном

Азиатским государствам присуще балансирование в отношениях с крупными игроками, усложняющее совместный поход западных демократий против автократий Китая и России. К ним относится и Индия, чье нежелание занять более жесткую позицию по поводу российской агрессии против Украины неоднократно подвергалось критике. Германия даже может исключить Индию из списка приглашенных на саммит G7 государств за ее вялую позицию. США и их азиатские союзники — Япония, Австралия — важные партнеры Индии, с точки зрения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, доступа к высоким технологиям, финансовым рынкам, системе образования и подготовки высококвалифицированных кадров (в США обучаются около 200 тысяч индийских студентов). Сотрудничество с Россией при этом рассматривается как не менее значимый элемент в решении других геополитических задач: уравновешении китайско-индийской конкуренции и удержании позиций в Южной Азии (в частности в афганском вопросе).

Индийско-российское сотрудничество традиционно базируется на индийской зависимости от экспорта российского (а ранее советского) вооружения и переплетении сложных региональных особенностей. Сейчас Индия и РФ тяготеют к двум противоположным альянсам. Поэтому суть их взаимодействия сейчас заключается не столько в углублении двустороннего сотрудничества, сколько в сдерживании стратегического маневрирования друг друга: России — в сторону КНР, а Индии — в сторону США.

В сфере безопасности Индия все больше полагается на США и их союзников и значительно снизила уровень экспорта российского оружия (до 35% в 2020 году против 88% в 2002-м). Но военно-технический фактор до сих пор остается весомым аргументом в поддержку российско-индийского сотрудничества, который Нью-Дели использует для оправдания своих тесных отношений с РФ перед партнерами из QUAD и Соединенными Штатами.

Индии непросто сохранять баланс между сотрудничеством в сфере безопасности с Вашингтоном (в частности в рамках QUAD, который РФ и КНР называют «азиатским НАТО») и членством в БРИКС, ШОС и РИК с участием России и Китая. Однако именно эта исповедуемая «политика нейтральности» дает ей более широкое поле для маневра, чем может себе позволить любое другое государство. А также некоторое снисхождение международных игроков, которые находятся по разные стороны политических баррикад и хотят привлечь Нью-Дели на свою сторону. Именно поэтому индийская власть может свободно вести переговоры с Лавровым, который недавно посетил страну в поисках поддержки двустороннего сотрудничества в условиях западных санкций, но не быть причисленной к странам, которые США считают «запятнанными ассоциацией» с Россией. Более того, Энтони Блинкен во время встречи перед министерским диалогом 2+2 с пониманием отнесся к российско-индийским отношениям, отметив, что Индия развивала свои отношения с РФ в течение десятилетий, когда «США не могли быть ее партнером».

Индийская автономия, или Вне рамок выбора

Примечательно, что в ходе нынешних переговоров с индийскими коллегами Соединенные Штаты предлагают альтернативу источникам поставок российской энергии и экспорта оружия, помощь в усилении оборонительных возможностей, чтобы снизить зависимость от Москвы, а не проводят красные линии. Партнерство с Индией имеет свои особенности: на него наложило отпечаток ее стремление к стратегической автономии. Американские политики и их партнеры хотели бы видеть более решительные шаги Индии в противодействии российской агрессии против Украины, в чем пытались убедить индийскую власть во время нынешней встречи. Но у индийской власти свое видение внешнеполитических приоритетов, которые выстраиваются прежде всего с учетом собственных национальных интересов.

Российская война против Украины не отвечает ценностным принципам, которых придерживается страна. Кроме того, за действиями Кремля просматривается риск появления похожей агрессии со стороны Китая, стремящегося доминировать в географических и политических сферах, что воспринимается Индией как нарушение принципа суверенитета. При этом она неохотно воспринимает рамки выбора между Россией и Западом в конфликте, который не рассматривает как угрозу собственной безопасности. Для Индии приоритетом остается сдерживание перманентной опасности со стороны Пакистана, противодействие росту влияния Китая и урегулирование афганской проблемы, которую она пытается решать во взаимодействии с Россией и Ираном, и т.п. Таким образом, подтверждение территориальной целостности Украины, предоставление гуманитарной помощи, осуждение агрессии против гражданских, призывы к дипломатическому решению проблемы лидеров двух государств — это тот уровень поддержки, который может предложить Нью-Дели, как бы нам и нашим партнерам ни хотелось большего.

Больше статей Натальи Бутырской читайте по ссылке