UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЗОВСКИЙ ДЕЛЕЖ: ПО-БРАТСКИ ИЛИ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ-2

Киев еще на один шаг приблизился к достижению своей заветной цели — делимитации Азовского моря и Керченского пролива...

Автор: Владимир Кравченко

Киев еще на один шаг приблизился к достижению своей заветной цели — делимитации Азовского моря и Керченского пролива. На последнем раунде переговоров по разграничению азово-керченской акватории украинским дипломатам впервые удалось добиться от россиян четкого согласия на проведение линии государственной границы не только в море, но и в проливе. На пресс-конференции глава украинской делегации Александр Моцик особо отметил, что речь идет о линии государственной границы «в классическом ее понимании, т.е. как вертикальной поверхности, разделяющей сушу, воду, воздушное пространство до стратосферы и недра».

Согласие россиян — весьма серьезное достижение Киева, учитывая то патологическое раздражение, которое испытывали российские дипломаты, когда речь заходила о делимитации моря и пролива по канонам международного права. Поговаривают, что МИД России даже специально обращался к администрации российского президента с просьбой разъяснить статью 1 Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, где речь как раз и шла о том, что по Азову пройдет государственная граница. А глава российской делегации Виктор Калюжный, не сдержавшись, как-то бросил в сердцах, что Владимир Путин не должен был подписывать этот договор.

Теперь предмет украинско-российских переговоров — линия прохождения государственной границы в море и проливе. Пожалуй, сегодня это самый больной вопрос, и при его обсуждении ожидаются жаркие дебаты. Каждая сторона имеет свое видение. И варианты, предложенные Киевом и Москвой, принципиально отличаются. Так, российская дипломатия, отстаивая российские интересы в Азове, по всей видимости, апеллирует к братским чувствам украинцев, предлагая, чтобы в Азовском море раздел на украинскую и российскую части проходил по принципу fifty-fifty. Киев же предложенный Москвой вариант не устраивает. Не только потому, что граница будет проходить близко от украинских берегов, но это невыгодно Украине и экономически. В Киеве руководствуются международным морским правом, которое позволяет украинцам добиваться прохождения линии государственной границы по срединной линии. В результате чего соотношение украинской и российской частей Азова должно составить 65:35 в пользу украинцев.

Вопрос в том, удастся ли представителям Украины отстоять свои предложения. Уверенности нет, ведь с точки зрения международного права, хотя позиции россиян не выглядят убедительными, они имеют серьезные рычаги для отстаивания своих национальных интересов. Вполне возможно, что линия прохождения границы в Азовском море будет определена путем компромисса. Причем компромисс будут искать на украинской части Азова. Все зависит от того, как будет решаться вопрос с прохождением границы в Керченском проливе.

Украинские дипломаты намереваются добиться от своих российских коллег подтверждения линии разграничения Керченского пролива, существующей еще с советских времен. У Москвы опять-таки свое видение решения проблемы. Глава российской делегации Виктор Калюжный, дабы не раздражать общественное мнение Украины, не подвергает сомнению украинскую принадлежность острова Коса Тузла. Но категорически не соглашается подтвердить существующую линию границы и предлагает, чтобы государственная граница проходила по Керчь-Еникальскому каналу. Свою позицию россияне аргументируют тем, что хотят иметь свободный доступ из Азовского моря в Черное и наоборот. Гарантии же, предоставляемые Киевом по свободе прохождения российских кораблей, Москву не устраивают, и она в диалоге с украинцами приводит пример с турецким Босфором и напоминает о желании нашей страны стать членом НАТО.

Однако при российском варианте раздела Керченского пролива пострадают национальные интересы Украины. И не только потому, что канал — государственное предприятие, а значит, собственность украинского народа. Так, в случае прохождения границы по Керчь-Еникальскому каналу россияне будут контролировать 80% его акватории, а украинцы — 20%. Сама же граница будет проходить вблизи украинских берегов, что Киев не устраивает из соображений безопасности. При этом не будем упускать из виду и то, что принятие российского варианта означает создание серьезного прецедента в переговорном процессе по границам на постсоветском пространстве. Напомним, что в СНГ дипломаты придерживаются принципа подтверждения границ между бывшими советскими республиками. То, что предлагают россияне, — принцип пересмотра границ. В свою очередь отметим, что когда Таллинн предложил Москве перенести границу, российские дипломаты настаивали именно на принципе подтверждения рубежей… Вообще складывается впечатление, что российская делегация, возглавляемая Калюжным, сделала ставку на встречу президентов. Дескать, пусть эксперты подготовят статьи соглашений по сотрудничеству в разных сферах и в общих словах скажут о границах в море и проливе, а уж то, как пройдет линия границы, пусть решают президенты при личной встрече. Не случайно Калюжный часто рассказывает своим украинским партнерам по переговорам, как Ельцин и Назарбаев делили на промокашке Каспийское море.

Еще один результат киевского раунда переговоров — согласие сторон на пакетный подход, который предложили украинцы с учетом вышеизложенной позиции россиян. Как пояснил журналистам на пресс-конференции Александр Моцик, «пакет будет включать договоры или договор по линии государственной границы в Азовском море и Керченском проливе, а также ряд соглашений по сотрудничеству в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды. Этот пакет будет связан юридически, т.е. все соглашения будут вступать в силу и действовать как бы связано». Правда, и здесь Киев и Москва придерживаются разных подходов.

По нашей информации, суть предложений российской стороны сводится к тому, что Украине и Российской Федерации необходимо подготовить к подписанию один договор, в статьях которого речь шла и о государственной границе в Азовском море и Керченском проливе, и о принципах сотрудничества. (Кстати, именно проект этого документа и представили на нынешнем раунде переговоров своим украинским коллегам российские дипломаты.) А параллельно с ним предлагают украинцам подписать отдельные соглашения по сферам сотрудничества — рыболовству, судоходству и охране окружающей среды.

В Киеве считают, что такой подход противоречит международному праву: нельзя в один договор вписывать положения о границе и статьи о тюльке. Границы — это границы, а сотрудничество — это сотрудничество. Первое неизменно, соглашение же о втором может в силу разных причин трансформироваться. Посему украинская делегация предлагает подготовить и одновременно ратифицировать два договора о границе в Азовском море и Керченском проливе (впрочем, судя по замечанию г-на Моцика, Украина готова объединить их и в один документ) и три соглашения по сотрудничеству в конкретных сферах. Более подробно эти два варианта рассмотрят в Киеве 16—17 апреля на заседании экспертных групп по вопросу о выработке консолидированных проектов двусторонних документов. А 13 апреля, перед встречей экспертов, в Киев приедет новый министр иностранных дел Сергей Лавров, который на переговорах с Константином Грищенко также будет обсуждать вопросы разграничения азово-керченской акватории.