UA / RU
Поддержать ZN.ua

АВТОРИТАРНАЯ СТРАНА ЭПОХИ ИНТЕРНЕТА

Отношения со странами-париями сродни попыткам проскочить между Сциллой и Харибдой. Предпринимате...

Автор: Владимир Кравченко

Отношения со странами-париями сродни попыткам проскочить между Сциллой и Харибдой. Предпринимателей привлекает богатство стран-изгоев, что заставляет правительства демократических государств развивать с ними политические контакты. Отталкивает от сотрудничества постоянная конфронтация проблемных стран с Соединенными Штатами.

В конце апреля официальный Киев в очередной раз попытался проскочить между «этими чудовищами», добиться желаемого политического и экономического эффекта и в то же время постараться не разругаться с Вашингтоном, с которым стабилизировались отношения, — в Украине прошло третье заседание украинско-ливийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В прошлом Киев уже имел опыт неудачной попытки развить свои отношения с Ливией. Тогда страх испортить отношения с Соединенными Штатами заставил украинских политиков и дипломатов пожертвовать перспективами ливийского рынка.

Осенью 2001 года в Киеве состоялось второе заседание украинско-ливийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Во время встреч обе стороны намеревались решить принципиальные для дальнейшего сотрудничества вопросы. Не случайно ливийскую делегацию в то время возглавил Абу Бакер Юнес Джабер, второй в рейтинге влиятельности человек в Джамахирии. К несчастью, пребывание в Украине генерала Джабера совпало с терактами в Соединенных Штатах.

Нервозная реакция украинской власти на форс-мажорные обстоятельства привела к тому, что визит Джабера завершился провалом: многие встречи отменялись в срочном порядке. Неудачный визит ливийского генерала особенно контрастно смотрелся на фоне его успешных переговоров в Белоруссии, куда тот отправился после Украины. И хотя позже Киев принес Триполи соответствующие извинения, этот инцидент не только надолго омрачил двусторонние отношения: в Ливии усилились позиции конкурентов украинцев — белорусов.

Спустя полтора года Киев вновь принял высокопоставленную ливийскую делегацию, которую возглавил заместитель главы высшего народного комитета по вопросам производства Аль-Багдади Али Аль-Махмуди. Как замечают участники переговоров, нынешнее заседание было подготовлено куда лучше предыдущего, и ливийцы были удовлетворены результатами встреч. Между тем, хотя по итогам заседания комиссии и был подписан протокол, где зафиксированы намерения взаимодействовать в ряде отраслей (энергетической, нефтегазовой, транспортной, строительной и т.д.), а также несколько межведомственных соглашений, перспективы украинско-ливийского сотрудничества остаются все также неопределенными.

С одной стороны, Киев и Триполи уже долгое время декларируют взаимный интерес. Для украинцев Ливия — перспективный рынок сбыта продукции авиационной, строительной, машиностроительной и нефтегазовой промышленности, сельскохозяйственных товаров, фармацевтических препаратов. Не случайно, Юрий Ехануров (тогда еще вице-премьер), открывая в 2001 году украинское посольство в Триполи, сказал, что это событие является составной частью агрессивной политики по продвижению украинских товаров на новые рынки.

Не забывают в Украине и о том, что Муамар Каддафи очень популярен во многих странах Африки: там ценят антизападную риторику ливийского лидера и его финансовую помощь тамошним правительствам. Поэтому позиции ливийцев в некоторых странах «черного континента» довольно сильны. Этим намерены воспользоваться украинцы. При посредничестве Триполи они надеются выйти на рынки этих африканских стран. Например, для участия в разработке нефтегазовых месторождений или в строительстве всевозможных промышленных объектов.

С учетом специфики Ливии куда важнее то, что ливийцы сами говорят о своей заинтересованности в сотрудничестве с украинцами: Джамахирия одна из тех стран, где развитие торгово-экономических отношений невозможно без политического решения руководства государства. Украина это «добро» получила. «Я… сам лично буду следить за тем, чтобы между нашими странами были хорошие отношения и новые контакты, чтобы украинцы нашли место здесь, в Ливийской Джамахирии», — сказал Муамар Каддафи в начале 2001 года членам украинской делегации.

Но Киев и Триполи по-разному смотрят на взаимодействие. Для Украины развитие отношений с Ливией — элемент долгосрочной государственной политики по продвижению на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки. Пусть даже эта политика и непоследовательна. С учетом же продолжающейся конфронтации между Ливийской Джамахирией и Соединенными Штатами Киев намерен развивать политические отношения с Триполи только в той мере, в какой они будут способствовать продвижению украинских бизнес-структур на ливийский рынок. Естественно, при постоянных политических консультациях с Вашингтоном.

Для Триполи же сотрудничество с Киевом — всего лишь фрагмент искусной дипломатической игры: Ливию интересует прежде всего политическая поддержка Украины на международной арене. В частности, в вопросе окончательного снятия санкций ООН со страны. В этом случае перспективу участия украинских предприятий в крупных экономических проектах следует рассматривать как возможный приз за политическую поддержку.

Сегодня ливийцы предлагают украинским компаниям принять участие в нескольких проектах. Например, в протоколе третьего заседания двусторонней комиссии речь шла о создании предприятия по совместному производству керамических изделий и хрусталя в городе Адри, эксплуатации нефтегазовых месторождений Ливии, создании линий электропередач, строительстве железобетонного плавучего дока для порта в Триполи, участии в прокладке железной дороги Тобрук—Эм—Сайед. Кстати, в этом документе в очередной раз поднят и вопрос об участии украинских компаний в строительстве металлургического комбината в городе Мисурат.

Насколько реальны эти предложения? Ведь о многих из этих проектов на украинско-ливийских переговорах говорится уже не первый год, а они до сего времени не реализованы. Речь идет о строительстве железной дороги на севере страны, металлургического комбината в Мисурате. К этому списку можно добавить и достигнутые еще в 2001 году принципиальные соглашения о создании на территории Украины СП по селекции и выращиванию крупного рогатого скота, а на территории Ливии — СП по селекции овощных семян.

Как и в большинстве случаев, все зависит прежде всего от самих украинских компаний, от того, насколько они будут активны и профессиональны в своей работе в специфических условиях Ливийской Джамахирии. От того, каков будет имидж Украины в этой стране. На сегодняшний день, официальный Киев создал для работы предпринимателей необходимые политические предпосылки: Украина довольно активно выступала на стороне Ливии в вопросе об отмене санкций ООН.

Пока что к Джамахирии повышенное внимание проявляет только небольшое число нефтедобывающих, строительных и сельскохозяйственных компаний, авиапредприятия. (Не исключено, что в ближайшее время заинтересуются Ливией и компании, специализирующиеся на строительстве железных дорог: как утверждают, министра транспорта Георгия Кирпу привлек проект Тобрук—Эм—Сайед.) В Триполи уже открылись представительства «Нефтегаза Украины» и «Интерстроймонтажа». Последняя компания традиционно работает в паре с «Нефтегазом Украины».

На завершающей стадии находится регистрация компании «Хліб України», которая намерена заняться прямыми поставками зерна в Ливию: до недавнего времени украинская пшеница попадала в Джамахирию через итальянских, тунисских и египетских посредников. Кстати, ливийцы зафиксировали в протоколе свою готовность приобрести у Украины 300 тысяч тонн пшеницы.

Между тем украинские предприниматели не слишком торопятся зарабатывать деньги в Джамахирии. Их интерес импульсивен, что и отражает динамика товарооборота между двумя странами. Так, в 2000 году он составил 1,7 млн. долларов, в 2001 — около 104 млн. долларов, а в 2002 — 32 млн. долларов. Как утверждают специалисты, падение товарооборота связано с уменьшением экспорта в Ливию черных металлов.

Впрочем, сокращение украинского экспорта может быть еще большим, если украинцы не перестанут думать только о сиюминутных интересах. В противном случае это повредит тем, кто намерен заняться Джамахирией всерьез и надолго. Так, например, скандалами сопровождались поставки Ливии в 2001—2002 годах двух самолетов Ан-124 «Руслан». К этим самолетам у ливийцев оказалось много претензий. И хотя контракт заключал «Укрспецэкспорт», подмоченная репутация оказалась у АНТК им. Антонова, не имеющего никакого отношения к этому контракту.

По большому счету, подобные скандалы могут зачеркнуть не только честолюбивые планы по созданию украинско-ливийского СП по эксплуатации на Африканском континенте среднемагистральных самолетов. Куда хуже то, что может быть подорвано доверие к украинскому бизнесу в целом. В результате украинцам будет заказана дорога на ливийский рынок. Ведь Джамахирия сегодня не испытывает недостатка в партнерах — западноевропейских, российских, белорусских, которые более активны, нежели украинские предприниматели, и имеют в этой североафриканской стране куда более серьезные позиции. И те, кто работает в Ливии, говорят, что из-за конкуренции там работать становится тяжелее с каждым годом.

Кстати, эксперты, учитывая экономическую ориентацию Ливии на Европейский Союз и Россию, довольно скептически оценивают перспективы крупного украинского бизнеса, отмечая перспективы среднего и малого бизнеса. Действительно, несмотря на то что «Нефтегаз Украины» получил участок для работы, ему будет очень тяжело тягаться с такими гигантами, как British petroleum, «Аджип» или «Мобил», которые располагают куда большими финансовыми ресурсами и политическими рычагами. И такая ситуация — повсеместно. Поэтому, как и в случае с Афганистаном, украинские компании имеют значительно больше шансов принять участие во всевозможных проектах в качестве субподрядчиков. Было бы только желание…