В Армении президент Серж Саргсян переписывает Конституцию, намереваясь продлить свое правление. Новшества предусматривают переход от президентской республики к парламентской. В октябре законодательный орган по инициативе правящей Республиканской партии уже одобрил проект конституционных реформ. А на состоявшемся в минувшее воскресенье референдуме более 63% избирателей, принявших участие в голосовании, поддержали эти изменения в Основной закон страны. За сохранение президентской республики высказались около 32%.
Проведя референдум и получив поддержку населения своим планам изменить Конституцию, президент и его партия празднуют победу. Комментируя голосование, наблюдатели ПАСЕ заявили, что "референдум был обусловлен политическими интересами, а не нуждами армянского народа".
Конституционные поправки расширяют полномочия премьера. Теперь это он - первое лицо государства. Правительство же становится высшим органом исполнительной власти, разрабатывающим и осуществляющим внутреннюю и внешнюю политику, и руководит системой госуправления. При этом реформа предусматривает, что если в парламенте не смогут договориться по кандидатуре главы правительства, то Национальное собрание будет распущено.
Парламент, в свою очередь, формируется путем пропорциональных выборов и состоит минимум из 101 депутата. Если по итогам выборов в нем отсутствует стабильное большинство, то предлагается проводить второй тур голосования, в котором участвуют две партии, получившие большее число голосов. У победителя будут дополнительные мандаты.
Президент же, избираемый не путем прямых выборов, а советом выборщиков из числа депутатов, становится церемониальной фигурой. Срок действия его мандата продлевается с пяти до семи лет. Эти конституционные поправки должны вступить в силу после парламентских выборов в мае 2017 г.
Сторонники реформы говорят, что она поможет стабилизировать политическую ситуацию в стране. Представители же оппозиции так не думают. По их мнению, конституционные изменения нацелены на воспроизводство нынешнего режима, на то, чтобы С.Саргсян, президентские полномочия которого истекают в 2018 г., смог и далее управлять Арменией. Ведь, по ныне действующей Конституции, он не имеет права избираться в третий раз. А в парламентских республиках премьеры могут многократно возглавлять правительства.
В общем, это обычная история политиков, пытающихся обойти конституционные ограничения. В Казахстане, где пребывание на президентском посту также ограничено двумя сроками, местный парламент сделал исключение для Нурсултана Назарбаева. Теперь тот может возглавлять страну неограниченное количество раз. А вот белорусский президент Александр Лукашенко вычеркнул из Конституции норму, ограничивавшую количество президентских сроков. Так же сделал и его азербайджанский коллега - Ильхам Алиев.
Но Серж Саргсян решил пойти по грузинскому пути. Михеил Саакашвили, будучи президентом Грузии, тоже инициировал изменения в Конституции, чтобы республика из президентской стала парламентской. Грузинские аналитики тогда говорили, что М.Саакашвили, когда у него заканчивался второй срок пребывания в президентском дворце, собирался стать премьером в 2013 г.
Однако этим планам грузинского лидера не суждено было сбыться. По результатам парламентских выборов 2012 г., политическая сила М.Саакашвили "Единое национальное движение" потерпела поражение. К власти пришла оппозиция - "Грузинская мечта" миллиардера Бидзины Иванишвили, который и стал премьером с широкими полномочиями.
Сам С.Саргсян ранее утверждал, что не намерен пересаживаться в кресло премьера. Однако в Армении мало найдется тех, кто верит этим словам. А накануне референдума президент в интервью ведущим армянским телеканалам так объяснил причины конституционной реформы: "Я вижу опасность в определенных регулирующих механизмах действующей Конституции и считаю своим долгом сказать об этом".
По словам С.Саргсяна, главная причина конституционных изменений состоит в том, что нынешний Основной закон допускает несоразмерность прав и обязанностей главы государства, противоречия в функциях президента.
Несмотря на эти аргументы, предшественники Саргсяна на президентском посту - Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян - высказались против новой конституции. Л.Тер-Петросян назвал референдум "авантюрой, чреватой непредсказуемыми последствиями". В свою очередь, Р.Кочарян заявил, что считает конституционные преобразования серьезной ошибкой, последствия которой крайне опасны для будущего страны. "Проект конституции содержит в себе существенные риски скатывания к де-факто однопартийной системе, а значит - к политической монополии и застою", - сказал Р.Кочарян в интервью Deutsche Welle. По мнению экс-президента, конституцией закрепляется обязательное парламентское большинство за какой-то одной партией, и таким образом выхолащивается суть парламентаризма.
По словам бывшего директора армянской Службы национальной безопасности, а ныне ведущего аналитика Центра региональных исследований Давида Шахназаряна, из всех политиков именно Р.Кочарян представляет для С.Саргсяна наиболее серьезную конкуренцию на внутриполитическом поле: "Экс-президент - самый богатый человек Армении и является куда более пророссийским, чем нынешняя власть". Именно при Р.Кочаряне россияне приобрели многие стратегические объекты Армении. А сам он входит в совет директоров российской финансово-промышленной группы "Система", основным акционером которой является Владимир Евтушенков.
В общем, критика со стороны Р.Кочаряна более чем понятна: после конституционной реформы он не имеет шансов возглавить правительство.
Оппозиционеры из фронта национального спасения "Новая Армения", лидерами которого являются глава партии "Наследие" Раффи Ованнисян и ветеран Карабахской войны Жирайр Сефилян, с 1 декабря проводили в Ереване круглосуточные акции протеста. Но если в первый день на площадь Свободы пришло почти 2 тыс. чел., то в последующие дни их количество резко сократилось.
И хотя в армянском обществе нет уверенности, что все прошло честно (а оппозиция говорит о многочисленных нарушениях), тем не менее, после референдума на площадь пришли около тысячи человек. Как утверждают очевидцы, количество полицейских превышало число участников митинга.
Означает ли это, что в армянском обществе низок протестный потенциал? Конечно же, нет: в стране крайне тяжелая социально-экономическая ситуация. И, как отмечает Давид Шахназарян, "особенно тяжелой она стала после того, как Армения вступила в Евразийский союз. Это ухудшило благосостояние армян в разы". Показательно, что по данным сайта "Экспортеры России", за первое полугодие 2015 г. экспорт Армении в Россию сократился в два раза - с 124,4 млн долл. до 64 млн.
Напомним, что осенью 2013 г. решение о вступлении в Евразийский союз в Ереване принимали фактически за ночь, когда С.Саргсян столкнулся с давлением и угрозами со стороны Кремля. Одновременно армянское руководство заявило об отказе от парафирования Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. А спустя два года Ереван вновь начал переговоры с Брюсселем о новом соглашении с учетом участия Армении в Евразийском союзе.
Ухудшающаяся экономическая ситуация в Армении может привести к социальному взрыву. Он может произойти в любой момент. В июне 2015 г. страна уже пережила серьезные акции протеста. Их причиной стало повышение тарифов на электроэнергию, поставляемую потребителям компанией "Электросети Армении", которая полностью принадлежит российскому ОАО "Интер РАО". Однако эти демонстрации не привели к политическому кризису.
По словам Давида Шахназаряна, не только власть, но и оппозиция не вызывает доверия у многих армян: у оппонентов референдума даже не было общей платформы. И если в "Новой Армении" говорили о бойкоте референдума, то Армянский национальный конгресс призывал сказать "Нет".
"Ни власть, ни часть оппозиции, у которой по основным вопросам развития страны нет никаких разногласий с властями, не пользуются доверием населения. Поэтому люди так и не вышли на улицу, хотя 32% избирателей и проголосовало против конституционной реформы, предложенной пропрезидентской партией, а на самом деле - против власти", - утверждает Давид Шахназарян.
Однако, несмотря на столь большое число противников конституционной реформы, власти празднуют победу. Ведь главная цель - продление пребывания у власти Сержа Саргсяна и его приближенных - достигнута.