UA / RU
Поддержать ZN.ua

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОАЛИЦИЯ: ДОВЕРИЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Неделю назад главы государств Европейского союза провели в Брюсселе экстренную встречу, посвященную борьбе с глобальным терроризмом...

Автор: Михаил Соколовский

Неделю назад главы государств Европейского союза провели в Брюсселе экстренную встречу, посвященную борьбе с глобальным терроризмом. Лидеры европейских стран рассмотрели целый спектр вопросов, связанных с координацией правоохранительной деятельности и антитеррористических акций внутри ЕС. Кроме этого был обсужден и вопрос участия Евросоюза в международной коалиции, создаваемой Соединенными Штатами для борьбы с терроризмом.

Вопросы, связанные со структурой этой коалиции, ее руководством, а также процессом распределения чувствительной информации между ее членами, до сих пор вызывают серьезные дебаты как в Вашингтоне, так и в Брюсселе. Дело в том, что и Евросоюз, и Соединенные Штаты стремятся не только осуществлять полный контроль над будущей операцией, но и получать друг от друга всю возможную разведывательную информацию, связанную с ее проведением. Одновременно каждая из сторон хотела бы до минимума свести объем передаваемых партнерам своих собственных разведданных, не говоря уже об источниках и путях их получения.

Пока что детальные планы американской военной операции имеют только англичане. В минувший понедельник в Лондон их привез заместитель главы британского оборонного ведомства генерал Энтони Пигготт. Великобритания, безоговорочно поддержавшая Америку, стала первой (и, возможно, единственной) страной, которая ознакомилась с военными планами США. На основании этих документов британский Кабинет министров примет решение о степени участия своих вооруженных сил в будущей операции.

Что же делать остальным государствам Евросоюза? Не имея возможности контролировать использование чувствительной информации обо всех аспектах планирования операции союзниками, в том числе о месте, времени и способах ее проведения, такие страны, как Германия и Франция, вряд ли захотят откровенничать и предоставлять американцам свои разведданные.

Действия коалиции были бы более эффективными, если бы она обеспечила политическое прикрытие для ее участников, распределяя между ними ответственность за каждую из предпринятых акций. Мы же пока что имеем некую единую формализованную абстрактную структуру, взявшую на себя борьбу с терроризмом. Однако для того, чтобы такая структура начала действовать эффективно, а внутри нее был достигнут высокий уровень доверия, необходимый для проведения тайных операций, понадобятся годы, а может быть, и десятилетия. Террористы же ждать окончания организационных мероприятий не будут.

Но кое-что уже сделано. Результатом дерзких акций террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября явился международный консенсус в отношении необходимости начала беспощадной борьбы с терроризмом, на достижение которого при других обстоятельствах могли уйти десятилетия. Европейские государства еще совсем недавно всеми силами сопротивлялись стараниями США расширить перечень миссий НАТО за счет антитеррористических акций. Американцы в свою очередь добивались этого уже довольно долго. Последний раз они уговаривали своих союзников пересмотреть требования пункта пятого Североатлантического договора два года назад, когда после взрывов посольств США в Кении и Танзании пытались найти управу на неуловимого бин Ладена. И вот сейчас, после того как на глазах у всего мира рухнули башни Всемирного торгового центра, европейцы в едином порыве поддержали предложение Вашингтона применить этот пункт, расценив действия террористов как нападение на одного из членов НАТО, и благословили альянс на войну с международным терроризмом.

Имея бесспорные доказательства деятельности террористических групп в европейских государствах, в том числе в Германии, Великобритании и Франции, а также информацию из различных источников о запланированных терактах в Брюсселе, ЕС довольно быстро достиг согласия по поводу действий, направленных на недопущение повторения «американской трагедии» в Европе. Пока лидеры стран Евросоюза договаривались о создании антитеррористической коалиции, министры внутренних дел и юстиции определили более трех десятков первоочередных мероприятий, призванных усилить координацию в сфере внутренней политики европейских государств. Решено было, в частности, создать отдельное подразделение по борьбе с терроризмом в структуре Интерпола, усилить приграничный и финансовый контроль в ЕС, ввести единые для всех стран ордера на розыск и арест подозреваемых в совершении терактов, а также упростить процедуру экстрадиции. Перечень упомянутых мероприятий был единогласно утвержден на заседании глав государств ЕС.

Что же касается взаимоотношений Европы и США, то здесь все намного сложнее. Несмотря на исторически близкие связи между Старым и Новым Светом, а также желание обеих сторон создать коалицию, сегодня существует множество объективных препятствий для прохождения разведывательной информации с одного берега Атлантики на другой и обратно.

Европейцы хотели бы стать равноправными партнерами с американцами в будущей войне, получая в полном объеме всю разведывательную информацию и участвуя в оперативном управлении боевыми действиями. Со своей стороны Соединенные Штаты, очевидно, будут сопротивляться такому подходу, предпочитая передавать своим партнерам по коалиции разведданные избирательно, следуя своим собственным критериям. Ну а разведки европейских государств со своей стороны, также будут стараться делиться с американскими коллегами лишь тем, чем посчитают нужным. Государства ЕС серьезно опасаются того, что международная кампания борьбы с терроризмом будет вестись по американским правилам и фактически подчинит Соединенным Штатам европейские институты и европейские интересы.

Государственные чиновники стран ЕС уже неоднократно выражали недовольство изоляционистским характером внешней политики президента Джорджа Буша. В частности, его намерением резко ограничить американское присутствие в таких взрывоопасных регионах мира, как Балканы и Ближний Восток. А практически сразу же после решения НАТО о применении статьи пятой Североатлантического договора французские официальные лица заговорили о необходимости перед началом военных действий проведения консультаций Соединенными Штатами со всеми странами альянса. И канцлер ФРГ Герхард Шредер, выступая перед парламентом своей страны, заявил в частности: «Страны НАТО имеют не только обязательства перед альянсом, но и права, в том числе право на получение всей необходимой информации и на участие в консультациях».

Другие европейские лидеры также стали настойчиво напоминать своим американским коллегам, что процесс обмена разведывательной информацией является «улицей с двусторонним движением». В конце прошлой недели высокопоставленная делегация ЕС побывала в Вашингтоне, где обсудила с американцами вопросы взаимодействия в борьбе с терроризмом. На пресс-конференции по окончании переговоров министр иностранных дел Бельгии Луи Мишель, председательствующей сейчас в ЕС, особо подчеркнул необходимость обмена информацией между союзниками в полном объеме и призвал к «постоянным, своевременным и всеобъемлющим консультациям на всех уровнях».

Несмотря на то что переговоры, связанные с организацией антитеррористической операции и управлением коалиционными силами, проходят в глубочайшей тайне, к ним приковано особое внимание наблюдателей. Это и понятно — переговоры затрагивают саму суть европейско-американских отношений. Последние же представляют собой довольно сложную и противоречивую систему, в которую причудливо сплелись мощная взаимная поддержка, сотрудничество, недоверие и конкурентная борьба. Такой характер взаимоотношений между США и ЕС неизбежно будет накладывать отпечаток и на процесс циркуляции чувствительной информации между членами коалиции. В то время как США, Канада и Великобритания уже имеют общий фонд разведданных, другие европейские члены НАТО, та же Франция, например, не очень часто делились добытыми секретами с Вашингтоном. Это и неудивительно — французы традиционно очень трепетно относились к вопросам национального суверенитета своей страны, особенно в такой чувствительной сфере, как разведывательная.

Тем не менее стороны чрезвычайно заинтересованы во взаимном обмене информацией. Европейцы не могут сравниться с американцами по техническим возможностям контроля ситуации во всем мире и обработки полученных данных в сжатые сроки. Зато отдельные члены ЕС, в том числе Ирландия, Испания, Франция и Германия, имеют уникальный опыт многолетней борьбы с местными террористами, чего нельзя сказать о Соединенных Штатах. Кроме этого, спецслужбы государств ЕС имеют больше возможностей отследить деятельность ячеек пресловутой организации «Аль-Каида» в странах Евросоюза, а также перекрыть поступление денежных средств на счета террористов в европейских банках. К тому же США весьма заинтересованы в разведданных, полученных оперативным путем в тех странах, где американская разведка, в отличие от европейской, не имеет развитой агентурной сети, — Пакистане, Судане, Алжире, Ливане, Индонезии, северной и западной Африке.

Итак, для того чтобы антитеррористическая коалиция стала по-настоящему действенной, ей следует создать соответствующую структуру обмена информацией между ее членами, предусматривающую полное участие последних в выработке решений и управлении операциями. Достичь этого в короткие сроки вряд ли будет возможно. Пока можно надеяться, что это будет сделано внутри Европейского союза. Фактическая ликвидация границ между странами ЕС и введение общей валюты дают надежду на организованную на Европейском континенте четкой координации деятельности правоохранительных и разведывательных органов. А единая общеевропейская разведывательная структура может в конечном итоге поднять эффективность спецслужб Европы до уровня американских. Возможно, это позволит союзникам преодолеть нынешнее недоверие друг к другу.