В последнее время внимание общественности как за рубежом, так и в Украине привлекает дискуссия вокруг участившихся проявлений антисемитизма. В Западной Европе все большее беспокойство вызывает рост популярности праворадикальных движений. Заявление Ле Пена, кандидата на пост президента Франции, о том, что Холокост был всего лишь одним из эпизодов истории, вызвало бурю возмущения. А ежедневная хроника терактов и противостояния на Ближнем Востоке дает все новые поводы для споров.
В Украине эта тема до поры оставалась вне поля зрения большинства СМИ. Однако после атаки на синагогу Бродского в Киеве и возбуждения уголовного дела против одиозного львовского издания «Идеалист» полемика разгорелась с новой силой. С просьбой рассказать о своем видении положения в Украине «ЗН» обратилось к Анне АЗАРИ, Чрезвычайному и Полномочному Послу Государства Израиль в Украине и Молдове.
— Госпожа посол, говоря о таком явлении, как антисемитизм, обычно отмечают его наличие практически во всех странах, даже в самых развитых и демократических. Если рассматривать то, как складываются отношения между евреями и украинцами сейчас, какую особенность вы бы отметили?
— Говоря об истории отношений между евреями и украинцами, многие склонны помнить только трагические моменты. Это, в частности, касается тех историков, которые, описывая жизнь евреев в этой стране, концентрируют внимание на погромах и участии украинцев в карательных акциях фашистов. О вековых добрососедских отношениях говорят куда меньше. Поэтому одной из постоянных акций, проходящих под эгидой посольства Израиля, является присвоение звания «Праведник народов мира» людям, спасавшим евреев во время Второй мировой. Это настоящий героизм. Ведь став на защиту гонимых, они подвергали опасности собственные семьи. И в большинстве случаев речь идет о простых скромных людях из небольших городов и сел. В Украине этим почетным званием отмечены уже более 1600 человек.
В Украинском государстве сегодня происходит возрождение еврейской общины. Никто не станет отрицать тот факт, что в Украине нет политики государственного антисемитизма. Сказав это, я не имею в виду, что подобное явление как таковое отсутствует. Но радует то, что здесь его проявлений на бытовом уровне по сравнению с Западной Европой меньше. Об этом свидетельствуют мониторинги, проводимые различными еврейскими организациями.
— С чем это связано, на ваш взгляд?
— Трудно судить. Но в таких странах, как Франция, Бельгия, это связано с наличием большой мусульманской общины. Должна, однако, отметить, что реакция на проявления антисемитизма в Украине и на Западе различна. Например, Жак Ширак посетил синагогу после имевшей место атаки, и практически вся нееврейская элита Франции вышла на демонстрацию. В Украине реакция на такие происшествия по привычке выражается в закрытой комнате, а не в открытой дискуссии.
— Можете ли вы сказать, что сегодня обсуждение проблем межнациональных отношений в Украине приобретает новые черты?
— Все эти годы существовали и продолжают существовать издания антисемитского характера, вроде того же львовского «Идеалиста». Но если раньше они находились в положении маргинальном, то сегодня можно наблюдать переход прессы подобного рода на качественно иной уровень. Ярким примером этого стали публикации в журнале МАУП «Персонал». Проявления таких настроений среди людей, чей уровень претензий намного выше среднего, раньше не наблюдалось. Реакция властей, возбуждение уголовного дела против издания — это не самое главное. Весь вопрос в том, как на шовинистические выходки реагирует гражданское общество, какая идет дискуссия. Я не считаю, что критика политики Израиля — это антисемитизм. Но публикации «Персонала» — это не полемика, а махровый антисемитизм. Появление таких публикаций свидетельствует, что понимание о легитимных и нелегитимных методах спора пока отсутствует.
Проявление подобных тенденций в многонациональной стране должно интересовать не только отдельные общины евреев или, скажем, армян, но и государство в целом. Нормальные отношения и процветание национальных меньшинств — лучший показатель здоровья общества в целом.
— Обнародованные недавно новые эпизоды из записей Мельниченко предельно ясно характеризуют отношение к отдельным представителям еврейского народа в высших эшелонах власти. Появление этих пленок в то время, когда идет подготовка к визиту Л.Кучмы в США, не может не повлиять на имидж Украины. Каково ваше мнение?
— Слишком много вопросов внутриполитического характера затрагивается этими пленками. Обнародование записей в определенный момент делает их средством борьбы и на международной арене. И как посол Государства Израиль я не считаю, что должна реагировать на последние эпизоды. Игроков в этой весьма запутанной истории хватает. Этот вопрос должен решаться внутри страны.
— Является ли сегодняшняя ситуация с проявлениями антисемитизма угрожающей?
— Я не думаю, что ситуацию, складывающуюся на сегодня в Украине, можно называть угрожающей, несмотря на всю активность дискуссии. Но если закрывать глаза и делать вид, что проблемы не существует, она вполне может стать такой.
Все мы — люди и не рождаемся праведниками. Этноцентризм — обычное явление: свое — приятнее и ближе. А тот, кто не похож на тебя, — потенциально опасен. Так что же делать? Могу сказать, как поступать нельзя: нельзя отрицать. Если ты не признаешь существования самого явления, то с ним невозможно бороться. В Советском Союзе при декларируемом отсутствии национальной розни разворачивались карательные кампании под лозунгом борьбы с буржуазным национализмом и космополитизмом. И теперь государства на постсоветском пространстве сталкиваются с острейшими национальными противоречиями, грубейшим шовинизмом.
Меня удивляет идея некоторых представителей интеллигенции о том, что построению независимой Украины и развитию гражданского общества может помешать возрождение культуры и традиций национальных меньшинств, в том числе евреев. А ведь наш министр Щаранский отмечает то взаимопонимание, которое было присуще его отношениям с украинскими националистами в советских лагерях. Ведь идея самоопределения, сохранения собственной культуры сближает. И из-за того, что в независимой Украине будут сосуществовать различные национальные общины, она не станет менее «украинской». Диалог культур обогащает.