К Алма-Атинской встрече глав государств и правительств СНГ особенно тщательно готовились в Москве. В условиях поражения российской политической мысли в Чечне, затянувшегося диалога с Советом Европы (о вступлении) и с Международным валютным фондом (о кредите Stand-by) Алма-Ата, безусловно, давала шанс реабилитироваться не только президенту Ельцину или его окружению, но и все еще вынужденно — симпатичной Западу российской демократии.
Кремлевская дипломатия сделала все, чтобы использовать этот шанс. Активизировался переговорный процесс. Сначала в Москву приехал «проверенный кадр» — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, которому дали возможность реализовать потенциал своих инициатив в идее, сроках, месте проведения и круге вопросов будущего саммита. Похоже, что в лице казахстанского президента Россия нашла воплощение наиболее выгодного для себя образа лидера соседнего государства — в меру инициативный, в меру контролируемый, вполне уважаемый. Не исключено, что сейчас через фигуру Назарбаева — пожалуй, самого перспективного политика для СНГ — Москва влияет на процессы, происходящие в Содружестве, поскольку признает собственную бесперспективность. Тем не менее, собравшиеся продлили полномочия президента России Бориса Ельцина на посту председателя Совета глав государств Содружества.
Это сделано в связи с тем, что, согласно установленной ранее очередности (по русскому алфавиту), следующим председателем должен был быть президент Азербайджана Гейдар Алиев. Однако признано нецелесообразным, чтобы Совет глав государств СНГ возглавил руководитель той или иной конфликтующей страны, а Азербайджан с 1988 года участвует в конфликте вокруг Нагорного Карабаха.
Готовясь к Алма-Атинской встрече в верхах, Москва сделала упор на важности решения общих экономических проблем, что признается всеми странами СНГ, а значит, служит консолидирующим началом. В результате этих усилий оказалось, что сторонам было о чем поговорить при встрече в Алма-Ате. На итоговой пресс-конференции президент Казахстана сообщил, что председателем Межгосударственного экономического комитета — рабочего органа Экономического союза СНГ — утвержден вице-премьер РФ, глава президиума МЭК Алексей Большаков.
Казахстан и Беларусь рассказали о мотивах, побудивших их вместе с Москвой заключить таможенный союз, что оптимисты оценивают как начало интеграционных процессов в СНГ. Возможно приходилось и ответить на вопрос, а чего, собственно, торопились, когда такой союз не ограничивается просто снятием таможенных постов, а предполагает такие глобальные задачи, как координацию проведения экономических реформ, создание однотипного, базирующегося на рыночных принципах хозяйственного механизма регулирования экономики, унификацию законодательства.
При этом президент Назарбаев, конечно, поделился с коллегами своей точкой зрения на интеграционные процессы. Она у него интересна тем, что учитывает как общую установку Москвы на максимальное сближение с партнерами, так и некоторые рациональные зерна в позициях других стран, например, предпочтение Украиной сотрудничества на двусторонней основе. Не исключено, что в качестве иллюстрации сосуществования двух тенденций в одной модели он представлял экономическое сотрудничество Казахстана, Киргизии и Узбекистана, документы о создании которого были парафированы в Алма-Ате 29 января.
«Большинство вопросов повестки дня мы успешно решили», — сказал Б.Ельцин. По его мнению, оправданно большое место на совещании занимают вопросы экономического сотрудничества государств СНГ.
Б.Ельцин выделил два момента, которые, по его мнению, особенно важны. Первое — создание Межгосударственного экономического комитета (МЭК). Второе — реализация экономических соглашений, которые были подписаны прежде, однако плохо выполнялись. «Это наше слабое место, эту проблему следует усилить», — сказал президент России.
Обсудив проблемы экономики и поощрив объединительные тенденции, участники саммита перешли к более щекотливому блоку вопросов — военно-политического сотрудничества и коллективной безопасности. Тут проявились разногласия. Украина сразу заявила о намерении участвовать в решении только экономических вопросов. А значит, существенно облегчится задача для министра обороны Российской Федерации Павла Грачева, который поехал на встречу с коллегами по СНГ с намерением убедить их в необходимости существования общих коллективных сил обороны Содружества. Кроме Украины, жестко выступающей против объединения в любые военно-политические блоки, особо этой идее никто не противился, а вот за — многие, например все тот же президент Назарбаев. Тем не менее, в первый день работы саммита на совместном заседании членов Советов, министров иностранных дел, обороны и пограничных войск СНГ удалось снять ряд разногласий по проекту соглашения о создании объединенной системы ПВО Содружества. О готовности присоединиться к соглашению уже заявили Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Россия, Украина, Узбекистан. Как стало известно корреспонденту «Интерфакс-Украина» из хорошо осведомленных источников, особую позицию высказал Азербайджан, имеющий на своей территории крупнейшую в бывшем СССР станцию предупреждения о ракетном нападении. Без этого объекта, по мнению военных экспертов, создание объединенной системы ПВО СНГ невозможно. Азербайджанские представители увязывают участие республики в соглашении по ПВО с выгодными для Баку условиями дальнейшей эксплуатации станции Россией и другими странами Содружества. В Алма-Ате было решено, что условия использования данного военного объекта будут оговорены на двусторонних российско-азербайджанских переговорах.
Накануне встречи президентов, в Алма-Ате провели свое заседание и министры иностранных дел стран СНГ. В результате 9 февраля был одобрен подписанный позже проект меморандума «О стабильности и мире». Как сообщил журналистам министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко, «меморандум не носит обязательного характера для подписавших его государств». По словам министра, документ лишь призывает страны, подписавшие его, «придерживаться каких-то принципов в отношениях между ними».
Г.Удовенко особо отметил содержащийся в меморандуме принцип нерушимости границ и уважения суверенитета. «Не мешает лишний раз напомнить о существовании принципов», — подчеркнул он.
Отвечая на вопрос об украино-российских отношениях, Геннадий Иосифович сказал, что сохраняющимися проблемами в наших отношениях остается украинский долг России, а также проблема ЧФ. «Пока не разделим флот, это будет влиять на наши отношения», — сказал он.
Глава украинского внешнеполитического ведомства также сообщил, что в настоящее время готовится проект декларации двух президентов, в котором будет определена концепция решения этой проблемы.
По словам министра, вопрос о событиях в Чечне «в какой-то степени» затрагивался в ходе заседания Совета министров иностранных дел, когда речь шла об обсуждении агрессивного сепаратизма.
В результате Алма-Атинского саммита, по словам Нурсултана Назарбаева, было одобрено 10 документов. Нурсултан Абишевич уточнил, что из тринадцати вопросов, вынесенных на обсуждение в рамках Совета коллективной безопасности, к которому Украина прямого отношения не имеет, принято три, в том числе одобрены концепция коллективной безопасности и Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности.
Принято обращение к народам стран СНГ и к мировой общественности в связи с 50-летием Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Совет глав государств Содружества принял также предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева направить 9 мая в Германию представителей ветеранских организаций всех стран СНГ для того, чтобы почтить память воинов Советской Армии, погибших в конце Великой Отечественной войны на территории Германии. Помимо этого было решено, что правительства стран СНГ возьмут на себя расходы тех ветеранов, которые захотят 9 мая поехать на встречу с однополчанами в Москву.
И еще один любопытный факт: президент Крыма Юрий Мешков направил телеграмму президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву со своим обращением, в котором говорится о том, что в случае создания Евразийского союза, за который ратует президент Казахстана, Юрий Мешков предлагает разместить штаб-квартиру Союза в Крыму. В качестве аргументов в пользу такого решения называется близость Крымского полуострова ко всем странам СНГ, хорошее транспортное сообщение, доброжелательное отношение граждан Крыма к гражданам всех национальностей и отличные природно-климатические условия для плодотворной работы. Президент Крыма заявил о своей активной поддержке дальнейшего развития сотрудничества «в рамках воплощения идей Евразийского союза». Что послужило причиной подобному обращению: навеянная ялтинским юбилеем ностальгия по ощущению Крыма как центра вселенной, желание ущипнуть Россию, которая, по мнению Мешкова, в последнее время несколько охладела к проблемам «крымского народа», уколоть Президента Украины или просто президент Крыма решил напомнить о себе? Это не столь важно. Главное то, что письмо было адресовано Нурсултану Назарбаеву.
«Во всех интеграционных процессах главная роль принадлежит России», — признал Назарбаев на недавней пресс-конференции. Подобное кокетство президента Казахстана еще раз доказывает тот факт, что интеграционные инициативы рождаются им все более и более активно. И тут только остается гадать, является ли Нурсултан Абишевич голосом Москвы или же в конце игры он сам рассчитывает заглушить московский голос?
Кстати, Президент Украины тоже выступил с инициативой — о принятии согласованных мер по воссозданию и сохранению общего научного пространства в рамках СНГ. Главами государств Содружества эта идея была воспринята положительно. Отсутствие других инициатив по более значительным для Украины проблемам подтверждает — почти все уже в бывшем СССР поняли, что лучшая тактика в отношениях с Москвой — отстаивать свою линию. И вряд ли это укрепит Содружество Независимых Государств, вступившее в 4-й год своего существования.
Как стало известно корреспонденту «Интерфакса» из кругов, близких к секретариату СНГ, следующий саммит Содружества состоится 26 мая в городе Минске.