UA / RU
Поддержать ZN.ua

Алиев на все времена

Какой правитель втайне не мечтает продлить свое пребывание во власти? Да еще и так, чтобы это выглядело легитимно в глазах международного сообщества...

Автор: Владимир Кравченко

Какой правитель втайне не мечтает продлить свое пребывание во власти? Да еще и так, чтобы это выглядело легитимно в глазах международного сообщества. В африканских и азиатских странах многие лидеры государств не обременяют себя мыслями о том, что о них подумают в мире, и запросто становятся монархами или пожизненными президентами. В свое время так поступил Сапармурад Ниязов. А вот как быть президентам на постсоветском пространстве, если им небезразлично мнение международного сообщества, да еще и хочется быть въездными в страны Запада? Вот и задумываются главы государства о том, как конституционными средствами обосновать свое вечное пребывание у власти.

Не составляет исключения и Азербайджан: для Ильхама Алиева также актуальна проблема сохранения власти после завершения второго президентского срока. Волнует этот вопрос и правящую элиту. Сейчас президент контролирует ситуацию. А что будет после 2013 года? В Азербайджане многие опасаются, что с уходом Алиева с президентской должности будет нарушен хрупкий внутриполитический баланс, а борьба за перераспределение национальных богатств приведет к дестабилизации ситуации в нефтяной республике. Ведь стабильность в этой стране во многом строится на политической конструкции, созданной вокруг семьи Алиевых. Поэтому решить проблему в Баку постарались заранее, взяв в качестве примера опыт венесуэльца Уго Чавеса: проведенный в марте референдум закрепил за азербайджанским президентом право избираться неограниченное количество раз. В условиях Азербайджана это означает, что Ильхам Алиев, лидер страны, входящей в Организацию за демократию и экономическое развитие, теперь будет пожизненным президентом.

Всего по инициативе представителей правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») на референдум была вынесена 41 поправка в 29 статей конституции. Одни из них касались усиления защиты прав граждан. Например, впервые на конституционном уровне запрещено вмешательство в частную жизнь. Теперь никто не может подвергаться слежке, видео- и фотосъемке, записи голоса и другим действиям без его разрешения, за исключением предусмотренных законодательством случаев. Другие поправки предусматривали ряд переименований органов государственной власти: исполнительный аппарат президента предлагали называть администрацией главы государства, а Национальный банк — Центральным банком.

Но главными, ради чего и задумывался общенародный опрос, были нормы, относившиеся к президентским полномочиям. Так, помимо снятия ограничений на срок пребывания главы государства, на референдум также была вынесена поправка, которая предполагает, что в случае военных действий на азербайджанской территории срок полномочий президента может быть продлен. Иными словами, замечают эксперты, если в Нагорном Карабахе вновь обострится конфликт, то очередные президентские выборы в Азербайджане будут отменены, и Алиев, в соответствии с новой конституцией, автоматически останется в кресле президента.

Безусловно, результаты референдума были предопределены. Вопрос заключался в том, сколько людей придут к урнам и какой процент голосовавших выскажется за изменения: для авторитарных правителей это своеобразная демонстрация своей способности контролировать ситуацию в стране. Поддержка была почти единодушной: по данным госинформцентра «Выборы», за принятие поправок проголосовали от 87% до 92% пришедших на избирательные участки. А снятие ограничения на число сроков избрания президента Азербайджана поддержало 91,7% избирателей. Оппозиция же считает референдум несостоявшимся и утверждает, что количество проголосовавших не 70%, а всего лишь 14%. Кроме того, по мнению противников власти Алиевых, произошли массовые фальсификации, было откровенное давление на избирателей.

В отличие от азербайджанской оппозиции, международное сообщество, хотя и не одобрило изменений в конституцию, но его оценка отмены демократической нормы сменяемости власти была весьма мягкой. Видимо, в Европейском Союзе и Соединенных Штатах по достоинству оценили то, что Алиев все же сохранил формальную процедуру выборов, а не сра­зу стал пожизненным президентом. Лишь в заявлении Венецианской комиссии говорится о «беспокойстве по поводу очень негативных моментов, касающих­ся демократии». Особую озабоченность европейских экспертов вызывает устране­ние ограничения на избрание одного лица президентом более чем на два срока подряд: «Эта поправка укрепляет и без того сильные позиции главы Азербайд­жана, что не соответствует европейским демократическим стандартам».

Очевидно, что у правительств стран Европейского Союза и Соединенных Штатов отсутствует желание идти на конфронтацию с Баку, где уже давно сформировался авторитарный режим. Причина такого поведения кроется в нефти и газе Каспийского региона. Азербайджан имеет богатые нефтегазовые месторождения, которые разрабатывают американские и европейские нефтяные компании. По его территории проходят нефтепроводы, поставляющие каспийскую нефть в страны—потребители Европы. Поэтому Европейский Союз и Соединенные Штаты заинтересованы в сохранении стабильности в стране. И неважно, какой ценой достигает этого светская власть, проводящая лояльную политику по отношению к Западу.

Помимо этого существует и российский фактор: жесткая позиция Запада может привести к тому, что Ильхам Алиев начнет политику сближения с Россией — подобное произошло в недалеком прошлом с Узбекистаном. А это усилит позиции Москвы в стратегическом регионе. Изложенное выше — серьезные аргументы для Запада, чтобы сохранить с Баку добрые отношения и закрыть глаза на то, что при помощи изменений в конституции президент Азербайджана вслед за центральноазиатскими и африканскими правителями укрепляет свой авторитарный режим и формирует династическое правление.

Впрочем, в Азербайджане большинство населения не против того, чтобы Ильхам Алиев вечно правил страной: у себя на родине президент достаточно популярный политик. Правление И.Алиева совпало с экономическим подъемом Азербайджана, который во многом был обусловлен высокой ценой на энергоносители: в 2008 году страна с населением восемь миллионов человек получила от продажи нефти 20 млрд. долл. В период между 2003-м и 2007 годами ежегодный рост ВВП страны в среднем составлял 20%, что позволило Азербайджану войти в число наиболее динамично развивающихся экономик мира.

Нефтедоллары позволяли Баку выделять крупные средства на реализацию социальных программ и активно перевооружать армию: в Азербайджане, который до сего времени находится в формальном состоянии войны с Арменией, лелеют грандиозные планы. В 2009 году военные расходы Баку должны составить 2,3 млрд. долл. Азербайджанские политики утверждают, что их армия будет в будущем каждый год получать сумму, равную ежегодному бюджету Армении. (В 2009-м бюджет Армении составляет 2,6 млрд. долл.) Однако мировой кризис может ударить по этим амбициозным планам и обострить ситуацию в стране. Уже сейчас многие десятки тысяч азербайджанских гастарбайтеров не могут найти работу. Это создает напряженность в самом Азербайджане. И в будущем может серьезно ударить по популярности Ильхама Алиева.

Политологи, кстати, предполагают, что именно грядущие экономические трудности и вызванные ими возможные социальные потрясения заставили азербайджанские власти провести референдум в это время. Ведь Азербайджан в 2009-м ожидает экономический спад: уже сейчас в стране наблюдается кризис в строительстве. А изменения в конституции в сложных экономических условиях могли вызвать у обедневшего из-за экономического кризиса населения серьезный протест, которым не преминула бы воспользоваться оппозиция. Похоже, азербайджанский истеблишмент не забыл о событиях осени 2003 года, когда президентские выборы сопровождались масштабными акциями протеста. Теперь азербайджанским избирателям предлагают на фоне альтернативных кандидатур вечно избирать Ильхама Алиева как гаранта стабильности и процветания.