UA / RU
Поддержать ZN.ua

Афины получили "кредит доверия" на четыре месяца

Мало кто из европейцев был настолько прозорлив, что, спасая Грецию от финансового кризиса в 2010-м, предполагал, что в 2015-м возникнет необходимость готовиться к варианту потери денег. Греки на январских выборах проголосовали за политические силы, выступившие за пересмотр политики кредитования со стороны ЕС, Европейского центробанка и МВФ.

Автор: Алексей Коваль

КАК СОГЛАШЕНИЕ ГРЕЦИИ С КРЕДИТОРАМИ УМЕРИЛО АППЕТИТЫ РОССИИ

Мало кто из европейцев был настолько прозорлив, что, спасая Грецию от финансового кризиса в 2010-м, предполагал, что в 2015-м возникнет необходимость готовиться к варианту потери денег. Греки на январских выборах проголосовали за политические силы, выступившие за пересмотр политики кредитования со стороны ЕС, Европейского центробанка и МВФ.

С ее помощью "тройка" предполагала "оздоровить" экономику Греции и вывести ее из кризиса. Однако теперь Афины настаивают на поиске нового пути, который позволил бы, с одной стороны, вернуть Грецию на путь экономического роста, с другой - снизить долговое бремя для страны путем новых кредитов и программ финансирования. За месяц, прошедший с момента последних греческих выборов, власти этой страны продемонстрировали способность мыслить реалистично. Открытого противостояния между членами ЕС удалось избежать, но греческие проблемы для Европы грозят превратиться в долгосрочную проблему не только экономического, но и политического характера. Нет сомнений, что на них и дальше будет пытаться играть Россия.

Чиновники греческого правительства, возглавляемого Алексисом Ципрасом, да и сам премьер, провели почти весь прошлый месяц в разъездах между европейскими столицами. Греки убеждали партнеров по ЕС, что настроены на поиск компромисса. Впрочем, главным фактором, подталкивавшим стороны к уступкам, было время. В конце февраля истекал срок действия текущей программы помощи, и с 1 марта страна могла лишиться финансовой поддержки кредиторов. При этом Греции предстоит выплатить около 20 млрд евро в текущем году. В марте Афинам нужно погасить векселя на сумму 4,4 млрд евро, в апреле - еще на 2,4 млрд евро.

Позиции греков на переговорах были более слабыми, но они вели себя весьма грамотно, дабы извлечь из переговоров максимум. Они угрожали дефолтом и выходом из зоны евро в случае провала переговоров и вели дело к тому, что компромисс должен включать пересмотр текущей программы финансирования (а не ее пролонгацию) и новые параметры реформ. Кредиторы могли противопоставить этому давлению лишь угрозы - перекрыть кредитование для греческих банков по линии Европейского центробанка, чем довести греческую финансовую систему до коллапса. Но это, в свою очередь, было бы похоже на выстрел себе в ногу. В то же время чиновники из правительства Ципраса (особенно министр финансов Греции Янис Варуфакис) на переговорах постоянно вертели револьвером у своего виска, намекая еврочиновникам, что они готовы идти до конца. А дабы разойтись без жертв, именно кредиторы должны раскошелиться для того, чтобы не произошло греческого "самоубийства".

Варуфакис, знаток теории игр, полагал, что у европейцев сдадут нервы, как обычно, в самом конце. Он, находясь в позиции слабого, но упорного игрока, рассчитывал выиграть у сильного, но менее напористого оппонента. Европа же прибегла к тактике выкручивания рук, и эта стратегия оказалась эффективнее.

Следует понимать, что принципиальным вопросом, например, для Германии была именно невозможность уступить Греции в вопросе списания долгов (чего не поймут немецкие и другие европейские налогоплательщики); в то же время, куда менее важным для кредиторов является вопрос о том, каким способом греки будут проводить свои реформы. Для греческих же переговорщиков выходом из цейтнота мог бы стать отказ от заведомо неприемлемых для кредиторов требований и соглашение по тем вопросам, которые их устраивали, например, по снижению профицита бюджета для того, чтобы увеличить расходы, которые в свою очередь, простимулируют депрессивную экономику.

После нескольких раундов переговоров стороны все-таки определили компромиссные позиции. При этом на уступки пришлось пойти как грекам, так и европейцам. Но первые все-таки проиграли - по принципиальным вопросам. Так, Афины предоставили кредиторам свой план реформ, включающий, в частности, идею налоговой и пенсионной реформ, устранение лазеек и стимулов, приводящих к чрезмерному росту количества тех, кто стремится выйти на пенсию досрочно. Повышение налога на прибыль, сокращение числа министерств, новое законодательство о трансфертном ценообразовании, модернизация налоговых и таможенных администраций. Кредиторы при этом согласились на продление действующей программы финансирования на четыре месяца, но свежие деньги Греция получит лишь тогда, когда представит более детальный анализ своих реформ. В свою очередь, ряд стран Европы (помимо самой Греции - это Германия, Мальта, Эстония, Словакия, Словения и Финляндия) должны утвердить новые соглашения голосованием в парламенте.

При этом в новом пакете реформ особое место уделено налогам. Это потому, что сами греки отказываются платить налоги своему государству и задолжали ему 76 млрд евро. Большая часть этой задолженности возникла именно в последние несколько лет. По словам представителей греческого правительства, возможно, им удастся "выдавить" 9 млрд евро, а вот остальные, по-видимому, потеряны безвозвратно.

Однако главным политическим результатом двухнедельного переговорного марафона оказалось то, что нынешние греческие политики из левоцентристской СИРИЗА были вынуждены согласиться на условия кредиторов и тем самым нарушили собственные предвыборные обещания об окончательном и бесповоротном выходе из-под опеки "тройки". При этом в одобренный компромиссный план не включено ни снижение долгового бремени, ни предвыборное обещание ввести минимальную зарплату. Еще одним интересным аспектом можно считать то, что, поскольку нынешняя греческая правящая коалиция левых и правых за месяц не смогла сформировать и обнародовать свою программу, соглашения Ципраса с кредиторами де-факто становятся программой его правительства, которую оно обязалось выполнять. Интересно, что более 80% греков одобрили действия нового кабинета, правда, опрос проводился еще до того, как стали известны окончательные итоги переговоров.

Таким образом, лишь за месяц после выборов греческие левые популисты превратились в реалистов. И это создает базовые условия для дальнейшего взаимодействия с ЕС не только по линии экономических реформ, но и в политике.

Так, в последнее время много говорилось о том, что после выборов в Греции Россия готовилась разыграть греческую карту в спорах с ЕС. Предполагалось, что новое правительство в Афинах поддержит курс на снятие европейских санкций против России. Взамен РФ собиралась рассмотреть возможность экономической помощи Греции на случай, если та не договорится с "тройкой" кредиторов. Сам Ципрас и другие члены его кабинета делали однозначно пророссийские заявления, но конкретных действий было мало.

Однако, когда стали поступать сигналы, что "тройка" и Афины, видимо, договорятся, российская риторика начала меняться. Министр финансов России Антон Силуанов еще в январе говорил о возможности положительного ответа на просьбы Греции о помощи. Теперь же его заместитель Сергей Сторчак сообщил, что в настоящее время возможности помогать Греции нет, "потому что в законе о федеральном бюджете таких средств не предусмотрено".

Стоит заметить, что Янис Варуфакис - ключевая фигура на переговорах с ЕС - говорил о том, что правительство Греции не станет обращаться за помощью к России, а, значит, будет "следовать курсу ЕС в отношении санкций против Москвы". Видимо, греческое правительство и в этом вопросе реалистично подойдет к сложившейся ситуации. Но в правительстве Ципраса есть чиновники, ориентированные на Москву.

Ряд вопросов отношений с Россией стоят на повестке дня греческого министра обороны. В частности, обслуживание российских систем ПВО С-300, которыми Греция обеспечивает свою безопасность. Это единственная страна НАТО, которая пошла на такой эксперимент. Кроме того, Греция использует поставленные из России корабли на воздушной подушке типа "Зубр" и боевые машины пехоты, также нуждающиеся в ремонте.

В Москве в ближайшее время ждут нового министра обороны Греции Паноса Камменоса. Ему, возможно, предложат обсудить вопросы модернизации российского вооружения, уже поставленного в Грецию, а также переход на более совершенные комплексы ПВО С-400. Россия рассматривает возможность договориться с Афинами о заходе кораблей Черноморского флота в греческие порты, а также предоставить греческим военным кораблям возможность находиться на российских базах в Черном море. Москва, по сообщению российских СМИ, готовит и другие соглашения о военно-стратегическом сотрудничестве с Грецией.

В целом все это рассматривается в Москве как укрепление "Средиземноморского плацдарма". Греция может стать третьей страной после Египта и Кипра, с которыми Москва заключила в последнее время новые соглашения военного характера. По сообщению российской "Независимой газеты", данные мероприятия направлены на поддержание боеспособности военно-морского соединения российских кораблей (по данным МО России, это 10 боевых единиц), выполняющих миссию в этом регионе. ВМФ России на днях получил возможность на законных основаниях использовать для них, помимо объекта в Тартусе (Сирия), еще и инфраструктуру морского порта города Лимасол на Кипре. В этот порт уже два года заходили российские военные корабли. Но только сейчас Никосия наконец-то разрешила делать это законно и без сложных формальностей. Согласно заявлению президента Кипра Никоса Анастасиадиса, побывавшего 25 февраля в Москве, с РФ также идет диалог об использовании российскими самолетами авиационной базы "Андреас Папандреу" в районе Пафоса "во время кризисов и операций гуманитарного характера". Российские военные говорят, что там может быть создана постоянная база наподобие британской, где постоянно находятся 20 боевых самолетов и топливозаправщики. Стороны подчеркивают, что российско-кипрское сотрудничество в сфере обороны не направлено против третьих стран.

Таким образом, Москва продолжает играть на слабостях Евросоюза, используя любую возможность и любые рычаги для усиления своего влияния в странах, зависимых от России, или же в большей степени, чем другие страны ЕС, страдающих от санкций, введенных против Москвы из-за событий в Украине. Впрочем, членство в ЕС и НАТО заставляет политическое руководство этих государств реалистично подходить к сотрудничеству с Россией в условиях, когда и Евросоюз, и Североатлантический альянс вполне осознают угрозы безопасности, исходящие от России.