UA / RU
Поддержать ZN.ua

Афганский призыв

Между союзниками по НАТО пробежала черная кошка. Причиной разногласий стала проводимая альянсом в Афганистане операция по поддержанию мира...

Автор: Владимир Кравченко

Между союзниками по НАТО пробежала черная кошка. Причиной разногласий стала проводимая альянсом в Афганистане операция по поддержанию мира. Формально все члены этой политико-военной организации участ­вуют в контингенте международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ISAF): в стране находятся до 43 тысяч человек. В действительности же не все оказались готовы в полной мере разделить это бремя, предпочитая, чтобы их контингенты действовали только в гуманитарных сферах, а не в военных. И вот уже коман­дование ISAF говорит о необходимости направить в международные силы еще семь тысяч человек, а Вашингтон и Лондон требуют от своих союзников увеличить количество солдат и участвовать в операции по поддержанию мира не только в северных афганских провинциях, но и в южных, где постоянно возрастает активность талибов.

Но, несмотря на жесткий тон посланий американских партнеров, такие страны, как Германия, Испания, Италия, отказываются идти навстречу Со­единенным Штатам и отправлять своих солдат в бой, предпочитая более спо­койный север. Ведь, вопреки распространенному в Украине мнению, руководство Организации Североатлантического договора и лидеры ведущих стран — членов организации не могут приказывать правительствам других государств, куда и сколько отправлять своих миротворцев. Это — суверенное решение каждой страны, которое она принимает из-за соображений трансатлантической солидарности, а также исходя из внутри- и внешнеполитической целесообразности.

И вот уже Оттава заявляет: если страны НАТО не направят дополнительно солдат в южные районы Афганистана, то Канада в феврале следующего года выведет свой контингент из этой страны. Проблема становится настолько серьезной, что глава американского оборонного ведомст­ва Роберт Гейтс даже заявил в американском конгрессе об угрозе провала миротворческой миссии и возможности раскола Североатлантического альянса. «Меня весьма беспокоит, что альянс превращается в двухуровневый. Есть союзники, готовые сражаться и умирать, защищая безопасность людей. И есть те, кто не готов», — сказал министр обороны США.

Слова главы Пентагона о возможности раскола альянса могут показаться преувеличением, призванным лишь подчеркнуть драматизм ситуации в Афганистане. Но отсутствие достаточного количества военнослужащих ISAF действительно может подорвать усилия международного сообщества по стабилизации ситуации в этой стране. По большому счету, сейчас речь идет о будущем как Афганистана, так и Центральноазиатского региона. Ведь спустя несколько лет после свержения режима талибов Афганистан, похоже, вновь скатывается в хаос.

Восстановление страны идет медленно, а международные силы постепенно теряют поддержку населения. Ис­лам­ские фундаменталисты, перегруппировавшись, возвращают свое влияние не только в сельской глубинке, но и в городах, где постоянно разда­ются взрывы бомб, подрываемых терро­рис­тами-смертниками, а боевики все чаще нападают на патрули международных сил и правительственных войск. Причем не только на юге, но и на севере страны. В результате растет количество погибших военнослужащих из международного контингента. Так, в 2007 году в Афганистане погибло 232 солдата. Всего же здесь поплати­лись жизнью 764 военнослужащих из состава антитеррористической коалиции.

В этой ситуации уход ISAF из Аф­ганистана, во-первых, вверг бы страну в коллапс, а во-вторых, подорвал бы репутацию НАТО как организации. Поэтому очевидно, что хотя для альянса Афганистан уже давно стал голов­ной болью, в ближайшие годы он не собирается уходить, пытаясь найти эффективные средства для предотвращения сползания страны в трясину неопределенности. В НАТО многие видят решение афганской проблемы за счет взаимодополняемости политических и военных мер. При этом подразумевается усиление военного присутствия, привлекая государства, не входящие в Организацию Североатлантического договора, но являющиеся членами антитеррористической коалиции. И здесь натовцы поглядывают в числе прочих и в сторону Украины.

Представители альянса и, прежде всего Соединенных Штатов, давно призывали Киев направить свой контингент в Афганистан. Но для украинцев Афганистан то же, что для американцев Вьетнам, где в ходе военных действий было убито около 58 тысяч американских военных: украинское общество никогда бы не поддержало решение о возвращении боевых подразделений туда, где погибло более 15 тысяч советских солдат. Тем не менее, будучи членом антитеррористической коалиции, Киев принял в январе 2007 года решение направить в состав миротворческого контингента ISAF украинских военнослужащих: указ президента предусматривал, что их число не может превышать десяти человек. При этом подразумевалось, что украинские военнослужащие не будут принимать участия в боевых действиях, а будут привлечены либо только к работе в гуманитарной сфере (военные врачи, инженеры и т.д.), либо в качестве штабных офицеров.

На сегодняшний день украинский миротворческий персонал в Афгани­-с­тане состоит из трех офицеров. Как сказано на официальном сайте Минобо­роны Украины, один из них проходит службу в штабе международных сил по содействию безопасности в Афга­нистане в Кабуле. Два других офицера — военные врачи, которые в составе литовской группы по восстановлению северной провинции Гор работают в городе Чакчаран. Между тем альянс не теряет надежды, что наша страна расширит свое участие в составе ISAF за счет военной составляющей. И к этому постоянно призывает Киев. На минувшей неделе посол Словакии в Украине Урбан Руснак вновь повторил позицию альянса: НАТО заинтересовано в увеличении количества украинских военных в Афганистане, но решение об их направлении является суверенным правом Украины. «Я хочу, чтобы вы понимали: в данном случае не существует приказов», — вторил словацкому дипломату начальник оборонного колледжа НАТО в Риме генерал-лейтенант Марк Ванкейрсбилк.

Афганский вопрос натовская сторона не обошла вниманием и в Виль­нюсе, где в рамках саммита глав оборонных ведомств стран — членов этой организации проходило заседание комиссии Украина—НАТО (КУН). В литовской столице руководитель украинского военного ведомства Юрий Ехануров заявил, что предусматривается небольшое увеличение присутствия Украины в операциях альянса в Афганистане. «Участие Вооруженных сил Украины в операциях НАТО является тем индикатором, который характеризует последовательную политику Украины в сфере евроатлантической интеграции. Мы сегодня имеем достаточный потенциал для активизации наших усилий в операциях и в Косово, и в Ираке, и на Средиземном море», — так министр обороны аргументировал озвученную позицию.

Позже глава МО Украины сообщил — Киев не будет увеличивать количество своих миротворцев в этой стране.

По информации «ЗН», на сегодняш­ний день речь не идет о том, чтобы направлять в Афганистан подразделения для выполнения боевых задач. Тем не менее для прозвучавшего в Виль­нюсе заявления Юрия Еханурова было выбра­но не самое лучшее время: в стране продолжается истерия вокруг письма к генсеку альянса с просьбой о предоставлении Украине Плана дейст­вий относительно членства в НАТО (ПДЧ). И готовность Киева увеличить количество офицеров-миротворцев может вызвать дополнительный негатив к проводимой украинским руководством политике евроатлантической интеграции. В любом случае, решая увеличить количество офицеров в Афганистане, украинская власть должна учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимо помнить, что в украинском обществе до сего времени жив так называе­мый афганский синдром. Кроме того, украинское общественное мнение достаточно негативно настроено по отношению к тому, что украинских солдат излишне часто посылают поддерживать мир в горячих точках в составе миротворческих сил ООН и НАТО от Либерии до Косово. Без этого решение Киева может оказаться безрассудной авантюрой.