UA / RU
Поддержать ZN.ua

АФГАНСКАЯ ЗИМА

Гражданская война в Афганистане снова находится в поле зрения мировых информационных агентств. Факт не совсем обычный...

Автор: Игорь Кротов

Гражданская война в Афганистане снова находится в поле зрения мировых информационных агентств. Факт не совсем обычный. Долгие годы афганского вооруженного противостояния приучили нас к тому, что осенью в этой азиатской стране начинает действовать негласное перемирие, продолжающееся до весны. Однако нынешняя зима оказалась теплой не только в нашей стране. И стороны не стали дожидаться привычного для боевых действий времени года.

Согласно данным западных информагентств, на прошлой неделе между войсками Талибана и Северного альянса в 30 километрах от афганской столицы произошла мощная артиллерийская перестрелка. Сообщается также о множестве других мелких столкновений в различных точках линии соприкосновения между враждующими группировками. Судя по всему, вооруженные силы талибов решили «полноценно» использовать необычно мягкую для этого региона зиму. Предполагая, что их противник находится в «расслабленном состоянии», они не прочь провести ряд наступательных операций для захвата ключевых позиций, которые позволили бы Талибану сделать его традиционное весеннее наступление более успешным. Его противники, понятное дело, также не дремлют и, судя по всему, дают наступающим достойный отпор. Однако зимние боевые действия значительно истощают ресурсы обеих сторон, ставя под сомнение эффективность летней военной кампании.

Поэтому и Северный альянс, и Талибан вынуждены заботиться о своих тылах и о надежных союзниках, способных своевременно удовлетворить потребности их вооруженных сил в технике, боеприпасах и даже живой силе. При этом талибы традиционно надеются на своих «братьев по крови» из Пакистана, а северяне с надеждой смотрят в сторону России. Пакистанское руководство, судя по всему, будет продолжать оказывать талибам полномасштабную военную помощь. Москва же, в отличие от Исламабада, несмотря на осознание в полной мере угрозы, исходящей для нее от новых хозяев Афганистана, явно не испытывает особого желания ввязываться в наземные боевые действия на стороне своих временных союзников. Вместо этого Россия, очевидно, будет искать другие методы и способы нейтрализации влияния Пакистана на протекание афганской гражданской войны. Скорее всего, она попытается добиться более решительной позиции Индии в этом вопросе и в крайнем случае может решиться применить свои ВВС для осуществления выборочных ударов по объектам талибов на афганской территории.

Как мы уже говорили, развитие событий в Афганистане нынешней зимой коренным образом отличается от той ситуации, которая обычно наблюдается в это время года, когда обилие снега не дает возможности войскам вести интенсивные боевые действия. Накануне наступления холодов талибы обычно вытесняют своего противника на его базы в Бадахшанском районе Афганистана. Армия Северного альянса использует подаренную ей природой передышку для проникновения в соседний Таджикистан с целью перегруппировки и получения необходимых материальных средств. После этого северяне возвращаются в афганские горы и отдыхают там до весны, накапливая силы для будущих наступательных операций.

В этом году возможности для отдыха, пополнения запасов и перегруппировки Северный альянс не получил. Поэтому весной армия северян, израсходовав все свои запасы в ходе зимних столкновений с талибами, может оказаться в очень тяжелой ситуации. В этом как раз и заключается цель нынешней кампании Талибана — не допустить перевооружения противника и пополнения им боеприпасов, а также обескровить его накануне решающих весенних боев.

В то время как Северный альянс получает материальную поддержку от России и Таджикистана, запасы талибов негласно пополняют Пакистан и некоторые другие исламские государства. Более того, имеются многочисленные сообщения об участии в боевых действиях на стороне Талибана граждан этих стран, в то время как в армии северян вряд ли можно найти россиян (за исключением, возможно, ограниченного числа военных советников).

Нынешняя необычно теплая зима одновременно и облегчила, и усложнила талибам пути достижения их целей. Они получили возможность вести свои наступательные действия без оглядки на погоду, однако их противник также не был скован погодными условиями при проведении операций по пополнению своих припасов. Главные базы Северного альянса в Бадахшанском районе расположены в труднодоступной горной местности. Это позволяет легко их оборонять от нападений противника, но с другой стороны создает весьма сложные условия (особенно снежной зимой) для доставки сюда грузов. В этом году пополнить свои запасы было значительно проще.

Талибы прекрасно понимают, что благоприятные погодные условия, а также постоянно возрастающая российская материальная помощь могут привести к значительному изменению соотношения сил в пользу северян накануне начала весенней кампании. И это также вынуждает Талибан вести боевые действия против своих противников в необычное время года. «Семинаристы» надеются таким образом отвлечь на себя значительные силы Северного альянса и не дать ему провести перевооружение в полном объеме. Тем не менее, продолжающиеся бои изматывают обе армии, солдаты которых привыкли получать свои законные три-четыре месяца отдыха. Талибов это не пугает — они предполагают, что к весне смогут найти в Пакистане достаточное количество новых добровольцев, готовых умирать за «священное дело». У северян же такой возможности практически нет.

Однако перспектива полного разгрома армии Северного альянса наверняка насторожит Россию. Москва обязательно станет искать пути нейтрализации возможного преимущества талибов. Россияне имеют жизненно важные интересы в Афганистане и пристально следят за ходом гражданской войны в этой стране. Сохранение напряженности на северных афганских границах дает основание России держать в Центральной Азии свой военный контингент, получая за счет этого доступ к ресурсам богатого нефтью и газом региона.

Однако никакие интересы не заставят Москву решиться на отправку своих наземных сил на помощь обороняющемуся Северному альянсу. Трагедия десятилетней афганской бойни еще жива в памяти россиян. Не менее убедительный урок им преподала и Чечня, продолжающая высасывать значительные ресурсы из больной российской экономики. Поэтому Москва будет искать альтернативу непосредственному вмешательству своих вооруженных сил во внутриафганский конфликт. Не исключено, что Россия попытается заручиться в этом вопросе поддержкой Индии, своего стратегического союзника в регионе. Москва может попробовать использовать Дели для «отвлечения внимания» Пакистана от талибов и таким образом не дать Исламабаду возможности обеспечить своих «подопечных» свежими силами и ресурсами накануне весенней военной кампании. Кстати, индийцы уже продемонстрировали россиянам свою поддержку в этом вопросе, инициировав вместе с Россией и Таджикистаном последнюю антиталибовскую резолюцию ООН.

Пакистан и Индия удерживают значительное количество своих войск в Кашмире, контроль над которым является предметом многолетнего индо-пакистанского спора. Заключенное недавно двумя странами соглашение о прекращении огня дало Исламабаду возможность вывести часть своих войск из этого взрывоопасного района. Перспектива мощного весеннего наступления талибов и снижение военного присутствия в Кашмире могут послужить для пакистанского руководства основанием разрешить своим военнослужащим оказывать помощь своим афганским братьям.

Москва же в ответ на это наверняка начнет подталкивать Дели к возобновлению противостояния с Пакистаном в Кашмире, пытаясь за счет этого сковать развернутые здесь пакистанские силы. Исламабад же наоборот будет стремиться ускорить переговорный процесс с Индией о принадлежности спорных территорий, надеясь освободить свои войска для других целей. В этом случае Индия может и проигнорировать просьбу россиян о срыве переговоров с Пакистаном, так как сама она чрезвычайно заинтересована в окончании бесконечного кашмирского конфликта.

В этом случае Россия может решиться на оказание Северному альянсу непосредственной военной помощи. Учитывая, что наземные силы против талибов Москва не будет использовать ни в коем случае (если конечно те не перейдут непосредственно на территорию одного из центральноазиатских государств), то остается ожидать применения российской авиации для обеспечения северянам поддержки с воздуха. И это реально. На таджикской территории в настоящее время размещен значительный российский военный контингент. А совсем недавно Москва официально обратилась к Душанбе с просьбой развернуть в Таджикистане несколько своих авиабаз, на которые будут переброшены штурмовики российских ВВС. Эти самолеты как раз и могут быть использованы против талибов.

Кстати, в этом случае действия Москвы вряд ли будут оспариваться мировой общественностью. Запад уже сыт по горло и террористами, получившими убежище у талибов, и наркотиками, поставляемыми афганскими дельцами на европейский и американский рынки.