UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЭС В ИРАНЕ: АМЕРИКАНЦАМ — ЗАНОЗА, УКРАИНЦАМ — РАБОТА

О том, что Иран для Украины, а Украина для Ирана являются стратегическими партнерами, особенно в области экономики, - говорили в двух столицах давно...

Автор: Ростислав Хотин

О том, что Иран для Украины, а Украина для Ирана являются стратегическими партнерами, особенно в области экономики, - говорили в двух столицах давно. Однако, о том, что это партнерство может зайти так далеко, не подозревали в третьей - Вашингтоне. Пока неизвестна реакция официальных вашингтонских кругов на то, что будущая российская атомная электростанция в Иране будет оснащена турбиной украинского производства мощностью 1 млн. мВт. США, считающие Иран одним из «спонсоров международного терроризма», с самого начала решительно выступали против российско-иранского соглашения (ценой почти в миллиард долларов) о строительстве атомной станции неподалеку от города Бушер. Долгие попытки уговорить Россию отказаться от идеи помочь иранцам в строительстве атомной станции не увенчались успехом. Дело в том, что Вашингтон опасается, что Тегеран сможет производить на ней компоненты для атомного оружия. Даже по сравнению с перспективой ядерных Индии или Пакистана ядерная кнопка у иранских фундаменталистов может присниться Биллу Клинтону разве что в кошмарном сне. В то же время Иран отметает всякие подозрения в ядерных амбициях.

По имеющимся данным, украинцы согласились с предложением российской стороны о создании турбины для российской атомной станции в Харькове на концерне «Турбоатом», который является одним из двух лидеров бывшего советского турбиностроения. В частности, именно в Харькове построены турбины для атомных станций Финляндии, Болгарии и Кубы. Пока что неясны детали будущего контракта, и вся загвоздка, как утверждают источники в «Турбоатоме», в 5-10 миллионах. долларов. Дело в том, что россияне предлагают украинцам построить турбину за 50 млн. долларов, а украинцы настаивают на минимальной цене в 55 млн., а то и больше. Кажется, у украинских турбиностроителей есть для этого неплохие основания. Дело не только в хорошей репутации и надежности отечественных турбин, но также в том, что именно украинские турбины как нельзя лучше подходят для российского проекта в Иране. Турбостроители из Санкт-Петербурга не смогли предложить проект, превосходящий украинский. Надо учесть и то, что в Иране российская атомная станция будет строиться не на голом месте, а на стройплощадке, когда-то заложенной западноевропейскими строителями, в частности немецкими, которые вынуждены были прекратить строительство после исламской революции и изгнания прозападного шаха Мохаммеда-Реза-Пехлеви из Ирана.

Таким образом ключи от российско-иранского ядерного проекта находятся теперь в Украине. Именно на Киев теперь будет давить Вашингтон после целого ряда неудачных попыток переубедить Москву, дабы контракт между Москвой и Тегераном был сорван. Похоже, в США считают, что все теперь зависит от Украины - будут ли когда-нибудь за иранским аятоллой носить ядерный чемоданчик. Почему-то как на простого субподрядчика на нас не смотрят!

На особо активные и быстро прогрессирующие связи между Украиной и Ираном Соединенные Штаты обращали внимание и раньше. Ведь уже сегодня Украина выиграла тендер на строительство в иранском городе Исфахан мощностей по производству самолетов АН-140. Тегеран посетил также вице-премьер украинского правительства Анатолий Кинах, курирующий машиностроение и военно-промышленный комплекс. Возглавляемая им делегация договорилась о поставке в Украину нефти, а взамен - в Иране по украинской лицензии будет построен завод по производству легковых автомобилей. Кроме металлургии, нефтепереработки, добычи полезных ископаемых и судостроения, есть две отрасли, сотрудничество в которых с Ираном может вызвать озабоченность за океаном. Речь идет о космических (в том числе и спутниковых) технологиях и ракетостроении. Одно дело, как выразился один западный дипломат, когда украинские женщины будут носить иранские шелка, а украинцы будут ездить на автомобилях, заправленных бензином из иранской нефти, или же иранцы кушать хлеб, испеченный из украинского зерна; а совсем другое дело, когда над северным полушарием будут висеть иранские спутники, шпионящие за Соединенными Штатами.

Иранское направление в последнее время очень беспокоит Соединенные Штаты еще и потому, что несмотря на успешное давление со стороны США на Азербайджан, дабы не допускать Иран к международным разработкам многомиллиардных по стоимости запасов нефти на Каспии, буквально две недели назад одна иранская компания таки получила 10% в международном консорциуме по разработке и добыче нефти на месторождении Шах-Дениз. Именно в каспийских нефтяных проектах американские нефтяные гиганты имеют самое большое влияние, да и вообще Соединенные Штаты уделяют очень большое внимание азербайджанским нефтяным перспективам.

Но в отличие от Баку, который хоть и является важным экономическим партнером Вашингтона, однако из-за козней влиятельной армянской диаспоры в США, не получает совсем никакой американской финансовой и экономической помощи, Украина является четвертым, а сейчас уже может быть даже и третьим получателем таковой. И здесь вопрос очень деликатный. Если следовать украинскому стратегическому принципу независимости (в будущем) от внешней помощи и стремлению опираться на свои собственные силы и резервы, то украино-иранское сотрудничество очень даже отвечает украинским национальным, и прежде всего, экономическим интересам. Но в самом деле, не клянчить же очередной миллион из-за океана, удерживая в то же время безработными и «беззаказными» тот же «Турбоатом», бюро Антонова и еще несколько десятков предприятий?! Хотя время для организации украино-иранских отношений выбрано не самое подходящее. Если сейчас до ноябрьских президентских выборов американский кошелек раскрывается не очень охотно, то после выборов солидные финансовые инъекции вновь станут ключевыми рычагами американской внешней политики. Да к тому же со следующего года Соединенные Штаты будут председательствовать в «большой семерке», зависимость Украины от которой вряд ли можно переоценить, особенно в вопросе финансирования Чернобыля.

Проводя с американцами двухсторонние консультации, украинцы обязательно «нарвутся» на иранский аспект. Здесь впору будет в мягкой форме вспомнить двойные стандарты американской дипломатии. Ведь в свое время американцы решительно выступали против строительства Россией атомных станций в Северной Корее. Когда же россияне действительно отказались, американцы договорились с Пхеньяном о строительстве станций со своими реакторами. И дело здесь не только в экономической выгоде проекта, сколько в получении дипломатического форпоста на севере корейского полуострова. И кто может предположить, что в случае отмены российско-иранского контракта, вместо него в скором будущем не появится американо-иранский?.. Хотя более вероятным является все же ирано-немецкий или ирано-французский контракты, что, в принципе, не имеет особого значения - ведь в любом случае «Турбоатому» пришлось бы и дальше простаивать без дела и без денег.