UA / RU
Поддержать ZN.ua

Накануне

Беларусь в нервном напряжении перед выборами

Автор: Андрей Паливода

Обстановка в Беларуси — как в столице, так и в небольших провинциальных городках накануне завтрашних выборов президента — весьма нервная. Досрочное голосование началось еще 4 августа, и со всей страны сейчас идут сообщения о нарушениях: независимых наблюдателей удаляют из участков — с милицией, задержаниями, выдворяют силой.

Кроме того в последние дни перед выборами власти начали, вопреки прежним договоренностям, срывать предвыборные мероприятия оппонентов Лукашенко, задерживать членов штабов и политических активистов. В Минск были введены армейские подразделения — под предлогом празднования 6 августа Дня железнодорожных войск — хотя в Беларуси вообще нет такого рода войск.

Напомним, что Александр Лукашенко баллотируется на шестой президентский срок, стараясь сохранить за собой звание первого и единственного президента страны. Но эти выборы с самого начала оказались для него наиболее сложными: впервые его соперники пользуются не просто значительной, а подавляющей поддержкой населения.

Сейчас соперники действующего главы государства в президентской гонке — сопредседатель общественного движения «Говори правду» Андрей Дмитриев, бывший депутат нижней палаты парламента Анна Канопацкая, домохозяйка Светлана Тихановская и председатель партии «Белорусская социал-демократическая Грамада» Сергей Черечень.

Отличительная особенность этих выборов — абсолютно протестное голосование. Практически никто не знает ничего о программах кандидатов: люди идут голосовать либо за Лукашенко, либо против него (большинство). Безусловный лидер на этих выборах — Светлана Тихановская, жена оказавшегося в тюрьме видеоблогера Сергея Тихановского, который был арестован, когда сам пытался зарегистрироваться кандидатом в президенты.

Власти не ожидали решительных действий от простой домохозяйки в самом деле поначалу растерявшейся. Однако вскоре Светлана Тихановская стала абсолютным лидером президентской гонки. Ее митинги собирают десятки тысяч людей по всей Беларуси, тогда как на митингах в поддержку Лукашенко — тишина и пустота. При этом программа Тихановской очень проста: в случае победы на выборах освобождаются все политзаключенные, меняется ЦИК и назначаются новые выборы, честные и с реальным подсчетом голосов.

Статистики о том, кого на самом деле поддерживают белорусские избиратели, просто нет: в Беларуси любая негосударственная социология запрещена, а СМИ категорически запретили проводить даже опросы на сайтах. Официальные социологи готовят закрытые отчеты для руководства страны.

Утечка данных, конечно, происходит. Из них, в частности, удалось узнать об огромном антирейтинге Лукашенко: более 61% опрошенных не проголосуют за него ни в коем случае, 68% опрошенных считают, что выборы будут сфальсифицированы, 28% белорусов готовы участвовать в мирных акциях против фальсификаций, но только 3% готовы к стычкам с ОМОНом.

6 августа анонимные телеграм-каналы начали публиковать первые и абсолютно неофициальные данные exit poll:

Лукашенко — 16,1%

Тихановская — 64,9%

Канопацкая — 0,9%

Черечень — 1,4%

Дмитриев — 2,3%

Против всех — 14,4%.

Данные сайта «Народный опрос» дают еще более впечатляющие показатели: 67–73% — за Тихановскую, 16–21% — за Лукашенко, 7–11% — против всех.

По мере приближения 9 августа психологическое напряжение в Беларуси еще больше возросло. И дело не только в том, что впервые оппозиция не ограничилась Минском, а проявила себя по всей стране, в областных и районных центрах. Александр Лукашенко, чувствуя, что власть ускользает у него из рук, сам начал нагнетать обстановку, заявлять об иностранном (российском, но не только) вмешательстве в выборы, тем самым морально готовя свое окружение и международное сообщество к силовому сценарию удержания власти.

6 августа белорусский президент провел совещание по обеспечению безопасности избирательной кампании, где заявил, что против Беларуси ведется гибридная война, но он не знает, кто ее ведет.

«Честно признаюсь, и, наверное, вы мне нового не скажете: мы не знаем, на что они способны. Мы даже не знаем, кто они. Или это американцы с НАТОвцами, или из Украины нас кто-то поджимает, или нас восточные братья так сильно «любят» — мы даже не знаем. Идет гибридная война против Беларуси, и мы должны ждать пакостей с любой стороны. Что мы, кстати, и делаем», — отметил Лукашенко.

По его словам, в Беларуси уже задержано немало людей, которые якобы ставили перед собой цель дестабилизировать обстановку в стране. И речь далеко не только о задержании наемников российской ЧВК «Вагнер».

«Известны имена, фамилии, адреса, пароли, явки. До чудес иногда доходит. Средства массовой информации настораживают нас, что нас тут хотят захватить американцы, НАТОвцы. Некоторых людей задержали с американскими паспортами, женатых на американках, работающих в Госдепе. Но со штыками наперевес их защищают российские руководители», — удивил собравшихся своими откровениями Лукашенко.

Упоминание Украины в этом контексте не случайно. В последние дни российские СМИ и телеграм-каналы активно разгоняют версию о том, что арест 33 российских боевиков в Минске был провокацией спецслужб Украины. Большая часть этой группы воевала в Донбассе на стороне ополчения и Киев желает их выдачи. Основываясь на этом, многочисленные российские расследователи заявляют, что СБУ просто дала возможность белорусским силовикам показать вмешательство россиян в белорусские выборы, но при этом украинская сторона преследовала свои интересы.

Вряд ли это так на самом деле, но очевидно, что Киеву не удается оставаться в стороне от происходящего в Беларуси. Именно в украинскую столицу уже бежали, спасаясь от арестов, ряд политических и общественных активистов, публично выступивших против Лукашенко (Вячеслав Сивчик, Татьяна Мартынова, Вадим Прокопьев), а также незарегистрированный кандидатом в президенты один из прежних лидеров гонки — Валерий Цепкало с детьми.

«Топлива в огонь» подбросил украинский журналист Дмитрий Гордон, за три дня до выборов обнародовавший совершенно комплиментарное интервью с Лукашенко. Который, кстати, по ходу разговора много раз критиковал украинские власти и весьма уничижительно отзывался о Владимире Зеленском.

В Беларуси мало кто сомневается в том, что результаты выборов будут сфальсифицированы. В конце концов США, Европа и большинство стран мира не признали честными ни одни выборы, прошедшие в Беларуси после 1996 года. Сейчас главный вопрос для официального Минска — признают ли США, ЕС и Россия результаты очередной «элегантной победы» Александра Лукашенко. Особенно если учесть, что в страну не были допущены международные наблюдатели не только из Европы, но и из РФ.

«Судя по всему, в Москве готовы работать с любым реальным победителем на выборах и сейчас просто ждут, кто возьмет верх. Помогать Лукашенко у Путина точно нет никакого желания, «майдан» в Минске Кремлю тоже не нужен, так что там просто выжидают, — сказал в комментарии ZN.UA белорусский политолог Антон Платов. — Похоже, что европейцы и американцы не купились на спектакль с «Вагнером» и не захотят признавать победу Лукашенко в ситуации, когда большинство населения явно против старого авторитарного руководителя».

Теперь предельно важен один вопрос: какова будет позиция таких соседей Беларуси как Украина, Литва и Польша. Особенно если вспомнить, что при недавнем создании ими «Люблинского треугольника» принять участие в мероприятии пригласили и министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея.

Руководство трех упомянутых стран сейчас в весьма непростом положении. С одной стороны, Лукашенко в последнее время очень много усилий приложил рисуя картинку, что, мол, он — единственный, кто не дает Путину поглотить Беларусь, сделать ее российским протекторатом, а то и регионом РФ.

С другой — все помнят, что последние 26 лет Лукашенко позиционировал себя самым верным союзником Москвы, что именно он был инициатором договора о Союзном государстве РФ и РБ. В конце концов это Лукашенко, прилетев 24 июня в Москву на парад победы, во всеуслышание заявил: «Я прилетел в столицу своей родины».

Наконец, пожизненное президентство, социалистическая экономика, подавление СМИ и прочие атрибуты политического устройства Беларуси слабо совместимы с теми принципами, которые исповедуют страны «Люблинского треугольника».

Можно сказать, в Беларуси и власть, и оппозиция готовятся не столько к 9, сколько к 10 августа — когда будут оглашены официальные результаты выборов. Все уверены, что ЦИК объявит о «победе» Лукашенко — с большим отрывом и в первом туре. Все уверены и в том, что эти цифры не будут иметь ничего общего с действительностью.

Пока наиболее вероятно, что с вечера 9 августа в Беларуси начнется новый, силовой этап противостояния народа и действующей власти. Лукашенко будет требовать подавить протест с первых шагов, считая, что если он не запугает улицу сразу, то дальше он проиграет. Наиболее вероятный сценарий послевыборного развития событий — сохранение власти Лукашенко «на штыках».

Но ненадолго — очень вероятно, что для него все закончится дворцовым переворотом или другим печальным сценарием в ближайшие год-два.