UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Звонок в никуда», или Заметки о социологии в прямом эфире

Телевизионные опросы на ведущих украинских телеканалах в силу последних политических событий приобрели немалую популярность...

Автор: Виталий Кукса

Телевизионные опросы на ведущих украинских телеканалах в силу последних политических событий приобрели немалую популярность. Результатам таких опросов можно верить, а можно и нет. Отсутствие репрезентативности очевидно не только специалистам-социологам. Применяемые при телевизионных опросах технологии дают возможность «нарисовать» на телеэкране картинку с любыми цифрами, независимо от выбора тех, кто дозвонился до студии. Да и сами «дозвонившиеся» при таком раскладе просто лишние: им можно предоставить занятую линию (неудивительно — ведь звонит много народу). А учитывая массовость телевизионной аудитории, экранная картинка с результатами опросов в прямом эфире может стать серьезным инструментом влияния на общественное мнение.

Нет, мы далеки от того, чтобы обвинять ведущие и уважаемые украинские телеканалы в подтасовке результатов наших с вами звонков в прямой эфир. Просто нужно знать: единственной гарантией истинности высвечиваемых на голубых экранах данных является именно доброе имя канала. Других гарантий в силу особенностей технологического процесса быть не может.

Вкратце о самом процессе. Зрителю, который желает принять участие в опросе, предлагается позвонить по некому телефону. Телефон этот чаще всего принадлежит не самому телеканалу, а арендован у специализированной фирмы, имеющей лицензию на аудиотекс (голосовые телефонные услуги). Хотя некоторые телеканалы, например «Интер», уже получили такие лицензии и могут предоставлять подобные услуги самостоятельно.

Звонок должен быть доступным для абонента, прежде всего по цене. То есть, номер телефона должен предлагаться или местный (тогда организатору опросов понадобится местная номерная емкость во всех регионах Украины, или же звонить будут только жители столицы), или с бесплатным кодом 800. Набор после восьмерки (выход на межгород) кода 800 означает, что все расходы за этот звонок должен нести владелец номера, а не звонящий (если у владельца номера есть договор с оператором, из сети которого осуществляется звонок). Тем не менее в последних эфирах «1+1» зрителям предлагалось звонить на номер с кодом 900. Такой звонок оплачивает сам абонент, предупреждение о чем появляется на экране телевизора.

Для того чтобы обработать шквал звонков в прямой эфир, предлагаемый номер или номера должны быть многоканальными, со значительным количеством телефонных линий. По известному каждому связисту распределению Эрланга, для того чтобы уровень отказов из-за занятых линий не превышал 2%, необходимо, чтобы количество линий составляло порядка 30% от общего количества абонентов. В нашем случае количество абонентов — это многомиллионная телевизионная аудитория, и обеспечить ее безотказной возможностью дозвона до студии невозможно в принципе. Впрочем, ТВ-опрос — вещь добровольная и необязательная, поэтому уровень отказов можно заложить высокий, хоть до 50%. Чаще всего многоканальные телефоны аудиотекс-операторов имеют количество линий, кратное 30 (именно столько их помещается в стандартном канале Е1).

Допустим, дозвониться все же удалось. Наступает этап обработки звонка, т.е. мнения дозвонившегося. Это может происходить как в «ручном», так и в автоматическом режиме. «Ручной» режим предполагает наличие «барышни», которая принимает звонок, выслушивает абонента и нажимает на своем терминале кнопочку, соответствующую высказанному мнению. Автоматический режим может быть реализован несколькими путями. Например, с применением тонового набора, когда дозвонившемуся абоненту предлагается нажать кнопку 1, если он за «красных», или кнопку 2, если он за «белых». Однако тоновым набором пользуется очень незначительное количество украинских телефонных абонентов, поэтому большинство телезрителей с такой технологией проголосовать просто не сможет. Возможен другой вариант, когда предлагается несколько телефонных номеров, звонить на которые нужно в зависимости от выбора: за «белых» на один номер, за «красных» — на другой. Система должна принять звонок, сообщить об этом абоненту и отключить его.

Дальше наступает самая загадочная часть процесса телевизионного голосования — обработка результатов. Загадочная по одной простой причине — она абсолютно непрозрачна. Чаще всего неизвестно, какой программный продукт установлен на сервере, производящем обработку поступающей информации, какие сертификаты и настройки он имеет. Отсутствует независимый параллельный механизм подсчета зрительских голосов, который мог бы помочь выявить несоответствия. Теоретически ничто не мешает телеканалу вообще проигнорировать поступающие звонки и нарисовать картинку распределения общественного мнения исключительно силами собственных дизайнеров. Ну и, конечно, подпольных пиарщиков-социологов, потому что понятно, что картинка эта должна нести определенную нагрузку по воздействию на умы телезрителей.

С просьбой рассказать о технологических приемах проведения опросов в прямом эфире и прокомментировать возможность манипуляций со статистикой поступающих звонков мы обратились в ряд телеканалов.

Елена Локоша, руководитель пресс-службы «5 канала», сообщила, что опросы в прямом эфире этой телекомпании проводит компания «Медиа Инвест», имеющая соответствующую лицензию Госкомсвязи. Она принимает на свои номера и обрабатывает звонки, после чего результаты опроса поступают на сервер в виде графиков. У телеканала нет доступа к данной программе, а значит, и возможности каким-либо образом подтасовывать результаты опроса, говорит Елена Локоша. Сами же вопросы составляются группой аналитиков «5 канала», которая подчиняется шеф-редактору канала. Он, в свою очередь, и принимает окончательное решение о содержании этих вопросов.

Григорий Зинченко, генеральный директор компании «Интер-Медиа», соучредителя канала «1+1» говорит, что ранее для проведения опросов в прямом эфире использовался существующий канал связи между «Интер-Медиа» и компанией «Голден Телеком». Но с 19 сентября, а именно в программах с участием Петра Порошенко и Юлии Тимошенко использовались услуги другого аудиотекс-оператора. Причина — значительно большее количество соединительных линий, которые она могла предоставить: 180 против 30, которые есть с «ГТ». По словам Григория Зинченко, все 45 минут эфира телефоны этой компании работают с предельной нагрузкой. Обработка звонков осуществлялась оператором, который проводил регистрацию голосов звонивших в базу данных, а также предоставлял телеканалу прямой онлайновый доступ к этой базе. Специалисты канала проводили визуализацию данной информации.

Конечно, телеканал — не ЦИК, и ни один закон не обязывает его сертифицировать и верифицировать систему обработки зрительских голосов. Телеканал не является и специализированным социологическим агентством и не обязан придерживаться четких методик опросов, производить выборки, предоставлять развернутую статистику. Опросы в прямом эфире — не более чем развлечение, и подход к их организации соответствующий. Однако именно поэтому ситуация и пугающая: ответственности за результат никакой, а влияние на умы — огромно. А раз так, то жди появления манипулятивных технологий.

Какие могут быть механизмы, помогающие избежать подобной ситуации? Можно, конечно, законодательно ввести ответственность телеканалов за достоверность социологических данных, собираемых в прямом эфире, но этим сегодня вряд ли кто-то будет заниматься.

Как уже отмечалось выше, единственным подтверждением достоверности этих данных служит брэнд самого телеканала. Есть доверие к нему, значит будет доверие и к результатам опросов, а если «вони брешуть» — то врут и опросы. Возможно, промежуточным вариантом увеличения доверия к «экранной социологии» могло бы стать создание специализированного агентства, производящего аудит служб опросов в прямом эфире и выдающего телеканалам сертификаты о том, что их «картинки» достоверны. Ну, а в глазах простых телезрителей доверие к опросам в прямом эфире можно поднять, вложив средства в увеличение количества линий на номерах дозвона. Чтобы мы поменьше сталкивались с сигналом «занято», и у нас не возникало ощущения, что мы звоним в никуда.