Перед тщательно зарешеченным бараком, в который в Киевском зоопарке летом переводят обезьян, установлена странная скульптура. Нет, на первый взгляд ничего необычного. И вполне в тему. Самка человекообразной обезьяны (судя по всему, шимпанзе) держит на руках детеныша. Но называется это почему-то «Обезьянья мадонна». В смысле Богоматерь с Младенцем. Так и написано. Мол, к 100-летию зоопарка сие произведение установлено при поддержке такой-то фирмы.
С учетом того, что в зоопарк очень часто водят детей, не исключено, что пытливые юные умы после осмысления эклектики, сочетающей основы дарвинизма и христианства, вполне могут озадачить учителей и родителей непростыми вопросами типа: «А что, у обезьян тоже есть Бог? А как его зовут? А его что, тоже распяли?»… С ответами, понятно, будет непросто. Тем более что контраргумент будет неопровержимым: ведь памятник установлен не в какой-то частной лавке, не в музее научного атеизма, а на территории «искусственно созданного объекта естественного заповедного фонда Украины общегосударственного значения».
Концлагерь XXI века
Хотя это так, больше для богословов. Поскольку в ситуации с Киевским зоопарком есть вопросы и покруче. Начать можно с самых свежих событий, датированных периодом с 15 по 20 октября.
Итак, минувший четверг. В агентстве «Интерфакс-Украина» проходит пресс-конференция с участием в том числе председателей обществ защиты животных Австрии и Великобритании Кристиана Янача и Джона Руэйна.
Господин Руэйн сообщает журналистам, что, вопреки заявлениям руководства Киевского зоопарка о том, что буквально со дня на день он возобновит членство в Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (EAZA), в обозримом будущем этого не произойдет. Более того, Киев как минимум до 2012 года не может рассчитывать даже на кандидатство в члены.
Здесь нелишне напомнить, что поводом для исключения Киевского зоопарка из EAZA на пять лет в 2007 году стало «грубое нарушение этических норм, связанных с благополучием животных, без права восстановления в течение этого срока».
Случилось это при прежнем руководстве, которое в феврале прошлого года было заменено нынешним. И оно — новое руководство — поспешило заверить, что «в порядке исключения, после получения в 2008 году соответствующей документации о проделанной работе и исполнения всех необходимых предписаний от нового руководства зоопарка, EAZA приняла решение уже в 2008 году досрочно рассмотреть вопрос о принятии Киевского зоологического парка кандидатом в члены».
Но вердикт остался в силе. Хотя, конечно, обидно. Поскольку членство в EAZA — это престиж не только для зоопарка, но и для страны. Это и возможность, скажем так, регулярно пополнять коллекцию животных или участвовать в больших международных научных программах. То есть быть полноценным членом мировой зоопарковской тусовки. А тут такой конфуз. Да еще и аккурат за два дня до торжественного празднования 100-летия зоопарка. К тому же на десерт г-н Руэйн заявляет, что в письме, отправленном на его имя директором EAZA, сказано, что руководство ассоциации «глубоко возмущено неправдивой информацией, которую распространяют как руководство зоопарка, так и Киевская городская госадминистрация». Или, попросту говоря, врут. Но, как оказалось, спич Джона Руэйна был только началом. Поскольку вслед за ним выступил заместитель директора зоопарка Кирилл Трантин, прокомментировавший фотографии, сделанные и там, куда посетителей зоопарка не пускают.
Рваные раны зебр. Обвисшая кожа «посаженного на диету», исхудавшего слона. Обшитый жестью карцер площадью 24 квадратных метра, в котором слон, оказывается, зимует. Белогрудые медведи, которых держат в тесном карцере постройки 20-х годов прошлого века вдали от людских глаз… А еще зимний барак… хотя нет, тоже карцер для антилоп. А еще снесенные вольеры для птиц, на месте которых планировалось построить автопарковку. А еще рыбацкие сижи по периметру одного из прудов для водоплавающих птиц, где собираются устроить платную рыбалку…
Позже в приватной беседе Джон сказал, что он показывал эти фотографии в Лондоне профильным специалистам. «Вы не поверите, многие не сдерживали слез. Они просто не могли себе представить, что в Европе XXI века возможно существование такого концлагеря»…
Show must go on
А потом была суббота 17 октября. И было широко анонсированное празднование 100-летия зоопарка. И были посетители, ждавшие раздачи бесплатного торта. И были дети, которых развлекали аниматоры. И были гости VIP-класса вроде заместителя министра охраны окружающей природной среды Украины Николая Мовчана или первого заместителя мэра Киева Ирэны Кильчицкой. И были речи. И Мовчан поощрял сотрудников зоопарка грамотами от Кабмина, а Кильчицкая заверяла собравшихся, что еще чуть-чуть и Киевский зоопарк станет одним из лучших в Европе. И играла музыка. И было веселье.
В это же время в бараке, где зимой содержатся жирафы, юристы зоопарка в компании с консультантом директора зоопарка Светланы Берзиной (он же гражданский муж директора) на глазах у посетителей били сотрудников зоопарка, не охваченных грамотами от правительства. А именно — заведующего просветительским отделом Сергея Григорьева и заведующего хозяйством отдела копытных Игоря Марийчука. По словам потерпевших, били их за то, что они не хотели быть запертыми в подсобке площадью пять квадратных метров, в которой юристы и консультант хотели их изолировать до конца торжеств. Поскольку стало известно, что Григорьев и Марийчук со товарищи решили испортить праздник, то есть провести акцию протеста против действий Светланы Берзиной, которая, по их мнению, планомерно уничтожает зоопарк. Пикантности ситуации добавило то, что Сергей Григорьев является членом Союза журналистов Украины. О чем успел уведомить нападавших. А ведь любому юристу должно быть хорошо известно, что людей бить нехорошо по определению. Но нападение на журналиста, да еще и с удостоверением и диктофоном в руках, — это весьма отягчающее обстоятельство.
Словом, праздник удался.
Нарушителей спокойствия после обращения в милицию «скорая» отвезла в больницу с подозрением на сотрясение мозга. А 19 октября стало известно, что Григорьев задним числом уволен «за прогулы», хотя ни уведомления, ни приказа ему никто не вручал. Заодно об увольнении объявили и заместителю директора Кириллу Трантину, участвовавшему в той самой пресс-конференции в «Интерфаксе».
Ну а 20 октября г-жа Берзина официально заявила: «Я за последние дни получила ряд угроз физической расправы — неизвестные по телефону угрожают отравить животных в зоопарке».
Как ассиметричный ответ на действия юристов и мужа-консультанта, ход принимается. Более того, можно предположить, что он может иметь и продолжение. И в зоопарке разыграется история, жертвами которой могут стать ни в чем не повинные животные. Пресечь это, увы, невозможно, даже невзирая на то, что в зоопарке, по словам Берзиной, усилен пропускной режим и подтянуты сотрудники государственной охраны. (Правда, 20 октября в управлении госохраны Киева эту информацию опровергли. В том числе и потому, что нет оплаты. А это — 50 бюджетных гривен в час на одного человека.) Но в любом случае, сценарий по превращению места массового отдыха в режимный объект впечатляет.
Хотя, с другой стороны, все логично. Поскольку мы имеем дело с одним из подразделений КГГА. Да еще и столь привлекательным.
Золотые зоосотки шулявских оврагов
Здесь нужно сделать небольшой экскурс в прошлое, напомнив о некоторых деталях, без которых картина дня сегодняшнего будет неполной.
Итак, в начале апреля 2007 года появилась информация о том, что КГГА намерена перенести Киевский зоопарк в Вышгород, а освободившиеся почти 35 гектаров земли продать под коттеджную застройку. По оценкам экспертов, сотка земли в этом месте могла стоить от 5 до 10 тыс. долл. То есть речь идет о сумме в несколько десятков миллионов долларов. Плюс коммуникации. Плюс строительные подряды. Заманчиво? Не то слово. Но, судя по всему, в КГГА поняли, что так просто киевляне не дадут выселить зоопарк в Вышгород. Но и отказаться от столь сладкой булки тоже непросто. И хотя прямых доказательств того, что в действие вступил некий план «Б», нет, в зоопарке его обсуждают. Суть плана проста до невозможности. И строится он по старому принципу, который можно интерпретировать так: нет животных — нет проблем. В смысле, если животных мало, то такая большая территория им ни к чему. И если не получается взять все и сразу, то можно и по частям. К тому же на сегодняшний день сохранившаяся часть коллекции спокойно экспонируется на 21,85 га из 34,22. На оставшихся 12,37 гектара находятся разные недострои и постройки, включая те же карцеры для белогрудых медведей.
Что характерно, в том же 2007 году Киевский зоопарк исключили из EAZA. Совпадение, может быть, и случайное, но симптоматичное. Тем более что исключение из европейской ассоциации избавило руководство от постоянного контроля со стороны Евросоюза.
Далее последовала череда громких скандалов, суть которых можно было свести к одному: на территории зоопарка — зооцид. Например, директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко в мае 2007 года заявил: «За последние полгода в зоопарке погибли несколько десятков животных. Кроме того, с территории парка бесследно исчезли многие мелкие млекопитающие, птицы, земноводные. Дятлы, парковые дрозды, белки, тритоны, летучие мыши почти полностью пропали. Несколько дней назад погибла самка оленя Давида, а до этого зоопарк потерял еще несколько редких и дорогих зверей. В зоопарке многие звери гибнут от пневмонии. Животных держат в холодных сырых клетках, они простывают и умирают в страшных муках. Есть факты, что в животных стреляли резиновыми пулями, чтобы загнать их в клетки, что разъяренные животные дрались друг с другом, собаки задрали лису, а медведица билась в клетке так, что размозжила себе голову…»
Парк отдыха без культуры
В феврале 2008 года на пост директора зоопарка распоряжением Леонида Черновецкого была назначена г-жа Берзина. На момент назначения она окучивала ниву гуманного сокращения численности бездомных животных, то есть стояла во главе освоения бюджетных средств, направленных на стерилизацию собак и кошек, являясь директором КП «Центр идентификации животных». Что характерно, эту деятельность новый директор не оставила и после прихода в зоопарк. При этом она умудрялась совмещать два поста еще и с должностью председателя организации «Живая планета», занимающейся в том числе и сертификацией продуктов питания под эгидой борьбы с разными вредными ГМО. А в прошлом у Берзиной — весьма сомнительное кинологическое прошлое с собачьими боями и судимостью за финансовые шалости.
С появлением нового директора, которую злые языки обвиняют в очень теплых отношениях как с Ирэной Кильчицкой, так и с Леонидом Черновецким, процесс развала зоопарка резко оптимизировался.
За полтора года Киевский зоопарк, входивший в первую пятерку лучших зоопарков бывшего СССР, превратился в такой себе парк отдыха с качелями, каруселями и колесом обозрения, откуда можно рассматривать бараки и карцеры с вымирающей коллекцией.
На сегодняшний день в сухом остатке имеем: расформированный научный отдел. Как результат свернуты программы, которыми зоопарк по праву гордился — развитие коллекций амфибий, летучих мышей, паукообразных и насекомых. Из зоопарка были вынуждены уйти порядка 60 специалистов, многие из которых проработали там более 15—20 лет чуть ли не с юннатов. (Кстати, научный отдел был расформирован в связи с тяжелым финансовым положением. Что не мешает при этом держать в штате зоопарка целых четыре юриста.) Зато трудоустроены два безработных английских зоолога Анна Вестбери и Стивен Пилчер, которых, по информации Джона Руэйна, уволили из Дортмундского зоопарка за жестокое отношение к животным. Список можно продолжить.
Правда, нельзя не отметить и директорские ноу-хау. Например, предложение отмечать в зоопарке корпоративные праздники. «С развлекательной программой, — как гласит сайт Киевского зоопарка, — с ручными животными зоопарка: рептилиями, грызунами, приматами, птицами и другими, которых можно погладить и сделать фотосессию». Вы себе представляете этот корпоративчик — птицы, грызуны и приматы в эпицентре офисного разгула? А возможность, как гласит тот же официальный сайт, арендовать территорию зоопарка для съемок «документальных и художественных фильмов, конкурсов, телепередач и т.п.»? Причем недорого — от 100 до 500 гривен в час. Нет, ну какое наслаждение будут испытывать птицы и звери, если в чей-то креативный мозг заползет идея снять что-нибудь громко-попсовое? А кино о войне с пиротехникой и спецэффектами… А идея с разливом в бутылки собственной минеральной воды из артезианских скважин сеноманского и байонского водоносных горизонтов?.. А уже упоминавшиеся платные рыбалка и парковка?.. Как тут не вспомнить шок англичан по поводу украинского концлагеря и Европы XXI века…
Так и подмывает задать г-же Берзиной вопрос, пусть наивный и заведомо безответный. Что-то типа: «За время пребывания в новой должности вы потратили на загранкомандировки не одну тысячу бюджетных гривен. И планируете тратить еще, представляя Украину в лучших зоопарках мира. Понятно, что у вас нет ни опыта, ни образования. Но ведь вы руководите не баней, не складом ядохимикатов и не овощной базой. Вы хоть раз в глаза своим поднадзорным смотрели?..»
Детектор лжи, детектор правды
Словом, зачем беспокоиться по поводу принятия-непринятия в EAZA, если планы совсем иные, неясно. Ну, для кого, собственно говоря, важно то, что, помимо EAZA, Киевским зоопарком вплотную занялись уже и в WAZA — во Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов. Что, в свою очередь, означает для Киевского зоопарка полную изоляцию, для г-жи Берзиной — повсеместный статус персоны нон-грата, а для Украины — очередной позор. Как тогда будет блефовать киевская власть? Что будет отвечать новый министр иностранных дел на просьбу посла Великобритании обеспечить охрану подданных ее Величества во время их визитов в Украину? Поскольку г-н Руэйн готовит для посла в Киеве письмо о том, что в зоопарке избили сотрудников. И что сам председатель общества защиты животных думает как по этому поводу, так и по поводу собственной безопасности…
И правда, а зачем Джону Руэйну сюда приезжать? Пусть охраняет животных у себя в Англии. Ну, не будет в Киеве зоопарка. Ну, застроят шулявские овраги коттеджами. Большие дела. И не такое видывали…
P.S. После назначения в 2008 году Светланы Берзиной на должность директора зоопарка Ирэна Кильчицкая официально заявила, что киевские власти выделили на развитие и реконструкцию зоопарка 50 млн. грн. в дополнение к уже имеющимся 38 млн. В апреле 2009-го Светлана Берзина публично объявила, что киевские власти выделили на строительство и реконструкцию вольеров «Тропические медведи» и «Человекообразные обезьяны» еще 35 млн. грн. По графику вольеры должны были сдать в июле. Кто-нибудь видел эти строения? Правда, 8 октября 2009 года консультант по связям с общественностью Киевского зоопарка Галина Бузан заявила, что на самом деле денег нет, а мэрия финансирует зоопарк «только в части заработной платы и частично коммунальных платежей».
Также никто не знает, куда пошли еще почти 20 млн., которые зоопарк, как сообщила г-жа Берзина сотрудникам, как будто бы сумел заработать уже в 2009 году. А заодно и несколько миллионов вроде бы выделенных КГГА на празднование 100-летнего юбилея. Мелькнули эти деньги или нет мимо носов, клювов и хоботов, неясно. Ведь животные не могут поведать, что, в каком количестве и как часто едят. Даже если их «прогнать» через детектор лжи. Кстати, сотрудники зоопарка после прихода к руководству Берзиной через полиграф проходили. С последующими сердечными приступами и уходами на больничный из-за пережитого унижения. Хотя в частных беседах им сложно не поверить и без детектора. Как одной из сотрудниц зоопарка, которая поведала автору, что в зимнем карцере обезьяньего барака с целью экономии тепла заколотили фанерой все окна. И обезьяны пока отбывают срок без дневного света.
«Не верите, — сказала она, — идемте, покажу. Я проработала в зоопарке больше двадцати лет, но такого еще никогда не было»…
P.P.S. По мнению одного из уволенных сотрудников зоопарка, который знает о закулисных играх не понаслышке, в резерве есть еще и сценарий «С». После того, как дела с коллекцией животных примут совсем плачевный характер, статус зоопарка «опустят» до уровня, скажем, коммунального предприятия. Затем накатанная схема доведения до банкротства и… сладостный миг дерибана.
Так что вопрос о правомочности использования понятия «Обезьянья мадонна», по большому счету, можно и не дискутировать. Если свой бог у зверей и есть, то об обитателях Киевского зоопарка он явно забыл…