UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕСТКОЕ ЛИЦО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА

Любовь силовика Путина к военным настолько сильна, что он не только летает на истребителях, спуск...

Автор: Валентин Бадрак

Любовь силовика Путина к военным настолько сильна, что он не только летает на истребителях, спускается в шахты и погружается в пучины океанских вод на подводной лодке, но и спокойно из-за этого переносит сроки заседания правительства. Очевидно, что «силовую» область и ВПК Владимир Путин не намерен выпускать из-под своего личного контроля. Возможно, что одним из секторов прямого контроля Путин обозначит экспорт вооружений и соответствующих технологий.

В связи с чем серьезные проблемы у нашей страны могут возникнуть на рынке оружия, где, как известно, не только нет друзей, но все способы хороши для достижения главной цели — продать самому и не пустить на рынок конкурента.

Расцвет украинско-российских отношений на этом специфическом рынке был зафиксирован летом прошлого года, когда «Росвооружением», сбывающим около 80% российского оружия, управлял Григорий Рапота. Генерал от внешней разведки, который перед назначением на должность гендиректора главной российской компании занимался внешними связями, прекрасно понимал плюсы разумного сотрудничества с Украиной. Со своим украинским визави гендиректором «Укрспецэкспорта» Валерием Малевым он договорился о создании финансово-промышленных групп, совместной реализации проектов модернизации авиатехники и даже о регулярных консультациях, которые две компании реально проводили. Правда, ФПГ создать не успели — перераспределение власти привело к тому, что «Росвооружение» досталось Алексею Огареву, однокашнику супруга Татьяны Дьяченко и, как принято считать, ставленнику Романа Абрамовича. При Огареве дорога российских оружейников в Киев заросла бурьяном. Однако он не слишком и мешал. Хотя, конечно, были и суровые рыночные ситуации, о большинстве из которых в «Укрспецэкспорте» помалкивают, ссылаясь на конфиденциальность информации. Среди них, правда, есть и резонансные, известные всем. Например, когда Кременчужский автозавод не мог в течение нескольких месяцев отгрузить в Анголу более 40 машин из-за того, что Ярославль задерживал поставки двигателей.

Однако, по большому счету, с Огаревым можно было жить. Сейчас же, после выборов нового президента, в кресло «Росвооружения», похоже, сядет новый гендиректор. Для Украины это лицо очень знакомо и его приход также не несет ничего хорошего. Речь о том, что в оружейный бизнес, по всей видимости, планируют возвратить опального генерала военной разведки Александра Котелкина. Пикантность ситуации дополнит тот факт, что генерал киевского происхождения. Его имя связано как с созданием самой ГК «Росвооружение», так и с превращением ее в мирового монстра. Он возглавлял «Росвооружение» с 1994 по 1997 год и не только возвратил Россию на мировой рынок оружия, заключив гигантскую сделку по продаже истребителей Малайзии, но и вывел ее на второе место в мире по объемам торговли оружием (после США). Украина запомнила Котелкина не только в связи с резкими заявлениями в ее сторону и не только колоссальным количеством информационных операций, направленных на вытеснение ее с рынка. Именно Котелкин был инициатором того, чтобы не дать Украине выполнить главный пакистанский контракт на поставку 320 танков Исламабаду. И именно с легкой руки Котелкина в начале 1997 г. были заблокированы поставки комплектующих для харьковских Т-80УД и контракт был под угрозой срыва.

Сегодня все официальные контакты госкомпании «Росвооружения» с прессой прекращены, что делает чрезвычайно правдоподобной версию о том, что дни правления оружейным бизнесом А.Огарева сочтены. Правда, как утверждают российские эксперты, для назначения Котелкина его покровитель Абрамович должен выиграть подковерное сражение у нынешнего фаворита Путина — Клебанова. Но уже в ноябре прошлого года А.Котелкин под нажимом Абрамовича был возвращен в «Росвооружение» в качестве главного советника по маркетингу, а фактически — с полномочиями заместителя гендиректора. Интересно, что руководя российской делегацией на выставке в Чили, Котелкин продемонстрировал, что он еще в форме. Так генерал внезапно заявил об осуществленном прорыве на оружейный рынок Южной Америки и достигнутой принципиальной договоренности о поставках в одну из латиноамериканских стран российской спецпродукции на сумму 200 млн. долл. К слову, из-за того, что новое украинское правительство вовремя не нашло 217 тыс. долл. на участие национальной экспозиции в Чили, перспективную выставку Украина пропустила.

Не менее интересны «просочившиеся» данные о намерении российского ВПК сделать в текущем году рекорд по поставкам оружия — на сумму свыше 4 млрд. долл. (В 1999 г. объем экспорта оружия составил 3,5 млрд. долл.) Ныне портфель заказов «Росвооружения» уже превышает 10 млрд. долл.

Нетрудно предположить, как будут складываться отношения Украины и России на рынке оружия. РФ уже приняла решение перераспределить транзит своих вооружений: если ранее львиная доля поставок шла через украинский порт Октябрьск, то теперь РФ ставит на Дальневосточный порт (Приморский край) и порт Новороссийск. Правда, в Киеве по этому поводу не очень расстроились. Как сказали автору в «Укрспецэкспорте», от транзитов через Октябрьск больше головной боли, чем прибыли: то танки заплывают в запрещенную Уганду, то еще что-то подобное. А потом Киеву объяснять комиссиям СБ ООН, что это не ее танки, а одной из соседних стран.

Есть еще одна проблема — покупка у РФ комплектующих для боевых самолетов и ЗРК. Поскольку Минобороны, согласно российскому законодательству, не может купить их у заводов напрямую, вся продукция идет через «Росвооружение». При Г.Рапоте украинские генералы надеялись получить их по приемлемым ценам. А еще договориться относительно модернизации боевых «МиГов» и «Сушек». В феврале для этого Россию даже посетил заместитель министра обороны Украины по вооружению Анатолий Довгополый. Однако, если будет назначен А.Котелкин, эти сделки выглядят весьма проблематичными.

Вообще же, и в самом «Укрспецэкспорте» от назначения А.Котелкина ничего хорошего не ждут. Но, правда, уверены, что помешать работать Украине на рынке уже не так просто — ниша надежно охраняется. Говорят, что Украина продает оружие и военную продукцию традиционным партнерам России по военно-техническому сотрудничеству только в том случае, если продукция является явной альтернативой российской или если Россия просто не может поставить такую номенклатуру. Оно и понятно, представительств «Росвооружения» за границей на порядок больше, чем представительств «Укрспецэкспорта». Однако украинские торговцы оружием сумели серьезно увеличить объемы экспорта как в Индию, так и в Китай. В «Укрспецэкспорте» не исключают, что именно это и явилось причиной очередного безосновательного «наезда» в СМИ по поводу появления в Китае партии бронетехники. В Киеве к этому уже привыкли и относятся «с пониманием».

Хотя, и кроме Котелкина с «Росвооружением» на рынке чувствительной продукции проблем хватает. Россия, например, делает новый ракетоноситель «Ангара», который практически предназначается для вытеснения с рынка отечественного «Зенита». Еще в феврале, будучи «и.о.», В.Путин подписал распоряжение о переоборудовании стартового комплекса на космодроме Плесецк под РН семейства «Ангара».

Остались еще общие самолеты, и желание вместе продавать Ан-70 и Ан-140. Иранский заказ на Ту-334, где Украина выступала главным субконтрактером и планировала заработать около 2 млрд. долл., из-за внутренних российских разборок уже под вопросом. Проект Ан-70 для Европы под вопросом по большей части из-за боевых действий в Чечне, но, как считают специалисты, еще не все потеряно. Несмотря на то, что Италия решила закупить «Геркулесы», а Великобритания в начале апреля огласила свою программу в проекте А400М. Ан-140 в этом месяце получит сертификат типа. Может быть он станет мостиком дружбы?