UA / RU
Поддержать ZN.ua

Желаем, чтобы все…

В Донецке участники акций протеста, проводимых в конце недели Партией регионов, обошлись без личного присутствия Виктора Януковича...

Автор: Евгений Шибалов

В Донецке участники акций протеста, проводимых в конце недели Партией регионов, обошлись без личного присутствия Виктора Януковича. Тем не менее результаты работы солидного десанта посетивших историческую родину бело-синих нардепов могут принести намного больше дивидендов, чем решительные призывы «железного лидера» на сценах мини-майданов в Крыму и Киеве.

Нет, конечно, на телевизионном экране ярче и важнее выглядят толпы сторонников ПР, заполонивших улицы и площади. Но здесь ничего необычного и пугающего для власти нет, ибо все прекрасно знают, кто, зачем, куда и почему. Одни участники митингов внимали речам ораторов потому, что не могли этого не делать — разнарядки таки были, и беззащитных бюджетников с коммунальщиками стройными рядами и организованными колоннами доставляли в места выражения народного недовольства. Другие вышли на улицу к регионалам, поскольку больше никто не позвал. Мы уже писали о том, что за несколько дней до протестных акций ПР рыпнулся было с инициативой пикетирования Кабмина угольный профсоюз, но боевой задор ПРУП быстро сошел на нет.

А вот процессы, происходящие в кулуарах местных советов, и высказанные в тех же кулуарах идеи могут оказаться для столичных чиновников опаснее, чем все пафосные речи северодонецкого съезда вместе взятые. За день до митингов местные советы городов, сел и районов Донбасса приняли решение на тему «желаем, чтобы все». В смысле — все в отставку, полная перезагрузка системы власти а-ля 1994-й.

При этом следует отметить, что в сессионных залах, в отличие от улиц, воодушевление было неподдельным и всеобщим. Казалось, стоит только бросить клич — и депутаты тут же сформируют маршевые роты и отправятся рыть окопы полного профиля. Народные избранники с нескрываемым удовольствием пинали, хотя бы с трибуны и словесно, Кабмин, президента и парламент – так сказать, мстили за все прошлые обиды.

Эти скромные на фоне массовых акций депутатские голосования выводят протестное движение, организованное ПР, на новый уровень. Одно дело, когда просто оппозиционная партия критикует, требует и танцует с бубном. И совсем другое — когда такую «предъяву» озвучивает один орган власти другому. Первый срок Леонида Кучмы стал возможен только потому, что шахтерские забастовки были поддержаны местными властями в промышленных регионах.

Можно констатировать, что деятели Партии регионов наконец всерьез задумались о том, что означает название их партии, и занялись консолидацией и укреплением местных элит. Как обычно, на своих прародителей ПР обратила внимание в тот момент, когда жареный петух уже прикидывал — сначала в правую клевать или в левую?

Квинтэссенцией новой (хорошо забытой старой) стратегии бело-синих стал фразеологизм, неоднократно повторенный посетившим Донецк экс-мэром шахтерской столицы Владимиром Рыбаком — «бюджетный федерализм». Эта идея всплывает в умах региональной элиты, как только начинает шататься власть в Киеве. «Если я сегодня говорю о бюджетном федерализме, то имею полное право — я доктор экономических наук, защищался как раз по межбюджетным отношениям… Я давно говорил о том, что финансы должны быть там, где надо решать проблемы. А у нас сегодня деньги — в Киеве, проблемы — в городе», — заявил Рыбак журналистам по окончании внеочередной сессии Донецкого горсовета в четверг. Что-то очень похожее говорил бастующим рабочим Ефим Звягильский в 1993-м…

Одновременно с этим, с идеями «финансового сепаратизма» перед депутатским корпусом областного совета выступила «полпред Колесникова» Елена Бондаренко. «Я хочу напомнить, что наш регион неоднократно самостоятельно справлялся со своими проблемами. Изобретать велосипед не нужно, и я предлагаю, как депутат парламента, рассмотреть идею возвращения к льготному налогообложению», — сказала она с трибуны. Кроме того, помимо требований «отставки всех», в тексты решений вписаны требования завершить политреформу 2004-го года и законодательно закрепить радикальное увеличение полномочий органов местного самоуправления. По сути, брошен лозунг «Вся власть — советам!»

И еще два штриха к картине. Первый — тот же Рыбак утверждает, что одной из ключевых структур в дальнейшей борьбе должна стать Ассоциация городов Украины и подобные объединения муниципальных функционеров. Стоит ли говорить о том, что в этой среде авторитет регионалов непререкаем? Причем не только в Украине. Первыми представителями нашей страны в Ассамблее европейских регионов стали бело-синие области — Одесская и Донецкая.

Второй — центральная власть сама очень много сделала для того, чтобы муниципальные чиновники записались в ее заклятые враги. Настолько заклятые, что мэр Донецка Александр Лукьянченко очень огорчился из-за последних изменений в финансовое законодательство, не позволяющих просто перекрыть отчисление налогов в госбюджет, как шахтеры перекрывали рельсы. «У нас центральная власть из тех ситуаций извлекла хороший урок. Госказначейство тогда не занималось непосредственно финансовыми операциями, а занималось контролем и надзором. Сегодня все финансовые потоки идут через казначейство, и те методы, которыми мы пользовались в 1994-м, 1995-м и 2004 году, сегодня не сработают», — с нескрываемым сожалением сказал градоначальник.

Глава Донецкого областного совета пояснил свою готовность поддержать «бунт баронов» тем, что это единственный способ вынудить правительство «услышать голос регионов». «Закончилось время этой власти. Кто они такие — мы увидели. Что они сделали — мы тоже увидели. Мы принимали не одно обращение к верховной власти, а есть ли какой-то ответ? Даже как простые граждане мы имеем право на обращение, и каждый чиновник обязан нам ответить. И сколько страна ни принимала обращений, никогда высшая государственная власть не отвечала», — отметил Близнюк.

Примечательно, что центральная власть демонстрировала свое презрение к местному самоуправлению безотносительно к персоналиям. Когда в кресле премьер-министра в 2006 году оказался Янукович, директор Института экономико-правовых исследований НАН Украины Валентин Мамутов тут же обвинил главу ПР в «центропупии».

Если ПР действительно будет строить свою стратегию с опорой на местные власти, это может оказаться очень рациональным шагом. По одной простой причине: местное самоуправление — единственная работоспособная система власти в стране. Да — слабая. Да — коррумпированная. Но повторимся – работоспособная и относительно здравомыслящая. Вынужденная постоянно встречаться лицом к лицу со своими избирателями и потому не позволяющая себе откровенно вытирать ноги о людей. Вытирать ноги может позволить себе министр или президент, жизнь которых проходит вдали от народа, в герметичных инкубаторах, будь то госдача, ведомственное здание или отдельный кабинет дорогого ресторана. «Вождя» из столицы всегда окружают только подобострастные клерки, угодливая обслуга и заискивающие в стремлении «порешать вопрос» просители.

А «маленькие украинцы» со своими проблемами идут, в первую очередь, в местный исполком, а не к министрам или нардепам. Подкрепленные деньгами и рычагами влияния муниципалитеты могут стать грозной силой… А ПР, в расчете на это, заранее пытается стать вдохновителем и координатором этой силы. И если это не сиюминутный конъюнктурный расчет, то нас ждет серьезное выяснение отношений между разными уровнями власти.