UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жадность партию погубит?

В среду председатель парламента автономии не смог открыть сессионное заседание — не было кворума...

Автор: Валентина Самар

В среду председатель парламента автономии не смог открыть сессионное заседание — не было кворума. В кулуарах шел сбор подписей депутатов за отставку Анатолия Гриценко, оппозиционеры не скрывали, что среди подписантов есть и регионалы. Многочасовой мужской разговор во фракции блока «За Януковича!» результата не принес — заседание не открылось и в 15.00. Поползли слухи о том, что вице-спикер Сергей Цеков ультимативно предложил спикеру отречься от должности добровольно. Однако перед камерами все отрицалось. Из Киева для «разруливания» ситуации прибыли народные депутаты — лидер крымских регионалов Василий Киселев и экс-спикер Борис Дейч. В процесс, как рассказывают политики, активно вступил постпред президента в автономии Леонид Жунько, что дало повод для разговоров о том, что Виктор Балога поддерживает Анатолия Гриценко. После полуночи стало понятно: сессия в четверг откроется, хотя соотношение сил — 50 на 50. Но Цеков улетит в Киев на встречу с Януковичем. С горем пополам заседание открыли: у столов зарегистрировались 50 депутатов, в зале — 52.

Для понимания зыбкости позиций нынешнего спикера нужно знать, что в составе «правящей коа­лиции» с момента ее создания насчитывалось 80 избранников. Из них блок «За Януковича!» — 46 ман­датов, в числе которых девять депутатов — от влившейся партии «Русский блок», т.е. группы С.Це­кова.

В принципе, все шло к тому, что рано или поздно конфликты внутри фракций депутатов-регионалов или коалиций с их участием, которые уже второй год вспыхивают в городских и поссоветах, докатятся и до ВР автономии. Потому что первопричина и природа — одна. Ресурсы, приносящие деньги, как правило, — это земля и возможность ее выделения нужным людям.

Первый публичный скандал — в Кореизском поссовете — закончился распадом фракции регионалов и их союзников и сменой председателя земельной комиссии. Тогда последней каплей стала афера с выделением земли под застройку на территории Юсуповского дворца. Лоббировал решение руководитель подразделения Госуправ­делами президента, и «ЗН» об этой истории подробно рассказывало. Затем был бунт в Ливадийском поссовете. Группа депутатов обратилась к Виктору Януковичу с просьбой оградить их от давления со стороны брата замминистра юстиции В.Бондика, который якобы принуждает их к выделению множества участков «от имени и по поручению» семьи лидера партии. С дюжину примеров «межрегиональных» нестыковок можно привести по Большой Ялте, а противостояние между секретарем горсо­вета А.Бояр­чуком и мэром С.Брай­ко и вовсе уже не новость, а своеобразие жизни южной столицы.

Накануне сессии ВР Крыма созрел открытый конфликт в Симферопольском горсовете. Многие считают, что он и стал катализатором последних событий в парламенте. На внеочередной сессии горсовета, созванной по требованию большинства депутатов, планировался отчет председателя комиссии по градостроительству и землепользованию и рассмотрение ряда протестов прокурора на решения по тем же земельным вопросам. Однако председатель Г.Ба­бенко самолично принял решение сессию перенести, поскольку в зале зарегистрированы карточки трех отсутст­вовавших депутатов. По обе стороны конфликта — избранники от блока «За Януковича!». Цена вопроса — место председателя комиссии. «Сегодня чаша переполнена и набралось достаточное количество депутатов, которые встали на позицию достойного исполнения своих депутатских полномочий», — поясняет секретарь совета Владимир Блинов. «Оздоровление», по его словам, началось с того, что на прошлой неделе во фракции регионалов ввели… коллективное руководст­во. Там теперь четыре сопредседателя, представляющих парторганизации трех районов крымской столицы, плюс депутат от «Русского блока».

Лидер крымских регионалов настоял на том, чтобы из центрального аппарата ПР в Крым прислали комиссию для «точечной» проверки деятельности местных руководителей-партийцев. «Нужно каждому понимать свое место, чтобы никто не считал себя великим, чтобы все понимали, что есть партийная дисциплина и ее надо соблюдать», — сказал В.Киселев УНИАН, пояснив, что много нареканий есть по Симферополю, по мэру Ба­бенко и другим депутатам-регионалам, тем, «кто сегодня руководит комиссиями в городском совете». Он также заявил о «чрезмерном и отчасти необоснованном» влиянии некоторых депутатов Верховной Рады Крыма на ситуацию в Симферополе… «Мы эту ситуацию изучаем, еще будет разбор во фракции в Верховной Раде Крыма, разбор во фракции горсовета Симферополя. Убежден, что будут сделаны правильные выводы, мы поставим всех на место».

Уточним смелые высказывания Василия Алексеевича. Не боясь ошибиться, предположим, что речь идет о двух влиятельных молодых политиках, как их называют в кулуарах, а именно — о депутате Александре Мельнике и члене президиума Игоре Лукашеве. Без них, как принято считать, в Крыму не решается ни один мало-мальски значимый вопрос, в первую очередь — земельные и кадровые. При этом стиль руководства Анатолия Гриценко, всецело солидарного с вышеуказанными депутатами, в последние годы даже близкие соратники называют авторитарным. А во время разборов полетов, говорят, звучали и слова исконно русские.

Дурная слава об инвестиционном климате в автономии уже утвердилась. Если вы захотите прийти со своим бизнесом в Крым, вас долго будут водить по кругу парламент–правительство, но затем предложат сходить в офис одного депутата на улице Карла Маркса или даже заехать вечерком к нему домой. Услышав про сорок процентов «отката», многие серьезные люди покидают полуостров со словами: «Как вы здесь живете?». Другие пробуют решить вопрос через Киев и часто находят понимание. Однако местным от этого не становится легче. Депутаты-бизнесмены рассказывают и о попытке монополизации строительного рынка в Симферополе и на ЮБК близкой к руководству парламента компанией, и о «кидке» на пару миллионов долларов, и о хамстве соратников по партии, которые заставляют часами ожидать милости в приемных. Одним словом — доколе?

Процесс приватизации лакомых кусков происходит по устоявшемуся сценарию. Примерно так.

«Хочу вот это. За 200 тысяч».

«Нет, что вы! Оно стоит миллион. Но меньше, чем за 400, никак нельзя. Опротестуют».

«Ладно, 300 — и ни копейки больше. Ты участвовать будешь? Денег нет таких? Ну, как хочешь».

Некоторые топ-чиновники и чиновники-депутаты, опасаясь, что когда-то, возможно, за все надо будет отвечать (а отвечают, как правило, стрелочники), в сердцах обещают уйти с должности, заняться пчелами, переждать «бандитские времена». Кажется, Крым это уже переживал. Лет десять назад.

Но это только одна деталь мозаики. У каждой из составляющих коалиции — свои интересы и желание, чтобы договоренности соблюдались. Поэтому когда в повестке дня сессии появился проект постановления о назначении П.Ка­щав­цева (гендиректора «Крымтрол­лейбуса») председателем рескомитета по спорту, взорвался Лев Ми­римский и отказалась регистрироваться фракция «Союз». Потому как должность — их квота. Впрочем, настроение у Миримского и без этого было дурное: ему уже несколько недель не удается «выбить» из своего помещения арендатора — супермаркет «Фуршет», а Гриценко руку помощи не подал и послал в суд.

Следующий пазл коалиции — коммунисты уже давно высказывают претензии к спикеру, и кадровые среди них не на последнем месте.

При этом близкие к спикеру депутаты доверительно сообщали журналистам, что на самом деле всю игру затеяли Воронок и Крюк, которые недовольны тем, как себя ведут получившие, можно сказать, из их же рук путевку в большую жизнь Меля и Лукаш.

В этой связи пожелаем крепкого здоровья Василию Киселеву, который заявил, что он «не тот человек, который прячет голову в песок или уходит от конфликта, если надо на него пойти. Я готов раз отрезать или отрубить гниль или тот орган, который отравляет весь организм», поскольку это лучше, чем сидеть и ждать, пока начнется гангрена.

При всех этих раскладах оппозиция — депутаты бютовцы и от блока Сергея Куницына — при определенных усилиях, конечно же, могли консолидировать всех недовольных, обиженных и просто смелых и добиться отставки спикера. Особенно если бы депутаты фракции «Рух-Курултай» по- восточному долго не взвешивали все «за» и «против» и если бы на их решение не участвовать в процессе не повлияли два фактора. Первый — неприятие самой возможности спикерства пророссийского Цекова и второй — по-отечески мудрые слова Б.Дейча и Л. Жунько (читай — Балоги).

Ввиду последнего мало кто удивился, когда вечером срочно было разослано заявление Куницы­на о том, что его фракция решение об отставке Гриценко не принимала. У депутатов, конечно, есть претензии, и они высказывались, но…. Источники еженедельника «Первая Крымская», кстати, утверждают, что влияние на процесс из секретариата президента велось не только посредством Л.Жунько, но и сам Виктор Иванович звонил крымским «заговорщикам», уговаривая их «сдаться». Аргумент: Гриценко — «это какая-никакая стабильность, с другими будет хуже».

«Какая-никакая стабильность» уже проявилась: во время заседания в четверг председатель комиссии по контролю за системой электронного голосования Олег Роди­вилов («Русский блок») обнаружил, что «голосовала» карточка Та­тьяны Зверевой (БЮТ), которая накануне сессии вместе с депутатами-бютовцами Юрием Мога­рычевым и Валерием Белозеровым попала в ДТП и находится в больнице.

«Я подошел к Татьяне Красиковой (президент ТРК «Черномор­ская», БЮТ. — Авт.) и поинтересовался, где находится карточка Зверевой. Мне ответили, что в комнате фракции. При этом система «Рада» зафиксировала, что карточка срабатывает с места, на котором сидит депутат Владимир Лукашев», — заявил Родивилов.

Далее — просто детектив. Потому что в здание парламента в тот день спикер распорядился не пускать помощников депутатов по той причине, что «вчера у нас по коридорам ходили некоторые помощники с криминальным оттенком». А журналистам уточнил: «Принято решение о пропускном режиме в период пленарных заседаний. Это необходимо, чтобы помощники не мешали депутатам работать, не ходили по залу и не дергали их за рукав». Вследствие вдруг обострившейся бдительности спикера бютовцы не смогли попасть в кабинет, где находится сейф. А когда его открыли с помощью дубликата — карточек трех депутатов не обнаружили. Теперь разбираться с парламентской пропажей будет милиция.

Таким образом, можно сказать, что поддержки стойкого большинства депутатов у спикера больше нет. А это означает, что парламент будет продолжать лихорадить. К сожалению, Сергей Цеков после возвращения из Киева, где имел встречу с Виктором Януковичем, отказался ответить на наши вопросы: «комментировать ситуацию не хочу и не буду». Из чего следует вывод: либо противоречия внутри регионалов утрясли (а это без уступок со стороны Гриценко—Мельника вряд ли), либо Сергей Павлович следует договоренности не выносить сор из избы, оставаясь при своих мыслях. А они не могут не достигать грядущих выборов. Где козырную «русскую» карту надо будет или самим играть, или отдавать в руки регионалам и терпеть роль второго плана.

Впрочем, чем ближе к выборам, тем активнее себя будут вести все политические силы, представленные в ВР Крыма. Включая политиков «с криминальным оттенком», собравшихся в нардепы по списку партии-лидера. А для этого необходимо много-много денег. А их без стабильности власти никак не накопишь…