UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зеркальная реакция

Наивно было бы ожидать, что Москва, претендующая на роль великой державы, молча проглотит решение Киева выслать двух российских дипломатов.

Автор: Владимир Кравченко

Наивно было бы ожидать, что Москва, претендующая на роль великой державы, молча проглотит решение Киева выслать двух российских дипломатов — старшего советника посольства РФ в Украине Владимира Лысенко и генерального консула России в Одессе Александра Грачева. В Белока­менной недолго тянули с ответом на «недружественные действия украинских властей». Спустя неделю россияне заявили нашему послу Константину Грищенко, что будут руководствоваться принципом взаимности и предложили украинской стороне досрочно завершить миссию генерального консула Украины в Санкт-Петербурге и одного из советников украинского посольства в Москве. Вследствие этой зеркальной реакции поспешно собирать чемоданы вынужден Игорь Березкин, как и его российский коллега Владимир Лысенко, курировавший проблематику Черноморского флота. Украинский дипломат проработал в Москве чуть более полугода. Эксперты по украинско-российским отношениям хорошо знают его как специалиста по вопросам временного пребывания ЧФ РФ на территории Украины. А вот что касается украинского генконсула в Питере Натальи Прокопович, то она, вполне возможно, еще поработает в Северной Пальмире: украинская сторона пока приостановила отъезд Александра Грачева из Южной Пальмиры.

Представители украинского МИД и СНБОУ говорят о том, что наши дипломаты не замешаны ни в чем противозаконном и не нарушали положения Венской конвенции. Они — лишь жертвы реакции Москвы «на абсолютно законные действия украинского государства». Ранее Россия столь же нервно отреагировала на решение Киева запретить въезд некоторым российским политикам, составив в свою очередь черный список из украинских политиков. А когда в конце апреля руководство НАТО заявило «о возросшей в последнее время разведывательной деятельности России в структурах альянса» и объявило о лишении аккредитации двух российских дипломатов, то российский МИД в ответ выслал двух канадских дипломатов: Изабель Франсуа, возглавлявшую в Москве информационное бюро НАТО, и Марка Опгенорта, атташе посольства Канады в РФ.

Да и те российские дипломаты, которых вежливо попросили покинуть нашу страну, по словам украинских чиновников, занимались в Украине деятельностью, не совместимой со статусом дипломата. Попросту говоря — шпионажем. И российской стороне были представлены все необходимые документы, о действиях Лысенко и Грачева, наносящих ущерб национальным интересам нашего государства. Еще в августе 2007 года МИД Украины нотой предупредил российское внешнеполитическое ведомство, что деятельность и заявления одного из этих дипломатов дают украинской стороне основания объявить его персоной нон-грата. Так что для российского внешнеполитического ведомства претензия Киева к двум сотрудникам посольства РФ в Украине не должна была стать неожиданностью. Поэтому прозвучавшее из российского МИД обвинение в «недружественных действиях украинских властей в отношении двух дипломатических представителей России на Украине», звучит несколько странно: шпионаж никогда не рассматривался как дружественный акт, способствующий доверию между странами и народами. Особенно, когда активно вербуются украинские граждане. И любое уважающее себя государство всегда жестко пресекало разведывательную деятельность иностранных спецслужб на своей территории. А ведь еще в начале девяностых между спецслужбами стран—членов СНГ были подписаны соглашения о неведении разведывательной деятельности друг против друга.

Киев ранее уже предпринял некоторые шаги, пытаясь пресечь деятельность российской ФСБ в нашей стране. Глава СБУ Валентин Наливайченко в начале нынешнего лета заявил, что подразделения ФСБ, находящиеся в составе Черноморского флота РФ, должны будут покинуть Украину после 13 декабря 2009 года. По данным главы украинской спецслужбы, в составе ЧФ России работают 19 эфэсбэшников, которые занимаются разведывательной деятельностью. Теперь наступила очередь высокопоставленных чиновников в гражданском, имеющих дипломатический паспорт. Кстати, как утверждают российские эксперты, в российских спецслужбах вопросы СНГ курирует сейчас в основном Федеральная служба безопасности. Видимо, в Москве уже решили рассматривать Украину, как и прочие эсэнгешные государства, как собственную парафию…

Высылка иностранных дипломатов, пусть и экст­раординарная, является одной из норм международной практики, которую часто используют даже ближайшие союзники и стратегические партнеры для защиты интересов государства. К слову, американцы не раз уже высылали из своей страны израильских дипломатов. Да и в Старом свете не раз возни­кали скандалы, вызванные шпионажем одной страны—члена Европейского Союза против другой. В украинско-российских отношениях уже был случай, когда дипломатов просили раньше времени уехать домой: героями той истории стали военные атташе двух стран. Но тогда все произошло тихо, без лишней огласки. Да и в этот раз Киев не хотел, чтобы инцидент стал достоянием гласности. Тем более что западноевропейские партнеры, те же французы и немцы, не раз повторяли представителям Киева, что дипломатия не терпит громких и публичных заявлений. Российских дипломатов не объявляли персонами нон-грата, а лишь попросили покинуть Украину в сжатые сроки. К тому же у Лысенко уже заканчивался срок аккредитации. И его отъезд внешне мог выглядеть как плановая ротация. Да только россияне сделали все, чтобы история с высылкой их дипломатов получила огласку, а в двусторонних отношениях появилась новая болезненная точка.

Как показывает практика, такие публичные скандалы не проходят бесследно для обеих сторон. А их обнародование — сознательная эскалация конфликта в двусторонних отношениях. Впрочем, если учесть общее состояние отношений Киева и Москвы и весь комплекс проблем, вызывающий болезненную реакцию сторон, то маловероятно, чтобы новый дипломатический скандал оказал существенное влияние на украинско-российскую двусторонку. Но в Москве не преминут воспользоваться историей для внутреннего потребителя, создавая в глазах собственных граждан образ Украины, руководство которой проводит антироссийскую политику. Министр иностранных дел Сергей Лавров уже обвинил Киев в инициировании провокации. И заявил, что украинская сторона не предоставила Москве никаких фактов, свидетельствующих о том, что российские дипломаты, которым было предложено покинуть Украину, занимались деятельностью, не совместимой с дипломатическим статусом. Так что извинений с российской стороны ждать было бы наивно…