UA / RU
Поддержать ZN.ua

Земля вне закона

Такое впечатление, что продажа «Криворожстали» разбудила вчерашних революционеров, впавших в летаргический сон сразу после победы...

Автор: Валентина Самар

Такое впечатление, что продажа «Криворожстали» разбудила вчерашних революционеров, впавших в летаргический сон сразу после победы.

Губернатор Киевской области, не меньше Крыма погрязшей в земельных скандалах, предложил продавать участки только на подобных аукционах, а через день пообещал, что торги в его вотчине будут проводиться открыто, с обнародованием данных обо всех фактах продаж. Крымские правительственные чиновники, похоже, также прозрели и один за другим повторяют: только прозрачная продажа земли способна побороть коррупцию, доедающую бесценную крымскую землю. Журналисты, доносящие такие новости, конечно же с земельным законодательством не знакомы, иначе непременно должны были бы спросить чиновников и политиков: что же мешало им до этого свято выполнять требования Земельного кодекса? Статья 127, п.2 которого однозначно определяет:

« Продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам осуществляется на конкурентных началах (аукцион, конкурс)». Исключение, позволяющее продажу без торгов, единственное: в случае, если на этом участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие покупателям. Обязательность продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на аукционах или конкурсах субъектам предпринимательской деятельности под застройку закреплена и в статье 134. И, ознакомившись с главой 21 ( «Продажа земельных участков на конкурентных началах»), господа губернаторы и члены крымского правительства знали бы, что информацию о торгах необходимо заблаговременно обнародовать в СМИ, кроме того, на участке нужно установить рекламные щиты с указанием его размера, стартовой цены, места и времени проведения аукциона или конкурса.

Подобное если и возникает в памяти, то только в виде щита с надписью «Sale». А что вы хотите: за годы действия этой нормы Земельного кодекса на конкурентных условиях в Крыму был продан всего один участок — под строительство рекреационного комплекса в Судаке. При новой власти, обещавшей быстро навести порядок с землей на полуострове (в мае президент требовал «вернуть в Крым закон» за месяц!), в автономии успели сменить правительство, но до открытых земельных торгов так и не дожили. По словам председателя республиканского комитета по земельным ресурсам Николая Голубева, «разработанные специалистами проекты правительственных постановлений о развитии аукционной и конкурсной систем продажи земельных участков уже три месяца лежат под сукном в министерстве экономики Крыма, т.е. попросту блокируются, а теневые схемы продолжают работать». Таким образом, можно сделать вывод, что ни правительство Анатолия Матвиенко, ни правительство Анатолия Бордюгова в земельных торгах не заинтересовано. Хотя отговорки типа «Крым еще к этому не готов, так как сначала нужно навести порядок» малоубедительны. Невероятно, но факт: к концу года рескомзем обещает закончить работы по созданию цифрового кадастра земель населенных пунктов по всему побережью от Феодосии до Ялты и установлению границ южнобережных поселков. Крымская прокуратура проверила более 32 тысяч земельных решений органов власти, внесла протесты по каждому третьему, направила в суды более 600 исков по незаконной продаже, аренде, самовольному занятию участков и сегодня констатирует, что в государственной и коммунальной собственности удалось сохранить более 10 тысяч гектаров земли.

Но, как видится, успехи в наведении порядка с землепользованием на полуострове были бы куда значительнее, если бы должностные лица, по чьей вине за бесценок было прихвачено тысячи гектаров ценной крымской земли, понесли заслуженное наказание. Сегодня же, как и полгода назад, когда к работе только приступала созданная распоряжением президента комиссия по проверке соблюдения земельного законодательства во главе с секретарем СНБОУ, известно о многих преступлениях. Но нет конкретных преступников, руководивших и участвовавших в разбазаривании земли и разворовывании ценных объектов на Южнобережье. Громкие рапорты экс-секретаря СНБО П.Порошенко, руководителей прокуратуры и милиции о возврате в госсобственность тысяч гектаров стоимостью в миллиарды ничем не подтверждены. Потому что из всех резонансных дел в судах рассмотрено только одно: Хозяйственный суд Киева удовлетворил два иска Прокуратуры АРК и признал недействительными договоры купли-продажи на 65 гектаров земли ЗАО «Аеросвіт». Крымское правительство не имело права без решения Кабмина, согласованного с ВР Украины, продавать эти земли, поскольку часть из них имеют статус особо ценных, часть относится к территории памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения «Форосский». А в состав акционеров «Аеросвіта» на момент сделки входило иностранное юридическое лицо.

Что же касается персональной ответственности должностных лиц за подобные правонарушения (особенно по поводу вольностей с объектами, бывшими в ведении ДУСи), то ситуация выглядит крайне занятно. Уголовное дело о превышении полномочий должностными лицами Госуправделами президента Украины, МДЦ «Артек» и Государственной налоговой администрациии Украины при отчуждении госимущества пансионата «Глициния» закрыто. Ввиду отсутствия состава преступления. Напомним вкратце эту скандальную историю, долгое время обсуждавшуюся в прессе — ведь речь шла о незаконности приобретения через Внешторгбанк РФ дачи для президента В.Путина. Сделка состоялась между вторым и третьим туром президентских выборов после посещения объекта Л.Кучмой и В.Путиным. Бывшее владение Романовых в Ореанде, ставшее впоследствии госдачей №1, где в свое время поправляли здоровье Н.Хрущев, Л.Брежнев, Ю.Андропов и М.Горбачев (пока не построили знаменитую форосскую «Зарю»), уже несколько лет называлось пансионатом «Глициния» и находилось в пользовании ГНАУ. Если бы все делалось по- честному (то есть как продажа объекта с изрядным земельным наделом со статусом памятника паркового искусства для летней резиденции главы иностранного государства), то процедура требовала бы межгосударственного договора, соответствующих решений КМ и ВР Украины. Но в период выборов, как вы понимаете, прежней власти это было не с руки. Тем более, с учетом той скромной цены, за которую «Глицинию» сторговали. Поэтому сделка была оформлена с Внешторгбанком России через госпредприятие, коим является МДЦ «Артек», на баланс которого и передали «Глицинию». До рассмотрения дела по сути — о признаниии продажи незаконной —все еще не дошло, хотя есть надежда, что это случится еще в этом году. Прокурор автономии Виктор Шемчук сообщил «ЗН»: Внешторгбанк продолжает хозяйственную деятельность — строительство в парковой зоне. И хотя это незаконно — ведь это территория памятника, доступа к объекту у нас нет. По крайней мере, летом нас туда не допустили на том основании, что это территория РФ».

С чем родную страну и поздравляем. Но вернемся к должностным лицам, которым все еще не предъявлено обвинение, хотя следствие по большинству дел длится уже полгода. В земельной сфере таковых прокуратурой АРК было возбуждено 37, по приватизации объектов ДУСи — семь (по фактам отчуждения объектов санаторных комплексов «Форос», «Дніпро», «Зорі України», «Гурзуфский», «Пушкино»). В чем же проблема? По словам прокурора АРК В.Шемчука, половина расследуемых дел «застряла» на стадии судебной экспертизы. Необходимо точно определить ущерб, нанесенный государству в результате противоправных дел должностных лиц. Однако в Крымском институте судебных экспертиз есть только два эксперта по земле, и очередь к ним — на полгода. «Сколько мы ни ставили вопрос о том, чтобы иметь право обращаться в другие экспертные учреждения, нам отказывают. Таков порядок» — говорит г-н Шемчук. Тут впору посмеяться, конечно, если бы не было так грустно. Оказывается, торжество справедливости зависит от скорости продвижения очереди к эксперту по земле. Еще один интересный момент: большинство дел по объектам ДУСи расследуются прокуратурой Киева, а вот одно из самых трудоемких — по афере с реконструкцией «Артека» на сумму в полмиллиарда гривен — оставили прокуратуре АРК. Наверное, именно из Симферополя сподручнее всего оперативно производить розыскные мероприятия в столице и по всей стране, включая выемку документов, встречные проверки и бухгалтерские и строительные экспертизы. Ведь в деле фигурируют подразделения «Укрзалізниці», Госслужбы автомобильных дорог, «Нафтогаз України», концерн «Стирол», «Укрнафта», «Ощадбанк», которые через благотворительные фонды из Хмельницкого и Одессы, а также Госказначейство перечисляли деньги якобы на реконструкцию «Артека». Думаю, если бы у крымских следователей было только одно это дело, им всеравно пришлось бы туго. Но, наверное, у тех, кто принимал такое решение, были свои резоны. А у тех, кто обещал ворам и бандитам тюрьмы, но потом об этом забыл, — свои. Поэтому очень скоро к деяниям преступного режима добавились уголовные дела по противоправным решениям уже новой власти. И надо заметить — аппетиты у оранжевых чиновников гораздо масштабней, а действия порой — бесстыднее, чем у бывших. Может быть оттого, что нынешние правонарушители уверены в своей безнаказанности?

«ЗН» подробно писало о попытке руководства правительства А.Матвиенко «зарезервировать» шесть с половиной гектаров западного побережья Крыма под несуществующий в природе многомиллиардный проект строительства оздоровительно-развлекательного комплекса класса люкс никому неведомой фирмы «Гольф-сити». Новый состав СМ отменил решения своих предсшественников, а несколько поселковых советов оперативно удовлетворили протесты прокуроров на выделение более тысячи гектаров земли для «Гольф-сити». Но прокуратура АРК все-таки возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц правительства Матвиенко и Сакской райгосадминистрации по статье о превышении полномочий. «Однако уже через четыре дня, — рассказывает крымский прокурор Виктор Шемчук, — сакская райгосадминистрация принимает решение отдать 256 гектаров этой же земли, которую мы не позволили выделить под «Гольф-сити», так называемым фермерам. 150 человек получили по одному-два гектара земли на побережье якобы для ведения фермерских хозяйств. И среди них — бывшая и нынешняя «номенклатура»: тут вам и Разумовские (родственники председателя Сакской районной рады. — Авт.), и бывший начальник милиции с женой, и начальник райотдела СБУ — через неделю после этого скандала он был уволен».

После отмены моратория на выделение земли в Крыму на время работы комиссии во главе с П.Порошенко (моратория, который, как теперь уже признали, кажется, все, ничего кроме взлета цен на теневом рынке и его укрепления не принес) местные советы оказались завалены заявлениями на получение участков. На рассмотрение одного заседания Ялтинского горсовета вынесено 400 таких заявок! Как они рассматриваются и какие возможности есть у правоохранителей для оперативной (до получения госакта) проверки их законности — вопрос почти риторический. О привлечении к ответственности должностных лиц после дарования депутатской неприкосновенности и говорить нечего — процентов 70 из нынешних фигурантов, говорят в крымской прокуратуре, привлечь не удастся.

Но главная проблема, считает Виктор Шемчук, в том, что система, в которой были налажены схемы увода ценных земель, ничуть не пострадала. Кое-где поменялись люди, но они в большинстве своем хорошо вписались в прежние схемы. Судьба наработанных в последние месяцы предложений по изменению законодательства, которые бы эту систему поломали и которые готовились для рассмотрения на заседании СНБОУ по «крымской земле», неизвестна. Само же заседание переносилось несколько раз, и что об этом думает новый секретарь СНБО — никто не знает.

И самое забавное. Вот что рассказал читателям «ЗН» крымский прокурор. Оказывается, представители бизнеса, получившие неправдами землю и успевшие там понастроить всякого курортного добра, в добровольном порядке приходят «сдаваться». Так и так, говорят, осознаем и признаем. Вот заказали честную оценку земли и готовы доплатить. Скажите, мол, куда и кому надо доплатить и каков механизм законного оформления собственности. И что ты им ответишь? Ливадийский голова, которому таким образом предложили три с половиной миллиона, пришел посоветоваться в прокуратуру. Но там, конечно же, ничем не порадовали. Честного способа взять эти деньги новая власть не придумала.