Уходящая Верховная Рада, не пролонгировав действие моратория, окончательно «утрамбовала» вопрос с рынком украинской пашни. Даже без принятия Закона «О рынке земель», служившего последней преградой на пути к нему. Таким образом, под елку 2013 года провластные депутаты положили крестьянству мешок с «подарком»: легализацию купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. В глубинке кто-то будет бить благодарственные поклоны, а кто-то будет покрывать отборной бранью…
Немало опасений порождает и поддержанный в первом чтении законопроект, согласно которому иностранцы и лица без гражданства имеют право покупать земли несельскохозяйственного назначения. А такими могут оказаться и черноземы, перепрофилированные дельцами по апробированным «серым» схемам в неудобья или земли промышленности, чтобы не платить за возмещение потерь сельхозпроизводства.
Что касается последнего законодательного акта, то суть его не изменилась даже после исправления дефиниции «иностранные граждане» на «иностранцы». Они, как и лица без гражданства, будут получать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов и вне их, на которых размещены объекты недвижимости, принадлежащие им на правах частной собственности.
Желающие вкладывать средства в Украину жалуются на здешний «арктический» инвестиционный климат. Они и в дальнейшем будут обходить нашу страну десятой дорогой, если не будут распоряжаться землей, на которой возводят свои предприятия. В такой переплет попала итальянская компания «Мерлони».
Ее представители облюбовали знаменитый город Ивано-Франковск, и на базе ОАО «Ивита» в октябре 2003 года основали предприятие с иностранными инвестициями. Выбор итальянцев был обусловлен несколькими благоприятными факторами. Самые важные: наличие производственного комплекса и высококвалифицированного персонала, близость стран ЕС и Восточной Европы, что выигрышно с точки зрения логистики, стоимость рабочей силы, сырья и энергоносителей, позволявшая снизить себестоимость продукции.
Стартовые инвестиции составили более 50 млн. евро. Еще 15 млн. истратили на приобретение автоматических производственных линий, оборудование и их сертификацию. Благодаря усилиям итальянской компании, захиревшее предприятие превратилось в современное производство стиральных машин «Ардо».
Здесь внедрили беспрецедентный режим контроля качества. Если обычно в индустрии бытовой техники проверяют до 3% продукции, то на ивано-франковском заводе тестируют каждую стиральную машину. Известные западные производители бытовой техники начали размещать здесь заказы на производство продукции под собственными торговыми марками.
Понятно, что для иностранного инвестора, вкладывающего немалые средства в расширение производства в Украине, чрезвычайно важно иметь гарантии собственности на имущество и землю. Поэтому предприятие решило выкупить земельный участок вместе с помещением.
Если с производственными площадями проблем не возникало, то в выкупе земельного участка ему отказали. Все уперлось в действующие на то время нормы Земельного кодекса Украины: предприятия, основанные в Украине с участием иностранных юридических или физических лиц, могут приобрести земельные участки только в порядке, установленном для иностранных юридических лиц (ч. 3 ст. 82).
То есть Ивано-Франковский городской совет не имел права продать земельный участок без согласования с Кабмином. Даже несмотря на то, что на ней размещены выкупленные им помещения. Но и Кабинет министров отказал в ходатайстве, мотивируя тем, что в украинском законодательстве существуют противоречия относительно самого определения статуса предприятия с иностранными инвестициями. Именно поэтому такому предприятию земельный участок продать нельзя.
Такой вердикт правительства охладил пыл инвесторов. К счастью, местной власти удалось убедить их не сворачивать производство, заверив, что в условиях аренды земельного участка гарантии права собственности ничуть не ниже, чем в условиях ее выкупа. Но… Если инвестор захочет расширить производство, то он не сможет получить новые площадки под строительство…
Конечно, с продажей земельных участков несельскохозяйственного назначения инвестиционный климат потеплеет. Но гарантирует ли этот законопроект спокойное будущее украинской пашне? С помощью отнюдь не шахматных «многоходовок» ее превращают в недоходные земли, заливают бетоном, асфальтом, мостят тротуарной плиткой.
Мне могут возразить. Дескать, существует строгий порядок изменения целевого назначения и переведения земель из одной категорию в другую. Однако в любом порядке есть «исключения». Они были и будут!
И принятие Закона №1116 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры отвода земельных участков и изменения их целевого назначения» - этому подтверждение. Согласно ему органы исполнительной власти, местного самоуправления будут отстранены от выдачи разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Будут ликвидированы и комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству, сокращено количество разрешительных органов. А значит, изменить целевое назначение земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, можно по их инициативе без принятия решений.
Упрощение процедуры отвода земельных участков в собственность или пользование (в том числе, на условиях аренды) и изменения целевого назначения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, подчинено единственной цели - расчистить путь к тотальной консолидации «золотовалютного» ресурса, которым является плодородная земля, в нескольких или одних руках.
Нефть, газ, кимберлитовые трубки - ничто по сравнению с тем богатством, которым владеет Украина. Да еще и в период дефицита продовольствия… В нашу сторону посматривают россияне, неоднократно намекавшие нашим вождям, что 15 млн. га им не лишние. Поднебесная, по данным ZN.UA, готова открыть кредитную линию в 20 млрд. долл. под гарантии государства. И взгляд китайских правителей в первую очередь упирается в землю. Даже британский премьер не скрывал свой интерес к ней.
Поэтому первичный собственник (не украинский народ!) будет иметь на руках довольно весомый козырь, чтобы стать не только самым богатым человеком в Европе, но и смело отправляться на вторую и даже третью президентскую каденцию.
Упомянутые «исключения» - доминанта всеукраинской гала-распродажи земель сельскохозяйственного назначения. Старт ей, в сущности, Верховная Рада дала 2 октября с.г., отклонив оба законопроекта - №11106 и 11106-1 - относительно продления моратория до 1 января 2014 года. Регионалов даже не отрезвила, казалось бы, логичная формулировка авторов двух документов: до вступления в силу Закона «О рынке земель», полной инвентаризации земель…
Этим провластное большинство, пренебрегая требованиями «Переходных положений» Земельного кодекса Украины, дало понять, что рынок земли внедрят и без… именного закона. Этот документ - последняя неприступная законодательная цитадель - просто потерял свою значимость. И вот почему.
Понимая, что упомянутый законопроект надолго «застрял» в парламенте, власть пошла окольными путями. Изъяла из него новеллу о земельных торгах, создала Государственный земельный банк, урегулировала вопрос сельскохозяйственных земель государственной собственности, остальные - в ведении Госземагентства… Собственно, в законопроекте о рынке земель почти ничего не осталось.
- От самой пролонгации моратория мы не выигрываем, - рассуждает Леонид НОВАКОВСКИЙ, ученый в области экономики и земельных отношений, доктор экономических наук, профессор, академик НААН, соавтор трех земельных кодексов Украины. - Наоборот… Земля (а такой - пятая часть) перешла в наследство тем, кто вообще не причастен к сельскому хозяйству. Государство теряет влияние на землю в целом, особенно на факторы плодородия.
Например, на Николаевщине чиновники взяли в аренду по 50 гектаров, организовали фермерское хозяйство и в течение семи лет культивировали исключительно подсолнечник. И это при том, что никто не отменял правительственного решения о соблюдении севооборотов, согласно которому подсолнечник должен возвращаться на то же поле раз в семь лет. И ни один из контрольных органов не прекратил это варварство.
Если бы агрохолдинги, которые действительно являются носителями передовых технологий, «привязать» к животноводству, с юридической регистрацией филиалов в селах, мы бы решали продовольственную проблему не хуже, чем при ненавистной кое-кому колхозно-совхозной системе.
Согласно Конституции, Государственный земельный банк не имеет права продавать земли государственной собственности. Этими операциями будет заниматься Госземагентство - орган исполнительной власти. То есть оба учреждения будут работать в тандеме. Банк будет консолидировать и крестьянские паи. В этом случае последние будут выступать как элемент залога под кредит банка. Если вы не возвратили заем, надел переходит в собственность Земельного банка. Частную собственность переоформят в государственную, и Госземагентство сможет ее, аналогично землям государственной собственности, продать или сдать в аренду.
С отменой моратория сняты все ограничения на право владеть, пользоваться и распоряжаться собственным земельным участком. То есть можно осуществлять куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения на таких же юридических основаниях, что и несельскохозяйственного.
А спрогнозировала ли власть, какой сдвиг может произойти в сознании украинского крестьянства?