UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗДРАВСТВУЙ, ОРУЖИЕ

Войны двигают технический прогресс. Справедливость этой аксиомы может легко проверить любой, кто хотя бы бегло ознакомится с историей вооруженного противостояния человечества...

Автор: Максим Череда

Войны двигают технический прогресс. Справедливость этой аксиомы может легко проверить любой, кто хотя бы бегло ознакомится с историей вооруженного противостояния человечества. Подавляющее большинство выдающихся открытий, от каменного топора до расщепления атома, было сделано человеком по причине его стремления усовершенствовать методы физического уничтожения себе подобных. Особенно явно эта тенденция проявилась в уходящем веке. Еще бы, две «горячие» мировые войны и одна «холодная» - идеальные условия для производителей вооружений.

В двадцатые годы, после подписания Версальского мира, человечество вошло с танками и авиацией, расставшись с верными лошадьми, служившими ему на полях брани не одну тысячу лет. В пятидесятые, после наиболее кровопролитной войны за всю свою историю, - с ракетами и ядерной бомбой. Конец «холодной войны» застал его в разгаре разработки «Стратегической оборонной инициативы» (знаменитого оружия «звездных войн»), с сотнями военных спутников на орбитах вокруг Земли, нейтронной бомбой и самолетами-невидимками.

Первой масштабной операцией периода окончания глобального противостояния в мире стала война в Персидском заливе 1991 года. Уже тогда стало ясно, что для ведения боевых действий такого плана абсолютно не подходят не только концепции полномасштабной войны между двумя сверхдержавами, которыми была занята последние полвека передовая военная мысль как СССР, так и США, но и оружие, предназначенное для воплощения этих концепций в жизнь.

Оказалось, что конфликты девяностых, характеризующиеся низкой интенсивностью, локальностью, отсутствием не только мобилизации населения, но даже объявлением воюющими сторонами войны друг другу, требуют абсолютно другого подхода. При этом оказались бесполезными ядерные боеприпасы и баллистические ракеты, а к обычным средствам поражения стали предъявляться требования нанесения ударов с хирургической точностью, при которых максимальный ущерб наносился бы военным объектам, а гражданские оставались бы абсолютно невредимыми. Человеческая жизнь, которая в 40-х годах, эпоху тоталитарных режимов, стоила ничтожно мало (что позволяло не только стирать с лица земли целые города вместе с мирным населением, но и добиваться военных успехов, жертвуя огромным числом безымянных солдат), в наше время стала цениться дороже самой дорогостоящей техники. Средства массовой информации получили технические возможности демонстрировать всему миру жестокие последствия бомбардировок мирных городов, что немедленно сказывалось на отношении к политическим лидерам, отдававшим приказы на подобные действия.

Все это стало причиной начала новой революции как в области разработки военных стратегий, так и в сфере военной техники. Появился термин «высокоточное оружие», на первое место вышли высокотехнологические средства ведения войны, элементы управления и контроля, а также технической разведки. При этом главный упор стал делаться на средства воздушного нападения, что обусловило спрос на эффективное оружие противовоздушной обороны.

Война в Югославии по всем показателям вписывается в схему конфликтов конца двадцатого века. Несмотря на все кощунство такого заключения, она стала идеальным полигоном для проверки на практике не только концепций ведения современной войны, но и вооружения и боевой техники, которая в нем участвует. Наступили золотые времена для предприятий военно-промышленных комплексов всех ведущих государств мира. Ведь за боевыми действиями на Балканах сегодня следят военные аналитики всех потенциальных импортеров оружия. Поэтому для одних концернов и компаний весна 99-го может стать началом успеха и расцвета, а для других - неудач и заката.

Прежде всего это касается американских производителей. Судя по всему, особого влияния югославские события на них не оказали. Биржевые показатели всех ведущих концернов ВПК США радикально не меняются - отклонения в ту или другую сторону составляют несколько пунктов. Однако у них появилась уникальная возможность получить бесценные данные об эффективности своей продукции, учесть все негативные стороны, а значит, в короткое время довести ее до совершенства. Не следует, конечно, забывать и о бесплатной рекламе (или антирекламе) американских вооружений, которую делает им каждый налет натовской авиации на югославские объекты.

Некоторые последствия балканской военной кампании для ведущих предприятий ВПК просматриваются уже сейчас. Европейская военная промышленность проиграла американской по всем пунктам. Представители Старого Света уже не один год говорят о том, что пора поставить заслон на пути американских вооружений в армии государств ЕС, пора скоординировать усилия европейских производителей и создавать конкурентоспособные образцы вооружений, которые могли бы заменить американские. В ноябре прошлого года лидеры Франции и Великобритании даже подписали коммюнике об активизации сотрудничества между двумя странами в сфере оборонной промышленности. Увы, все это пока что не дало ощутимых результатов, во всяком случае в области создания средств воздушной борьбы. Участие европейских членов НАТО в боевых действиях на Балканах пока что носит чисто символический характер. Да, немецкие, британские и французские подразделения участвуют в боевых действиях, однако без американцев они вряд ли смогли бы это делать. Бомбардировки, электронное подавление, управление, воздушные транспортные перевозки, космическая и воздушная разведка на 95-98 процентов осуществляются с помощью американской техники. И не потому, что европейцев это устраивает - их вооружения просто не могут конкурировать с американскими. Европейский истребитель «Торнадо» никак не может равняться с тем же F-16, а аналогов самолетов радиоэлектронной борьбы ЕА-6В, транспортных гигантов С-5 или универсальных С-130 европейские концерны просто не производят. Исключение составляет разве что британский истребитель с вертикальным взлетом «Харриер».

А на прошлой неделе министр обороны США Уильям Коэн по просьбе главнокомандующего войсками НАТО в Европе генерала Уэсли Кларка отдал приказ об отправке в Европу еще 176 американских военных самолетов, которые будут участвовать в операции НАТО против Югославии. При этом общее число американских самолетов, участвующих в налетах на СРЮ, превысило 800 единиц. В составе новой группы в Европу прибывают истребители F-16 и F-15, штурмовики А-10 и F/A-18, а также самолеты-заправщики.

Нельзя не согласиться и с тем, что война в Югославии продемонстрировала довольно высокую надежность американских вооружений. Из более девяти тысяч выпущенных по югославской территории бомб и ракет (а число это постоянно увеличивается) от цели отклонились не более дюжины, в процентном отношении - мизер. Разумеется, невозможно вогнать в эти числовые показатели судьбы погибших мирных сербских жителей или самих албанских беженцев, ради защиты которых собственно и проводятся бомбометания. Нельзя также просчитать тот политический ущерб, который нанесли НАТО те две ракеты, упавшие по ошибке на территорию Болгарии, или те несколько бомб, разрушившие здание китайского посольства в Белграде. Однако это уже проблемы политиков, отнюдь не изготовителей вооружений - доля отказов их изделий не вышла за пределы допустимой. То же касается и самих носителей (по военной терминологии - платформ). При таком массированном применении авиации техника ведет себе исключительно надежно. Во всяком случае, о крупных авариях воздушных судов (за исключением катастрофы натовского вертолета «Апач» в Боснии) сведений не поступало.

Нельзя не отметить и то, что полуторамесячные воздушные налеты натовской авиации на югославские объекты предоставили членам альянса (и в первую очередь американцам) прекрасную возможность бесплатно утилизировать боеприпасы с оканчивающимися сроками хранения. В первую очередь это касается крылатых ракет. Как сообщают источники в военном ведомстве США, Пентагон на первых стадиях войны израсходовал весь запас устаревших моделей «Томагавков», на модернизацию или уничтожение которых требовались значительные средства из военного бюджета. Однако время шло, блицкрига не получалось, а расход ракет все увеличивался. Ситуация складывалась таким образом, что в министерстве обороны США уже поговаривали о необходимости переоснастить обычными боеголовками крылатые ракеты с ядерными боеприпасами.

Затяжка боевых действий вынудила руководство США, несущих на себе основное бремя войны, пересмотреть свои военные расходы на текущий год. Палата представителей Конгресса США на прошлой неделе одобрила выделение миллиардов долларов на продолжение военной операции на Балканах. Тем самым конгрессмены, по сути, решили судьбу большей части той суммы, которую должен получить бюджет страны от профицита (преобладания доходной части над расходной), который администрация Билла Клинтона рассматривала как главное свое достижение за шесть предыдущих лет нахождения у власти.

В итоге длительных дебатов палата одобрила 311 голосами против 105 срочный дополнительный бюджет в $12,9 млрд., предназначенный для покрытия расходов на войну и на укрепление американской военной машины в целом. Из этой суммы на участие США в военной операции НАТО дополнительно выделяется 6 млрд. 50 млн. долларов и еще 453 млн. предусматривается для поддержки продолжающегося военного противостояния США с Ираком.

Законопроект предусматривает, в частности, выделение Пентагону 1,1 млрд. долларов на закупку боеприпасов, включая бомбы и ракеты, 1,3 млрд. - на приобретение запасных частей к боевой технике, 1,8 млрд. - на увеличение зарплат и пенсий для военнослужащих, а также 1,1 млрд. - на модернизацию американских военных баз за рубежом.

Как видно, законодатели США не обошли вниманием предприятия американского ВПК. Не исключено, правда, что эта сумма может быть уменьшена в ходе согласования с сенатским вариантом аналогичного документа. Кроме того, президент США Билл Клинтон, запросивший у законодателей на эти цели всего $6 млрд., может отказаться от выделения части одобренной конгрессменами суммы. Но это уже частности. Тенденцию ежегодного сокращения военного бюджета США, наблюдавшуюся после окончания «холодной войны», можно уже считать преодоленной.

Между прочим, боевые действия в Югославии, похоже, приносят ощутимые дивиденды и производителям военной техники стран, выступающих категорически против силовых методов решения югославского кризиса. Только ленивый в российском руководстве не говорит сегодня о необходимости расширения финансирования вооруженных сил. К тому же, исходя из стратегии войны НАТО на Балканах, можно ожидать резкого повышения спроса на российские комплексы ПВО. Сегодня уже практически решен вопрос о продаже знаменитого С-300 в Индию, идут переговоры о перевооружении сирийской армии современными противовоздушными системами производства России. Уверен, что география и объемы продаж этой продукции в ближайшее время будут неизменно расширяться.

И еще одно. Выступая перед ветеранами войны накануне Дня Победы, министр обороны Украины А.Кузьмук заявил о необходимости уделять больше внимания перевооружению и нашей армии. По его словам, выделение средств на закупку новых вооружений для украинских вооруженных сил может происходить даже в том случае, если это окажет влияние на своевременность выплаты денежного содержания военнослужащим. Перевооружаемся?