UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Завтра нами будут руководить двоечники?..»

Отставка зама главы Кировоградской облгосадминистрации Богдана Андрющенко прош­ла тихо и незаметно.

Автор: Светлана Орел

Отставка зама главы Кировоградской облгосадминистрации Богдана Андрющенко, а заодно и начальника главного управления агропромышленного развития Светланы Горбенко прош­ла тихо и незаметно. Написали руководители заявления по собственному желанию и покинули свои кресла. Ни тебе громких заявлений, ни пресс-конференций. Еще работая на должности, по словам Богдана Викторовича, он получил фактически запрет на общение с журналис­тами (это с супероткрытостью и супердемократичностью, нарочито демонстрируемой главой облгосадминистрации Сергеем Лариным). Хотя повод для пресс-конференции, скажем, как раз был: фактически отставку вызвали существенные различия в подходах к делу. Причем речь идет не о личных амбициях или неумении найти общий язык с коллегами или руководством по поводу тривиальных вещей. Речь идет именно о принципиальном несогласии, и оно показательно в контексте происходящих в стране процессов.

Предложения-невидимки

Бывшего эксперта службы вице-премьера по вопросам АПК, руководителя его группы советников Богдана Андрющенко Сергей Ларин пригласил на должность своего зама именно по вопросам села, развития сельского хозяйства. Конечно, Бог­дану Викторовичу пришлось вплотную заниматься вопросами будущей земельной реформы, организацией обсуждения правительственного законопроекта.

Что такое сельское хозяйство для Кировоградщины? Это - сердцевинная отрасль: за прошлый год валовой объем ее продукции составил почти 4 миллиарда гривен, что больше, чем бюджет области; 40 процентов населения проживают в сельской местности, к ним можно добавить и райцентры, ведь это преимущественно не города, а поселки. Но грядущую земельную реформу у нас восприняли весьма враждебно. У степняков особое, весьма развитое чувство связи с землей, осознание ее кормилицей (рентабельность сельскохозяйственного производства области за прошлый год была самой высокой в стране - 47 процентов), частью собственного мира. Конечно, раскулачивание, голодоморы, долгие годы колхозно-совхозной системы значительно ослабили эти ментальные особенности. Однако они не исчезли совсем. Они не чужды даже жителям городов, подавляющее большинство которых - выходцы из села.

Поэтому реформу люди воспринимают не как улучшение ситуации на селе, материальное укрепление сельскохозяйственной отрасли, а как возможный приход денежных и абсолютно равнодушных к прошлому и будущему этой земли собственников, отчуждение того, что принадлежало им испокон века. В одном из райцентров фермеры даже комбайны «вывели» на площадь перед администрацией в знак протеста против принятия правительственного закона. Поэтому его публичное обсуждение в области происходило довольно бурно. Десятки более и менее представительских встреч, круглых столов, сотни предложений и обращений.

Три месяца продолжалось обсуждение. Богдан Андрющенко постоянно занимался этой работой, присутствовал на многих собраниях, иногда принимая на себя незаслуженный гнев или раздражение крестьян. В конце концов предложения, касавшиеся почти всех статей правительственного проекта, были сформулированы. Среди самых принципиальных моментов, предложенных степняками: торговать надо не землей, а правом ее использования. Следует избавиться от стереотипа, что после проведения реформы придет эффективный собственник. А те, кто сегодня работает на земле и большей частью не только выживает, но и имеет неплохой результат, - чем они не эффективны?

Один из ключевых моментов - развитие, а не уничтожение села. Из чего в основном состоит бюджет сельсоветов? Из платы за аренду земли и подоходного налога. Формула же бюджета, выписанная правительственным проектом, предусматривает фактическое угасание сел уже в ближайшем будущем, поскольку, получив один раз поступления от продажи земли, территории в дальнейшем будут обречены. Если проект будет реализован, сельские бюджеты уже в 2012 году могут потерять более полутора миллиардов гривен! Надо ли объяснять, какой это удар по селу, и без того нищенствующему?

Поэтому степняки предлагают внести следующие изменения в правительственный проект, которые бы закрепили в законе приоритет территориальных общин. Именно территориальным общинам должно принадлежать приоритетные право на приобретение земли, накопление ее (тогда можно надеяться на развитие), более того - крестьяне предлагают предоставить право органам местного самоуправления покупать те же земельные паи не обязательно за наличные, а, по взаимному согласию сторон, за услуги: присмотреть в старости, построить дом, устроить и оплатить обучение ребенка и т.п. И - никакой продажи земель запаса!

Крестьяне считают, что в проекте должно быть четко зафиксировано: смена собственника не может быть основанием для расторжения действовавшего договора. Настаивают они также на пожизненном запрете изменения целевого назначения земли, и никаких десяти лет, как предусматривает правительственный проект. Земли сельскохозяйственного назначения должны таковыми и оставаться. К тому же следует четче обозначить требования к тем, кто хочет приобрести право использования земли, чтобы это право не оформлялось на подставных лиц. Среди требований - или специальное образование, или соответствующий опыт работы, постоянное проживание на указанной территории. Да и площадь земли, которая может быть приобретена, по мнению местных крестьян, должна составлять не 2100 гектаров, как предусмотрено правительственным проектом, а всего 100. В других зонах, соответственно, меньше.

Жестче предлагают степняки относиться и к иностранному капиталу. Правительственный проект допускает 10 процентов его присутствия, кировоградские крестьяне - ни одной гривни, ни одного нерезидента в учредителях. И никакой легализации того, что уже продано: завод могли продать, через 100 лет он исчезнет, ??- земля же должна оставаться украинской. Довольно категорично относятся крестьяне и к вопросу консолидации земли. Они не воспринимают тезис правительственного проекта о том, что владелец 75% участка может не считаться с другими собственниками. Только полное взаимное согласие.

Назван еще ряд предпосылок и причин, почему правительственный проект нельзя вводить сейчас. Все это - четко сформулированное и систематизированное в таблицу - было передано в Кабинет министров, откуда, по словам чиновников, документ попал в профильное министерство. Как ни странно, его там не только не рассмотрели, не учли, но и не заметили: во время очередной встречи с министром, говорит Богдан Викторович, когда зашла речь о земельной реформе, прозвучало сакраментальное: «Готовьте предложения!». Такое впечатление, что министерство просто отмахивается - играйте, мол, в свою демократию или что там у вас, а нам свое делать.

Партия регионов не доверяет регионам и... умным

Показательной в этом плане, считает Андрющенко, была фраза, сказанная во время одного селекторного совещания первым замом министра. Речь шла о поручении президента по поводу посевов гречихи. Кирово­град­щина должна посеять ее 21 ты­сячу гектаров. Но посевного материала у области было только на 18 тысяч. Что же делать? «Сейте широкорядным способом!» - распорядился высокопоставленный чиновник.

То есть, убежден Богдан Андрющенко, речь идет не о борьбе за качество, за продовольственную безопасность, - а лишь о неуклонном выполнении поручения. А значит в системе государственной агрополитики государственный элемент практически вымывается. Его подменяет чиновничье рвение. Ради чего?

Власть Партии регионов, вопреки своему названию, централизует финансовые потоки, в том числе и в аграрном секторе. Если раньше средства всех программ поддержки АПК распределялись в области, а то и в районе, то сейчас - только в Киеве.

Непродуманными и неэффективными считает Богдан Андрющенко и медицинскую и административную реформы. По каждой из них можно приводить конкретные аргументы, но самой угрожающей тенденцией вчерашний чиновник считает деинтеллектуализацию управленческого аппарата. Неразумное, необоснованное сокращение, уменьшение зарплат исполнителям среднего и низшего звеньев, постоянное подавление инициативы, требования тупо выполнять указания приводят к вымыванию из управленческих кабинетов умных, находчивых, креативных, неравнодушных. Власть не хочет слышать тех, кто внизу, она хочет, чтобы слышали только ее и выполняли все так, как выгодно ей.

Уже сегодня, считает Богдан Андрющенко, нами руководят троечники, если тенденция сохранится - завтра будут руководить двоечники...