UA / RU
Поддержать ZN.ua

Затишье. Бурю пока не заказывали

Апатия — пожалуй, так точнее всего можно назвать царящие в крымских массах настроения. Никакого народного возмущения указом президента на площадях— ни организованного, ни стихийного...

Автор: Валентина Самар

Апатия — пожалуй, так точнее всего можно назвать царящие в крымских массах настроения. Никакого народного возмущения указом президента на площадях— ни организованного, ни стихийного. Нет жарких споров в маршрутках, на рынках и на скамейках у подъездов. Vox-pop, заполонившие экраны местных телеканалов и полосы газет, являют несколько общих умозаключений народных политологов: как они уже нас достали, никому верить нельзя; Ющенко, конечно, не имел права, кстати, а чего он хочет? а пенсия у меня Х гривен, как из них платить У за коммунальные услуги по новым тарифам? ну и пусть, мы все равно проголосуем за Януковича.

Дебаты политиков совершенно беззлобные, пикируются больше на тему, кто из них лучше защищает права русских. Очень похоже на предвыборную агитацию. Главный руховец Леонид Пилунский увещевает оппонентов: «Да не противьтесь выборам — дайте людям заработать. Выборы — это же такая замечательная возможность для студентов и пенсионеров поправить свое материальное положение. Заодно и олигархи, которых вы ругаете, потратятся». Все, улыбаясь, согласно кивают.

Не найдя себе применения в Крыму, пророссийские лидеры — вице-спикер С.Цеков и член президиума О.Радивилов — едут в Киев, чтобы поучаствовать в акциях. В самой же автономии за прошедшие полторы недели — все­го один пикет у здания представительства президента, который ввиду малочисленности мог бы и не стать новостью, да скандал с журналистами помог попасть на экраны страны. Одному из участников пикета стало плохо, и при попытке снять суматоху пострадали съемочные группы ТК «Неаполь» и «Нового канала» — бабушки и молодые люди дали волю и рукам, и ногам. Противодействие работе журналистов, надо сказать, чуть ли не единственное, что публично указывало на особенность политического момента. В конце прошлой недели нападению также подверглись журналисты ТРК «Черноморская» и НТН, снимавшие отправку спецпоезда со сторонниками Партии регионов. Причем люди в вагоне — студенты и пенсионеры — охотно говорили на камеру, зачем и почему едут в столицу, но их тут же останавливали старшие товарищи. За­тем, выбивая камеру из рук опера­тора, журналистов вытолкали на перрон с криками «У нас тут вещи пропадают». Один из лидеров крымских регионалов П.За­порожец на протесты журналистов отреагировал осуждающе: «А зачем вы туда пошли — вас же никто не приглашал!». Потрясающее понимание политиком роли, профессиональных прав и обязан­ностей журналистов! Когда СМИ «освещают» события по приглашению — это нормально (впрочем, ввиду тотального наполнения эфира и газет «джинсой», такое восприятие журналистики уже почти норма), а когда журналисты без разрешения организаторов интересуются мне­нием участников публичной акции, да еще и пытаются выяснить, почему, вопреки заверениям министра транспорта Н.Рудь­ковского о том, что вне расписания ни один поезд в стране отправлен не будет, из Симферополя они таки идут, за чей счет и сколько стоит, у регионалов сда­ют нервы и они начинают бить журналистов. Или обвинять в про­вокации, как это сделал нардеп Василий Киселев. Спикер Анатолий Гриценко тоже сказал свое слово: «Я сожалею о том, что в период передвижения (надо понимать — пассажиров спецпоезда. — Авт.) были какие-то проблемы, связанные со СМИ… Вы имеете право освещать любые события, и мы делаем все для того, чтобы журналистам было комфортно работать в ВР Крыма».

Очень трогательно, но непонятно: осуждает спикер или одобряет действия своих сторонников; почему руководство автономии не делает все для того, чтобы «комфортно» журналисты мог­ли работать и за пределами здания парламента; и что значит — «какие-то проблемы», если речь идет об уголовно наказуемом деянии — препятствовании выполнению профессиональных обязанностей журналистов, которое по мере наказания приравнивается к аналогичным действиям в отношении работников правоохранительных органов? Отсутствие внятной позиции спикера в данной ситуации подталкивает к единственно логичному выводу: исключать, что бить и препятствовать работе журналистов будут и впредь, не стоит.

Редактор «Черноморской» Елена Механик и телеоператор НТН Александр Хоменко подали заявление в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело в соответствии со ст. 171 УК Украины. В поддержку коллег выступили известные общественные организации полуострова, заявившие, что защищать профессиональные права журналистов и право общества на правдивую информацию будут единым фронтом, используя все имеющиеся возможности, включая юридическую. А ответы на вопросы, которые пытались выяснить журналисты, пожалуй, стоят пережитых неприятностей.

По словам уже упоминавшегося П.Запорожца, спецпоезд 30 марта был «оплачен партией». По словам одного из лидеров «Русского блока» Олега Слюсаренко, люди едут в Киев за свой счет. Крымский депутат Олег Радивилов, сопровождавший другую группу, сообщает, что ПРУ и «Русский блок» таки оплачивают билеты. Сами пассажиры отвечают по-разному — кто говорит, что едет за свои, кто рассказывает, что кроме оплаты проезда в Киеве их должны обеспечить жильем и питанием, а за участие в акции обещано вознаграждение — 50 гривен в сутки. Всего из Симферополя в Киев было отправлено три спецсостава. «В Крымской дирекции Приднепровской железной дороги не скрывают — за такие поездки с ними расплачиваются наличными. Две последние заявки, по словам начальника пассажирского отдела Петра Иванова, обошлись заказчикам в двести тысяч гривен». (СН«Волна» ТРК «Черноморская».)

Итак, три состава — это приблизительно полторы тысячи человек. Скажем так, не густо, особенно если сравнивать с заявлениями лидеров ПРУ о массовости колон поддержки из регионов. (Некоторые оппоненты регионалов уже высказывают подозрение, что местные функционеры завышают данные и дерибанят партийную казну, но это их внутренние дела. Хотя вопрос об оплате за спецвагоны крупными суммами наличных — отнюдь не праздный для определенных ведомств.) Несомненно, если партия скажет — повезут в Киев из Крыма и больше людей. Но партия на протяжении недели команды на решительные действия не давала.

Поэтому и реакция властей Крыма на события в Киеве выглядела удивительно сдержанной. Нет, конечно, указ президента был назван неконституционным и безосновательным, постановления ВР Украины и Кабмина были поддержаны. Но только не парламентом автономии (заседание не созывали), а лишь его президиумом. На вопрос, будут ли власти Крыма противодействовать разворачиванию избирательной кампании или будут участвовать (другими словами — будет ли исполняться указ президента о внеочередных выборах), спикер А.Гриценко отвечает уклончиво: «Мы будем действовать в рамках действующего законодательства, в рамках существующей Конституции Украины и Конституции АРК. Я думаю, что будет найдено политическое решение». И аргументы спикера по поводу нежелательности досрочных выборов совсем непродуманные: «Страна находится в очень сложном социально-экономическом положении, чтобы еще дополнительно выделять 500—600 млн. грн. на проведение выборной кампании». Оппоненты тут же спрашивают: благодаря кому у страны такое нынче положение и потом — указанная сумма ничто по сравнению с потерями, которые понесла страна и Крым вследствие раздачи крупных наделов земли задарма. (Чисто гипотетически: если выставить на открытый аукцион одно лишь «гольфовое поле» в 120 гектаров близ Гурзуфа, презентованное фирме «Антал», связанной с нардепом А.Пригодским, пожалуй, на перевыборы хватит? Если нет, можно еще выставить пару-тройку наделов на пляжах в Массандре и Ялте, выделенных без всяких конкурсов родственным «Анта­лу» структурам.)

Позабавил публику премьер В.Плакида, не подписавший, как известно, заявление губернаторов. Это произошло, судя по объяс­нениям главы Совмина, только потому, что приглашение из секретариата на встречу с президентом пришло в Крым слишком поздно и он не успел на авиарейс!

Короче, в целом поведение крымских властей в первые дни после указа президента можно охарактеризовать так — ни мира, ни войны, ждем решения Конституционного суда. При этом источники, профессионально наблюдающие ситуацию, утверждают: крымские регионалы получили распоряжение мобилизовать 10 тысяч человек для работы в избирательной кампании. Однако лидер крымских регионалов В.Киселев заявляет, что эти слухи — специально запущенная «утка». Впрочем, это непринципиально. Структура есть, ресурсы есть, электорат надежен. При желании разбудить его ничего не стоит. Поводы — под ногами: турецкие военные корабли зашли в Севастополь или в украинской гимназии фильмы об ОУН-УПА демонстрировали, опять же русский язык, крымские татары, и т.д., даже перечислять скучно.

Другое дело, если допустить, что ПРУ пойдет сегодня на выборы (допустим, в случае решения КС о конституционности указа), то у крымских регионалов возникнут специфические проблемы для старта. Первая — мягко говоря, неровные отношения между «отцами» (нардепы Б.Дейч и В.Киселев) и «детьми» (А.Гриценко и его окружение, тес­но ориентированное на нардепа А.Пригодского). Скандалы касательно кадровых вопросов и прочих непослушаний нынешних руководителей Крыма регулярно попадают в прессу. Была и неудавшаяся попытка поменять В.Киселева на посту лидера КРО Партии регионов на секретаря Ялтинского горсовета А.Боярчу­ка, которого называют человеком А.Пригодского. Поэтому сегодня вопрос, кто может из крымчан претендовать на проходные места в списке ПРУ, В.Киселев, конечно, вне конкуренции, но отношения его с А.Гриценко на уровне идиосинкразии. Большой вопрос — останутся ли в списке Б.Дейч и А.Черноморов («Русский блок»). В последнее время «блокроссовцы» достаточно резко высказывались в адрес своих партнеров, и есть сомнения, что эти выпады будут забыты ради победы. А пока не будет устраивающего своих и сопутствующих (пророссийские организации, на крымском уровне входившие в блок с регионалами) решения, говорить о повторении успеха-2006 не стоит.

А время идет. Бютовцы оперативно сформировали списки для работы в окружкомах, провели конференцию и пугают оппонентов осенней неизбежностью еще одних внеочередных выборов — ВР Крыма. Нашеукраинцы, кстати, выступавшие на съезде против внеочередных выборов, обещают взять не меньше голосов, чем в предыдущую кампанию. Регионалы в пятницу отправили еще один состав на Киев. Анатолий Гриценко оттуда вернулся. Говорят, нервничает. Никаких установок по текущему моменту и видения стратегии действий не изложил. Президиум не собирал, однопартийцев тоже. Влиятельный член президиума Григорий Иоффе (фракция «За Януковича!»), также побывавший в столице, сообщил «ЗН», что никаких команд крымским регионалам готовиться к выборам нет. При этом поделился собственными выводами от общения «в верхах»: «Там считают, что досрочные выборы могут быть. Указ президента может иметь место, и ничего страшного нет. Но если в обществе имеется напряжение, которое вышло из тонкого слоя политэлиты в массы, то нужно сделать несколько компромиссных шагов. Одной стороне — остановиться в формировании большинства, хотя законодательство это разрешает, а президенту — приостановить действие указа до решения КС. Иначе страна получит два парламента и раскол. Кто будет в роли Приднестровья, тоже понятно».

Понятно также, что пугающие сценарии («Крым—Приднест­ровье», «Крым—Абхазия» и т.п.), возможны только в случае вмешательства извне одного из северных стратегических партнеров. Кто его призовет, тоже, наверное, не вопрос.