UA / RU
Поддержать ZN.ua

Засветка небом

На кону один из самых известных в мире научных центров Украины - НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория", являющийся важным звеном в системе международных фундаментальных исследований.

Автор: Валентина Самар

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины посредством распоряжения Кабмина потрясло ученый и просто образованный мир очередным "реформаторским" шагом - присоединением академического по сути своих исследований института к образовательному учреждению. Обоснование заявлено традиционное для наших реформаторов - оптимизация, за которой, как это часто бывает, ничего, кроме желания перераспределить кое-какой ресурс с пользой для участников процесса ликвидации-реорганизации, не угадывается.

Между тем на кону один из самых известных в мире научных центров Украины - НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория", являющийся важным звеном в системе международных фундаментальных исследований. Теперь его хотят ликвидировать как самостоятельную научную единицу, так что будущность института под большой угрозой. И что тут, казалось бы, поделаешь: кто-то смотрит широко раскрытыми глазами на звезды в небе, а кто-то предпочитает созерцать их отражение в собственном бассейне. Деградация всего и вся в нашей стране, отсутствие профессионального подхода правительства (в широком смысле этого слова) в любой сфере и почти откровенное рвачество, сопровождающее любую "реформу", уже никого особо не удивляет. Но крымские астрофизики не собираются мириться с уготованной им участью и призывают к этому всех нас.

Славная история Крымской астрофизической обсерватории (КрАО) берет свое начало в первые годы ХХ века, когда астрономом-любитель Николай Мальцов, один из основателей курорта Симеиз, построил на берегу моря частную обсерваторию.

Через пару лет, в 1912-м, он подарил ее Пулковской обсерватории. Во время Второй мировой войны обсерватория в Симеизе практически была разрушена, но уже летом 1945 г. начала восстанавливаться. Тог­да же решено было построить в Крыму большой исследовательский центр. Место было выбрано идеальное: плато в Бахчиса­райском районе, с трех сторон окруженное горами, покрытыми лесом, надежно защищавшим небо от засветки населенных пунктов, а телескопы - от пыли и ветра. Там же вырос и поселок Научный, где уже полвека живут ученые и техничес­кие сотрудники обсерватории.

В Крымской обсерватории 26 телескопов, девять из них имеют статус национального достояния Украины, в том числе самый большой в стране зеркальный телескоп им. академика Г. Шайна и 22-метровый радиотелескоп РТ-22 - единственный радио­телескоп Украи­ны, который входит в мировую сеть радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами. Нацио­нальным достоянием также нужно признать ученых института, среди которых академик НАН Украины, 17 докторов и 32 кандидата наук (весь коллектив насчитывает около 300 сотрудников). А еще здесь есть уникальная мастерская, где изготавливается сверхточная оптика для наземных и космичес­ких телескопов, в том числе - совместно с Национальным космическим агентством Украины - по международным проектам. И весь этот огромный и бесценный научный потенциал теперь лишен статуса научно-исследовательского института и будет преобразован в некое "обособ­ленное структурное подразделение" Киевского университета им. Т.Шевченко.

В ноябре прошлого года Кабмин издал распоряжение "Об оптимизации сети государственных научных учреждений", на основании которого уже 13 декабря Министер­ство образования и науки издало приказ о ликвидации НИИ как самостоятельного научного учреждения и присоединении его к Киевскому национальному университету им. Т. Шевченко в качестве структурного подразделения.

При всем уважении к ведущему университету Украины в обсерватории говорят, что это путь к гибели Крымской астрофизической обсерватории. По­тому как по сути исследований НИИ "КрАО" является академическим учреждением, тогда как главная задача университета - подготовка кадров.

"В институте изучаются космологические проблемы на уровне эволюции Вселенной в целом, явления солнечной активности и ее влияния на разные земные процессы, строение звездных атмосфер и многочисленные явления звездной нестационарности, исследуются магнитные поля в космосе с напряженностью от единиц Гаусс на поверхности Солнца до многих миллиардов Гаусс в вырожденных карликовых звездах на поздних стадиях их эволюции, движение материков Земли, космический мусор в околоземном пространстве. Нет университета в Украине, а может, и в мире, где проводились бы столь разнообразные исследования окружающего нас мира", - говорится в открытом письме председателя ученого совета НИИ "КрАО А. Ростопчиной-Шаховской.

Коллектив научных сотрудников просит Кабмин и МОН­молодь­спорта отменить принятые решения и переподчинить институт Национальной академии наук Украины, где ему, собственно, и место. Еще в мае 2012 г. ученый совет, а в октяб­ре - общее собрание коллектива НИИ приняли решение о целесообразности передачи инс­титута Национальной академии наук. И это мнение было поддержано в ноябре постановлением президиума НАНУ.

Логика протеста и просьб крымских астрофизиков проста и понятна даже нашим школьникам, наряду с учеными и неравнодушными к судьбе обсерватории гражданами разных стран оставляющим комментарии на сайте КРАО в поддержку обращения коллектива обсерватории (https://www.crao.crimea.ua). Но непонятна, наверное, премьеру Н.Азарову и министру Д.Табачнику, к которым сегодня взывает общест­венность с требованием отменить реорганизацию.

Цинизм ситуации, говорят ученые, заключается и в том, что ликвидация института проходит в канун 100-летнего юбилея выдающегося астрофизика и создателя Крымской астрофизической обсерватории академика А.Северного, который решено праздновать на государственном уровне. И в постановлении Верховной Рады Украи­ны, принятом летом прошлого года, Кабмину рекомендовано "рассмотреть возможность предоставления особого статуса Крымской обсерватории как объекта государственного значения".

Кабмин, получается, дал свою оценку значимости КрАО и определил ее статус на уровне структурного подразделения Киевского университета. Како­вы же аргументы правительства?

Их ученым разъяснили уже постфактум. По утверждению сотрудников теперь уже бывшего НИИ, его судьба решалась не только без учета рекомендаций ВР Украины, мнения научного совета института и Нацио­нальной академии наук Украи­ны, но и без уведомления коллектива о готовящихся приказах о ликвидации учреждения и неизбежных в таких случаях грядущих увольнениях. Волна протеста и требований освещается в СМИ с начала года, но ответ на высоком уровне даже после публичных обращений академика и президента Укра­ин­ской астрономической ассоциации Ярослава Яцкива и президента Россий­ской академии наук, академика РАН и НАН Украины Юрия Осипова к премьер-министру Николаю Аза­ро­ву до сих пор так и не прозвучал.

Прибывшие в обсерваторию разъяснить суть перемен и успокоить астрофизиков руководитель департамента Мин­­обра­зования и проректор КНУ только еще больше убедили ученых в необходимости бороться за сохранение самостоятельного статуса и переподчинения Академии наук. Алек­сандр Якименко, директор департамента научной деятельнос­ти и лицензирова­ния МОН­молодь­спорта, сообщил, что решение было принято с целью "помочь поднять научно-технический и кадровый потенциал обсерватории". По его словам, для этого необходимо "найти партнера, который поможет улучшить материально-техническую базу и развивать научную составляющую. Этим парт­нером был определен Киевский национальный университет имени Шевченко".

В свою очередь проректор Киевского университета Сергей Выжва в своем интервью журналистам, которые съехались в Научный в связи с приездом представителей министерства, признал, что решение о передаче обсерватории КНУ было неожиданным.

"С одной стороны, это головная боль, потому что есть много проблем с финансированием, имуществом, устаревшей материальной базой. С другой стороны, мы воспринимаем это как вызов - чтобы можно было показать, что можно сделать в сочетании такого авторитета образовательного, который имеет университет имени Шевченко, и достижений научных, имеющихся КрАО", - сказал проректор КНУ.

Ученые Крымской обсерватории уверены, что ничего не получится, и их опасения подтверждают коллеги из обсерватории Киевского университета, откровенно рассказывающие на форуме сайта КрАО о своем бедственном положении. К примеру, в посте №608, подписанном Л.Казанцевой, научным сотрудником астрономической обсерватории КНУ

"Прежде чем отдавать КрАО университету, следовало бы разобраться, к какому состоянию университет довел свою собственную обсерваторию с почитаемой 170-летней историей, построенную при императоре, которая перенесла две эвакуации, одну оккупацию, стояла у истоков космической эры и почти умирает в независимой Украине. Или такая же судьба ждет и КрАО? Я против этого".

То, что у университета нет никаких средств на укрепление материально-технической базы Крымской обсерватории, о чем говорит А.Якименнко, конечно же, не секрет. Тогда откуда они возьмутся? Из международных грантов, которые может получить обсерватория со своими уникальными телескопами и учеными? Но КрАо их и так получает, участвуя в международных проектах. Или наличие посредника в этом потоке и есть одна из главных целей "оптимизации"? А на поверхности видятся еще несколько интересных перспектив.

Доктор физико-математи­чес­ких наук Юрий Цап для понимания алогизма происходящего предлагает вспомнить хронологию событий последних лет. О самых резонансных мы писали в 2010 г.: фирма "Кон­соль", созданная в свое время председателем ВР Крыма Вла­димиром Константиновым (выросшим, к слову, в Научном), намеревалась построить прямо между телескопами коттеджи, отели для турис­тов, ресторан и развлекательную инфраструктуру. Тогда ученые в буквальном смысле легли под бульдозеры, а резонанс от пуб­ликаций в СМИ накануне местных выборов заставил фирму, родную для крымского регионала-спикера, поумерить свои аппетиты. Однако потом появилась новая идея освоения этих неописуемых по своей красоте и еще относительной незаселенности мест.

"Буквально в прошлом году появилась идея создания так называемого регионального ландшафтного парка, который включает в себя 900 гектаров. В результате создания этого парка, естественно, будет создано юридическое лицо, которое сможет распоряжаться этой землей и в числе прочего - вес­ти строительство", - говорит Юрий Цап.

В то же время в самой обсерватории происходили события, которые не могли порадовать потенциальных застройщиков, поскольку главный организатор протестов ученых против ненаучного освоения Научного Юрий Теодорович Цап на собрании коллектива научных сотрудников, как и предусмотрено уставом НИИ, был избран новым директором КрАО. Вслед за этим должен был последовать приказ ми­нист­­ра образования и науки Ук­раи­ны. Юрий Цап поехал в Киев.

"Первое, что мне сказал Дмитрий Табачник, когда я и прежний директор зашли, было: "Мне звонил Константинов". Крымский спикер, как я понял, сообщил министру, что собрание прошло неправильно, прозвучало даже слово "сборище". Тем не менее министр сказал, что в мае нужно будет приехать на заседание комиссии, и потом уже будет приказ".

Но приказ так и не вышел. Не последовало и ответа премьера Азарова и министра Табачника на письма коллектива НИИ с вопросом о назначении директора. Скажу больше: на информзапросы Центра журналистских расследований по этому поводу ответа по сути с тех же адресов тоже не было.

Итак, институт обезглавили более чем на полгода. Следую­щий сюрприз ожидал при утверждении тем исследований: из восьми поданных министерство утвердило только одну, и финансирование КрАО на 2013 г. сократилось наполовину.

"Это абсурд - чиновники утверждают или не утверждают темы ученым, которые занимаются фундаментальной наукой! Позиция же в министерстве в целом заключается в следующем: наука должна приносить прибыль. Если наука не приносит прибыль, нам такая наука не нужна. Но так мы придем к тому, что у нас не будет ни науки, ни прибыли", - говорит Юрий Цап, который, как и многие его коллеги, думает, что истинной причиной реорганизации является желание распорядиться землями обсерватории в горном Крыму и Симеизе.

Будет ли у проектов застройки плато коттеджами "Консоли" или создания единого ландшафтного парка будущее, еще не очень понятно,активных движений по его реализации пока не наблюдается. Более того, неясно, насколько серьезные люди лоббируют создание парка в 900 гектаров, хотя таких людей в нынешней Ук­раи­не, наверное, немного, и у них одна фамилия (в смысле, семья).

Но совершенно очевидны последствия ликвидации НИИ для сохранности его территории и условий для проведения исследований. С 1997 г. действует решение Верховной Рады Крыма о создании вокруг обсерватории трехкилометровой охранной зоны, которая так и не была вынесена в натуру и теперь уже не будет. Но главное - с ликвидацией института как юридического лица ликвидируется и его право постоянного пользования 100 гектарами земли на плато в Бахчисарайском районе и 17 гектарами - в Симеизе.

Надо сказать, что схема увода земель, "откусывания" ее маленькими участками под дачи и большими наделами для целых "царских сел" через реорганизацию предприятий и учреждений-землепользователей - одна из самых излюбленных у нашего чиновничества. Так, с лица земли и нашей с вами собственнос­ти уплыли целые санатории и совхозы, дробятся парки-памятники и застраиваются заповедники. И министру Табачнику эффективность применения этой схемы известна как никому другому. Потому что в его бытность вице-премьером Украины и руководителем межведомственной комиссии по оптимизации санаторно-курортных учреждений Минздрава Украины и дан был старт большой реорганизации на Южнобережье Крыма. Яркий тому пример - плачевное состояние реорганизованных в ту пору противотуберкулезных здравниц, о чем мы писали два последних номера подряд. И о том, кто становится конечным выгодополучателем от таких оптимизаций, у наших читателей есть персонифицированное представление.